Джаянизм -

Буддизм -

Социально-практическая направленность Китайской философии.

Начало др-инд цивилизаций относится к 3-му тысячелетии до н.э

Образование арийских гос-в на тер-рии Индии.

Оформление религ - мифологич верований арийцев‚ которые изложены в ’Ведах’ (4шт.) - знания.

Ригведа – max значимая в мировоззренческом плане.

Древнее Библии‚ начин склад в середине 3тыс‚ окончательную редакцию приобретает в 14-15 в до н.э.

Основные хар-ки богов‚

Сборник гимнов‚ которые исполнялись во время ритуалов жертвоприношения.

Этапы формирования девне-индийской философии:

Ведический этап

Брахманы (9 век до н.э.) – комментарии к ритуалам для высшего сословия

Араньяки – ’лесные братья’‚ отшельники‚ уходивших в леса.

Упанишады – ’сидеть около’ имеется в виду ’около учителя’‚ одного из лесных братьев‚ сборник философских текстов‚ которые становятся каноническим в индийской традиции.

Все этапы философской традиции в Индии имеют ’коментаторский характер’.

Школы др-индийской философии делятся на:

Ортодоксальные – следующие канонам‚ которые признают авторитет ”Вед”:

Санкхья (Санкхья-йога) – Ишваракришна‚ Патаджали (!!!почитать‚ т.к. техн работы с бессознательным широко рассмотрены и есть много психологизмов” Патаджали ”с комментариями …)

Веданта‚ основатель Шанкара

Неортодоксальные – которые не признают авторитет ’Вед’‚ отрицая практику жертвоприношения.

В санскрите больше слов‚ касающихся ψ‚ чем в древнегреческом.

Ригведа содержит несколько противоречивых мифов

Миф о Пуруше – 1-й огромный человек‚ которого боги принесли в жертву и из частей которого возникли касты.

Смысл: Мир‚ Жизнь= жертвоприношение‚ посредством которого регулируются взаимоотношения с миром.

Для индийской традиции: жертвоприношение - гарант космической гармонии‚ справедливости”. Если хочешь получить – научись жертвовать”

- процесс ‚ где собираются природные‚ человеческие и божественные начала.

Миф о Пуруше рассматривается как первый исторический.

Причина основания мира – брахман‚ как всеобщее духовное начало‚ причина существования всего в вся. (можно соотнести с идеей Бога-Отца) – абсолютная причина‚ ассоциируется с небытием.

Для западно трад – материал и форма причина существования‚ обуславлявающая непосредственно форму ее существования

Для вост – условие сущ – пустота‚ которо есть везде (условно это брахман) и обуславливает существование всего!

Атман – синоним мирового разума‚ мировой души; (идея Бога-Сына как логоса‚ разума)

’Атман’ – отдельная индивидуальная душа‚ которая есть у всего.

Пракрита – не вещество‚ а энергия (для нас материя = субстрат).

Пакрита→ состоит из 3 гуны – направлений‚ потоков

1-я к ясности‚ созерцательности.

2-я: к агрессии и враждебности.

3-я: соотнесена с пафосом действия.

путем аскетизма, медитации, уход от индивидуального сознания, чтоб найстй всеобщий космос внутри себя.

Уход от индивидуальной души к общему.

Их материализация формирует те или иные материальные тела‚ в которых преобладают элементы действия‚ агрессии.

Цель всего живого состоит в освобождении от ’Пракрити’ и соединение с Брахманом-Атманом.

Любое тело = единство ’Пракрити’ и Атмана.

Живое в отличие от неживого имеет ’Джива’ – душу‚ которая присуща только ’живому’.

Ее отличие от западных характеристик является то‚ что она подчинена ’Карме’ – закону воздаяния.

Карма определяет твою будущую судьбу по твоим предыдущим деяниям.

’Джива’ бессмертна, она лишь меняет тела

Карма управляет ’колесом Самсáры’ – т.е. ’Колесом Душ’

Будда также не избежал реинкарнаций‚ но даже будучи слоном отличался ↑ щедростью и т.д.

Преодоление Самсары позволит выход из этого колеса.

Для мудреца путь к брахману-атману связан с практикой внутреннего жертвоприношения.

В ортодоксальных школах:

Мокша = слияние с абсолютом (что в буддизме ’нирвана’) – вгутреннее жертвоприношение, особая практика – техника йоги‚ которая включает в себя ряд разделов.

Суть: чел должен сначала собрать в себе все природно способом принятия различных поз и т.д.

Вслед за этими состояниями чел должен увидеть все общее‚ сто есть в живо

Потом он начинает понимать‚ что мир – лишь иллюзия.

(Реальность сна для индийской традиции более реальна‚ чем жизнь.)

принять в себя эту ’общую пустоту’

Общее Санкхьи и Веланты: путь спасения=путь жертвоприношения, достичь мокши могут только брахманы‚ которые.

Буддизм – оформляется в 6 веке до н.э. Будда (=просветленный) Сидхарха Гаутама - основатель

Согласно предсказанию он должен был покинуть царский дворец как только увидит мир за его стенами‚ что потрясло его и заставило отправится на поиск

Версии буддизма – ’Большая и малая колесницы’.

4 благородные истины буддизма:

О страдании ”: жизнь – есть страдание

О причине страдания ” - желание жить – причина страдания‚ которое направляет нас на суетное‚ является причиной порыва.

Об исчезновении страдания ”‚ которое возмоно лишь при уничтожении делания жить и приходе к ’нирване’ (=угасание, т.е. угасание страстей во имя соединения с пустотой космоса)

О восмеричном пути ”‚ посредством которого можно достичь нирваны, в отличие от санкхьи‚ буддизм обращался к более широким слоям населения ‚ говоря‚ что ’каждый может достичь нирваны при должном стиле поведения’. Одновременно признавал достижение нарваны не только при смерти‚ но и при жизни (в качестве отшельника). Просветление делает человека ’Буддой’. Бога в буддизме нет как такового‚ т.к. им может стать каждый при достижении соответствующего состояния. Нет ритуалов жертвопрношения и поклонения богу.

Демократичность буддизма широко распространила его.

Писался не на санскрите‚ а на прокрите (разговорном языке‚ понятном всем)‚ что сделало его одной из мировых религий.

Буддизм связан с идеей отказа от брахмана-атмана как исхожных оснований всего.

Идея отказа от души как вечной сущности.

’Анатман’ – отрицание души. не только тело изменчиво‚ но и душа! Закон кармы и самсары для буддистов оставалось‚ т.к. необходимо было отмечать те изменения души‚ которые происходили.

Джайнизм – кшатрии, основатель Вачаки

Центральное понятие –”Джива”

Принцип ”Ахимсы” – принцип ненасилия к живому‚ который приобрел гиперболизированное значение‚ т.к. в каждом жучке может скрываться великий правитель или кто-то похожий на тебя. Основной принцип: ’равенства душ’

Особенности Древне-Индийской философии:

1. Религиозно-мифологическая окрашенность.

2. Психологизм – сам мир мыслится‚ в первую очередь‚ как ψ реальность. Все то‚ что видимо – случайные блики тех сил‚ которые пожчинены Самсаре. ’Реальный мир’ доступен лишь пониманию ’сердцем’.

3. Философия – не столько теория‚ сколько определенная практика жизни‚ ведущая в жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: