Гуманистические тенденции в культуре возрождения

Возрождение или Ренессанс.

Социо - культурные особенности Ренессанса

Философия эпохи возрождения.

ЭКОНОМИКА.

Оживление товарно-денежных отношений, развитие торговли и торговых связей!

Ренессанс первоначально оформляется в Италии, которая находилась в центре торговых путей Европы.

В средние века такого интереса к деньгам не было.

Поздий Ренессанс – возникновение мануфактур‚ которые способствуют стуктуризации социальной структуры.

СОЦ.

Формирование бюргерства. – первоначально ремесленники, торговцы‚ зажиточные горожане.

Ослабление церкви → новые типы правления‚ отталкивающиеся от городского типа правления‚ похожего на республики (Венецианская республика‚ Флоренция).

Без ослабления церкви Ренссанс был бы немыслим.

Р сопровождался на секуляризацию культуры‚ акцент на светских искусствах, научной мысли.

Ренессанс – эпоха ВГО (Великих Географических Открытий).

ТЕХНИКА.

3 великих изобретения:

· Компас

· Порох

· Книгопечатание (возможность демократизации знания, не только для распространения его в узких кругах)

14-16 века (условно) – Возрождение (в отечественной философской мысли).

Его соотносят с началом Нового времени (в западной философской мысли), с рассветом (в новоевропейской философии)

Современная позиция – ’осень’ средних веков, связанная с подытоживанием всего тысячелетнего.

Статус Ренессанса – переходная эпоха.

Гуманизм (в узком смысле) – течение Итальянской культуры 13-16 веков, делавшего акцент на особом предназначении человека в действительности

Гуманизм (в широком смысле)- философско-этическое учение‚ рассматривающее человека в качестве высшей ценности бытия.

Гуманизм возник на стыке философии‚ культуры‚ искусства.

Конституирование гуманизма стало возможным только после христианства.

Исходный центр религии – БОГ, а не человек.

Средние века выделили человека как что-то значимое, как подобие Бога. Он отталкивается от идеи человека как равного Богу который интересен не только в своей соотнесенности с Богом, но и сам по себе.

Произошло перенесение акцентов с мира небесного на земной.

Ренессанс рассматривает земную жизнь как гарант последующего бессмертия → предназначением человека становится реализация себя на Земле → акцент переносится на ’здесь и сейчас’.

Данте Алигьери (’Божественная комедия’) и Франческо Петрарка – начало Ренессанса.

Поэтизация земной любви, которая подымается на ’пьедестал’.

Не только душа от Бога, но и тело → оно прекрасно → реабилитация чувственности, заявление о правомерности всякого чувства у человека.

В живописи появляются новые образы ’мадонн’, которые теперь изображаются с обнаженными частями тела…

Обожествление человека – попытка посмотреть на человека как равного Богу. Именно в обязанностях человека – доделать то‚ что не доделал Бог.

Эта свобода‚ в первую очередь‚ связана с творческим моментом человека →таким способом человек может достигнуть обожествления.

Человек = малый Бог, ’микроТЕОс’, являясь одновременно и микрокосмом, малым миром, вбирая все качества природы, большого Космоса, в силу чего он полагает себя и как БОГ и как МИР.

Идеи тождества соотносятся с идеями античности, только переворачиваются:

В античности Большой Космос преобладает,

В Ренессансе – Мир растворен в человеке как в наиболее высшем начале этого мира.

Кризис схоластики: их споры стали слишком абстрактными и оторванными от жизни

+ новая линия неоантичной философии (повышение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: