Лекция № 11

Лекция № 10

Библия: вначале было слово, и слово воплотилось (в σαρξ– «мясо»): Логос преображает всё, в т.ч. и то, что не предназначено для «организации», красоты (σωμα) и пребывает до сих пор => идея о конце света.

В христианстве появляется «векторная модель истории»: история становится целесообразной, целенаправленной, получает целевую причину (Страшный Суд). Каждое событие становится отличным от другого, осмысленным в концепции Страшного суда. Различаются настоящее, прошлое, будущее – не совпадают друг с другом. Задача историков – поиск не совпадений (которые часто оказываются ложными), а скорее – различий.

Меняется представление об истине (αλήθεια): у греков её может найти человек, теперь она приходит к человеку «сама» в виде откровений (αλήθεια – не спрятанное?). Истина может быть в двух видах: тексты (Библия) и природа вокруг нас. Т.е. можно прочитать книгу Природы, но для этого надо быть уверенным, что язык нам уже сообщён => сразу кризис: история двоится (есть два равносильных документа: история реальная и Библия, которые не совпадают, но ни то, ни другое нельзя отбросить как часть творения божественного: это есть откровения Бога). Как придать статус нормативных актов (церковь = государство) размышлениям философов, как построить систему соответствий двух историй? => особый слой литературы (литература патристики): Отцы церкви и деяния Соборов.

2 периода средневековой философии: 1. Патристика II-VIII вв. «pater» - отцы (Церкви); 2. схоластика IX-XV вв. («школьная»).

4 признака Отца церкви: древность (до IX в.), личная святость, ортодоксальность (православность), соответствие церковной традиции (можно оценивать соответствующего автора, учитывая деяния и решения Соборов).

1054 Великая Схизма – разделение церквей. У католиков вселенские Соборы продолжаются, у православных есть последний – седьмой, 788 г. Но и у католиков тоже нет новых отцов Церкви, только Учителя.

Патристика – сочинения Отцов Церкви, решения Соборов – догматы. Патристика разделена на две части: греческая и латинская. Западная патристика – разрыв. Северин Боэций (†524): «премьер-министр» при остготском короле Теодорихе, последний Отец Церкви и первый схоласт, казнён. В тюрьме пишет поэтический трактат «Утешение философией» - возврат к античности. До того – попытка «соединить» истории. Чтобы решать задачи патристики, надо ознакомить латинский мир с античной философией. Хочет перевести на латынь Платона, Аристотеля, неоплатоников. Начинает последовательно переводить, успел перевести почти всего Платона, «Логику» Аристотеля, Порфирия (ученик Плотина). Это и стало основным источником знаний об античной философии в латинском мире (VI-VIII в.) В X-XI в. будут переведены «Физика», «Космология», «Этика» (еврейские купцы через арабские переводы; буквальные переводы с арабского на латынь без комментариев) => «научная революция». Ранняя схоластика связана только с «Логикой». Боэций ставит проблему: res et vox (вещь и [её] имя): когда мы называем вещь именем, означает ли это, что имя уже существовало (в некотором идеальном пространстве) и мы распознаём вещь или каждая вещь уникальна, её имя обобщается и конструируется понятие? Что первично, а что вторично? => спор об универсалиях (центральная проблематика средневековой латинской философии) =>

· Реалисты (<=Платон): реальны имена, вещи вторичны (Блаженный Августин);

· Номиналисты (<=Аристотель в его средневековом понимании): существуют вещи, имена мы создаём. Имя усредняет класс вещей;

· Концептуализм (меньшинство, подлинный Аристотель): вещь ≡ имя, не может быть двух одинаковых имён (Пьер Абеляр, Иоанн Дунской).

Продолжатель Боэция – Иоанн Кассиодор (первый учебник богословия и философии на латинском языке – «Институции»: часть I – философское введение, часть II – христианское богословие): классификация наук (3 гуманитарные науки – грамматика, диалектика (логика), риторика; четверка точных наук – арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Почему не вошла физика? «Физика», «Трактат о небе» Аристотеля не существуют, а для Платона физика не представляет интереса (наука о бытие, текучая материя). Астрономия (небо) – точная наука; музыка – пифагоровская традиция, через Платона => точная наука. => семёрка свободных искусств, которые должна изучать молодёжь, прежде чем изучать богословие. Нет университетов (только с середины XI в. – Болонья), только школы при монастырях, аббатствах.

Университеты – объединение студентов и преподавателей, «тайный орден». Идея сообщества людей, которые посвящают себя интеллектуальным занятиям, пользуются особыми привилегиями, но оторваны от внешней жизни, изолированы. Возникают из-за «эры блудниц» в католичестве (конец первого тысячелетия), когда римские папы предавались разврату. Клюнийское аббатство – центр возвращения к старым, жёстким обрядам => клюнийское движение: папа Григорий VII – против симонии (практики продажи церковных должностей), светской инвеституры епископов (согласие местных феодалов на получение епископов кафедры), нарушения целибата (обета безбрачия духовенства) – побеждает[5], но при борьбе за римский престол оно опиралось на интеллектуалов, влияющих на простых людей (споры, ереси). Создание системы университетов – контроль над интеллектуалами (доступность, защита, отбор, «безвыездность») => типа ГУЛаг (!) + требование вступать в монашеский орден (=> целибат – отсутствие «лишнего» размножения). Две стадии обучения: 1. философский факультет (6-8 лет, 7 свободных искусств); 2. богословский факультет (6-8 лет) => диссертация и т.д. Но «инакомыслящие» (в университетах была дозволена любая ересь) возвращались в мир => дискуссии на городских площадях (с XII в. Лондон, Кёльн, Париж). В университетской среде появляется представление о том, что знание – общее, оно носит объективный характер. Не авторы знания, а актёры. Основная форма обучения – диспуты (любой слушатель мог занять любую точку зрения).

С VIII в. появляется энциклопедия технических знаний (VII в. – Исидор Севильский, 12 книг «Этимологий» - этимология всех терминов, слова не появляются случайно, слова – знаки реальности, указывающие на замысел Бога), XIII в. – расцвет опытных знаний (Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест изобретают линзы. Оптика <= разглядывание божественного света).

1. университеты – аккумуляция интеллектуальной энергии – внеличностный характер знания;

2. появление полного Аристотеля (научная революция) – формируется схоластика (XI в)

3. появление мистического движения (конец света) – объяснение мистического опыта (ни запретить, ни полностью разрешить нельзя).

=> схоластическое богословие (XI-XIII вв).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: