Лекция 5. Научное и ненаучное знание. Вред лженауки

I. Существенные черты современной науки [2]

(=требования, предъявляемые к знанию, претендующему на статус научности = критерии научности):

1. Объективность. Цель и наивысшая ценность научного познания – это объективная истина. Данное положение может показаться банальным, но в ходе методологических дискуссий выясняется его принципиальная значимость. Достаточно указать на различие между объективным и субъективным опытом, для того, чтобы понять, что частью науки может стать лишь то знание, которое получено с помощью объективного опыта, т.е. такого опыта, факты которого могут стать предметом восприятия потенциально неограниченного числа людей. Напротив, свидетельства субъективного опыта, относящиеся к сугубо психической сфере человеческого бытия и недоступные для проверки извне – не могут считаться источниками научных фактов и включаться в рассмотрение, как нечто достоверное и всеобще очевидное.

2. Способность делать точные, оправдывающиеся в последующем опыте прогнозы развития систем разной степени сложности и относящихся к разным уровням организации; точность научных прогнозов находится в обратно пропорциональной зависимости от степени неупорядоченности, многофакторности, исследуемых процессов. Так, наиболее сложны для прогнозирования культурные и политические процессы. Будущее общества, так же как будущее индивидуальной биографии человека могут быть лишь предметом более или менее обоснованных предположений.

В нашу эпоху, когда наука стала основной производительной силой общества, прогностическая функция науки уже не сводится к приблизительному предначертанию некой обобщённой, полуфантастической картины будущего. Прогнозирование теперь включает в себя активную деятельность по преобразованию прошлого в настоящее, а настоящего в будущее. Прогноз – есть только самый первый шаг на пути претворения научных идей в практику. Следующим шагом становится план – ряд конкретных, взаимосвязанных между собой проектов, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей.

3. Системность научного знания. Одно из самых важных определений науки, (а наука, как и всякое другое сложное общественное явление, имеет несколько взаимодополняющих определений) указывает на неё, как на систему знаний, выраженных в понятиях [3]. При этом такое понятие как система, нужно отличать от простой совокупности, т.н. «суммативного целого». Внешним образом объединённые знания, сумма аккумулированных в справочниках и энциклопедиях фактах ещё не дают нам науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, доведено до их интеграции в систему понятий, которая позволяет нам сформулировать цельную и адекватную своему предмету – теорию [4].

4. Непрерывная методологическая рефлексивность. Работа учёного, в идеале, должна сопровождаться осознанием и коррекцией тех методов и приёмов, посредством которых он исследует интересующую его область реальности.

Затрагивая, урывчато, столь серьёзную и объёмную тему, как научная методология, отметим для начала лишь то обстоятельство, что наука, будучи в сущности своей – рациональной, не отвергает актуальности иррационального компонента. Особенно характерно это для гуманитарных наук.

5. Строгая доказательность. Эта характеристика научного знания может быть выражена также в требовании эмпирической и логической обоснованности полученных результатов, в обосновании достоверности выводов. Вместе с тем из науки не должны изгоняться и те концепции и положения, которые не имеют ещё эмпирического основания, т.е. как таковые ещё не доказаны и пребывают в сфере научного мышления только в качестве гипотез и предположений. До Дарвина весь эволюционизм был таким интересным, но лишь умозрительно доказуемым предположением. Но Дарвин не побоялся обратиться к этому понятию, поверил в его познавательный потенциал и превратил в цельную и развитую научную теорию.

Современная методология выявляет и другие критерии научного знания, например: 6. формальная непротиворечивость, 7. верифицируемость [5], 8. фальсифицируемость [6], 9. открытость для критики, 10. непредвзятость и др.

2. Разновидности ненаучного знания.

Ненаучное – ещё не значит – негодное или подлежащее искоренению; многие виды ненаучного знания являются древнейшими формами знания и занимают своё законное место в духовной культуре человечества. Всё знание, находящееся за границей науки, целесообразно подразделить на два типа: доброкачественное и злокачественное.

1. Доброкачественное ненаучное знание – представляет собой совокупность знаний, не интегрированных ни одной из существующих наук, не претендующих на научность, но выполняющих, тем не менее, важнейшие функции в системах социальной коммуникации.

Разновидности доброкачественного ненаучного знания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: