Лекция №12. 1) Космологическое – первопричина; каждая ступень => следующая (<= «Тимей»). Плотин: время тварно. Августин: вся материя появляется со временем

Доказательства бытия Бога:

1) Космологическое – первопричина; каждая ступень => следующая (<= «Тимей»). Плотин: время тварно. Августин: вся материя появляется со временем.

2) Антологическое – Парменид (мышление ≡ бытие). Бог – единственный в своём роде (обладает всеми качествами в бесконечной степени)

3) Телеологическое – Бог – источник целесообразности.

Что организует все места? Что является верховной целевой причиной? Что есть Бог для нашего мира? Схоласты: он влияет через то, что движет; присутствует в нашем мышлении; задаёт каждой вещи своё место.

XII в. – традиции, уже не связанные с университетами – монастырские школы: нет званий, системы образования. Два центра => два направления схоластики:

Шáрторская школа: Бернар, Тьерри (Платон ßàхристианство): «Тимей» => грамматика, риторика, математика, астрономия (7 университетских наук без музыки и диалектики).

Сен-Викторúнская (Франция): Гуго Сен-Викторинский. Мистические опыты. Учебник «Дидаскалион» (энциклопедия богословского и философского знания): любая проблема делится на массу мелких вопросов, имеющих два варианта ответа => ответ, с которым автор не согласен, аргументы: Библия, отцы Церкви, античная философия, мнения братьев). Возражения по каждому аргументу (те же основания) => правильный ответ. Старались учесть все «узелки»: это занудно, но хорошо с учебной точки зрения. «Бисероплетение». => сентенции Петра Ломбардского (XII в.) – учебник для всех схоластов (далее – Фома Аквинский) – совершенство бисероплетения.

В Сен-Викторинском аббатстве – учение о 3 степенях познания божественного учения:

· Cogitatio – собственно мышление (классификация, выдвижение идеи) – чувства, опыт;

· Meditatio – смотрим на единое начало всех идей не через чувственный опыт, а через рефлексию;

· Contemplatio – созерцание: преодоление рефлексии, попытка посмотреть на идеи с точки зрения Бога.

Нужно устремляться к прообразу всех идей. Это возможно только в мистическом опыте. Невозможно прервать эту иерархию: 1) почувствовать; 2) собрать идеи и найти общее; 3) созерцать источник идей. Телесное – рациональное – созерцательное. Не все проходят до конца, не все возвращаются. Цель – пройти туда и обратно. Но опыт слишком уникален, его нельзя передать => нет в университетах (нельзя повторить, а в университетах – внеличностный характер знания) => схоластическая теория университетов не была всеобъемлющей.

XIII в.: проблема, соединившая университеты с монастырями и открывшая новые ордена. Катáры, альбигойцы – реанимируют древние представления о двух богах: добра, света и тьмы, зла (равновеликие), а католики на пути зла. Юг Франции в ереси => раскол церкви, внутренний крестовый поход (до 1215), кровавая борьба, «Убивайте и тех, и других; Бог разберётся». Два новых ордена (ранее – только бенедиктинцы, o. b. – ordo benediktinum, и августинцы, o.a. – ordo Augustinum, в честь Блаженного Августина).

1) Доминúк де Гусмáн - доминиканцы (нач. XIII в., o. p. – ordo predikaturo, орден наставников): изыскивают отклонения от католической церкви. Розыск и инквизиция (не централизованная, на местах). Борьба с ересью интеллектуалов.

2) Св. Франциск Ассизский (бродячий проповедник, обращался к простому народу, поклонялся любой твари и обожествлял её) – францисканцы (o. f. m. – ordo fratrium minori, младшие братья): проповедуют слово божье самым простым людям; там, куда не доберутся интеллектуалы; простота сердца[6].

Впоследствии (XVI в.) появятся иезуиты (S. J.).

Учёные –> францисканцы, университеты принадлежат ордену => сферы влияния орденов (Оксфорд, Кембридж – францисканские, точные науки; Париж – доминиканский, гуманитарии). Францисканцы отказываются от мудрствования (почему так, а не иначе), не пытаются понять логику Бога. В мире есть замысел, но мир – сделан волевым усилием => изучение конкретных вещей. «Назад, к Природе». Как правило, францисканцы – номиналисты (вещь => имя), доминиканцы – реалисты (имя => вещь).

1054 – Великая Схизма, спор, на каком хлебе служить литургию: католики – на пресном, православные – на квасном. IX в. – Filioque (отец, сын и святой дух). Главный вопрос – власть Папы. Ещё вопрос: Собор или один человек? У православных – Собор, у католиков – Папа (главенство одного человека). XI в. – римские епископы именуют себя заместителями Иисуса Христа на земле (разрешают и запрещают всё, что угодно – право безошибочности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: