Неклассическая философия XIX-XX вв.
Неклассическая философия в середине 19 в. формируется как реакция на грандиозную систему Гегеля в условиях развития буржуазного общества, где понять место конкретного человека важнее, чем определить сверхзадачу и сверхсмысл всемирной диалектики. «Великие ниспровергатели» гегельянства – С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Датский философ Серен Кьеркегор стал родоначальником философии существования – экзистенциализма (от лат. exsistentia – существование) в его религиозном варианте. Кьеркегор резко изменил философскую проблематику, стремясь изучить не некий гипостазированный «абсолютный дух», а конкретное «здесь-сейчас» бытие человека перед лицом вечности. А. Шопенгауэр в непонятом современниками труде «Мир как воля и представление» предпринял попытку изложить в рамках европейской философии идеи, высказанные в древнеиндийской традиции. Первоначалом бытия у него выступает иррациональная «воля к существованию», которая определяет бытие вещей. Человек – раб своей воли к существованию, создающий свой мир как представление в зависимости от волевого инстинкта. То, что мы принимаем за реальность – иллюзия. Эти черты философии Шопенгауэра характеризуют ее как иррационализм, волюнтаризм и пессимизм. Идеи Шопенгауэра развивает Ф. Ницше, который предлагает понимать «сознательную волю к власти» как сущность жизни. Культура есть синтез двух начал – дионисийского (стихийная порождающая сила) и аполлонического (упорядочивающего начала разума, самоограничения и гармонии). Для Ницше современная ему культура находится в кризисе из-за преобладания рационального начала над стихией жизни, и задача человека – вырваться из-под гнета цивилизации и выйти на новые рубежи своих возможностей. Отрицание привычных ценностей (в первую очередь религиозных – отсюда тезис о «смерти бога») – нигилизм и имморализм, - и стремление построить новые, реальные ценности – черта Сверхчеловека. Сложность и неоднозначность этого концепта привели к тому, что призыв Ницше к внутренней революции был искажен и воспринят как основа идеологии нацизма. Внимание Ницше к живой реальной жизни породило в начале XX в. направление «философия жизни», представленное А. Бергсоном, В. Дильтеем, Г. Зиммелем. Дильтей также представляет эмпирическую разновидность неокантианства, актуализировавшегося во второй половине 19 в. Также в это время активно развивается неотомизм (неосхоластика), представленная Ж. Маритеном, Э. Жильсоном. Психологические интересы философов жизни связывают ее с претендующим на статус философского знания учением З. Фрейда, предложившим естественнонаучную интерпретацию понятий «воли к жизни», «творческого порыва», «переживания». Фрейд рассматривал как главную силу, заставляющую человека действовать, энергию либидо-мортидо (влечения к удовольствия, в первую очередь сексуальному – влечения к смерти).
Важным преобразованием философской стратегии исследования в начале 20 в. стала феноменология Э. Гуссерля. Идеи, близкие феноменологии, высказывали Кант, Гегель, Брентано, Гартман, сходные идеи были у Декарта и в эмпириокритицизме, но именно в работах Гуссерля феноменология приобрела статус науки о созерцании сущностей в их явленности, науки о феноменах. Новизна феноменологической стратегии - отказ от эссенциализма. Следует отказаться от бесплодных попыток найти субстанциальное начало явлений, воздержаться от суждения о том, что неочевидно, и изучать то, как вещи являются нашему сознанию. Сознание всегда содержательно, направлено на объект – оно интенционально, не бывает «пустого» сознания. Его содержание и есть единственная доступная нам непосредственно реальность, так как то, что мы считаем реальностью, уже опосредовано сознанием. Метод познания для философа должна стать феноменологическая редукция, изучающая инвариант нашего «переживания» событий мира.
Развитие экзистенциализма в 20 в. возрождает идеи Кьеркегора об иррациональности человеческой жизни и способности человека все же создавать в мире упорядоченность и находить смысл. Н.А. Бердяев, Лев Шестов, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер по-разному стремятся выразить кризисное положение человека в преобразуемом им хаосе природы и социума. Но человек только тогда становится человеком, когда творчески противостоит пустоте и бессмысленности мира. Экзистенциализм продолжает традицию иррационалистической философии.
В 60-х годах 20 в. оформляется философская герменевтика (Г.-Г. Гадамер, П. Рикер) как новый метод философии – разгадывание текстов. При этом под текстом понимается любая искусственно созданная реальность – не только письмо, но и конвенционально оформленное пространство культуры в целом. Эта идея развивается также в структурализме (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко и др.), претендующем на статус универсального метода познания и определяющем задачу философии как поиск универсальных глубинных структур, которые проявляются на всех уровнях жизни человека и социума. В условиях постмодернизма – реакции культуры и философии на универсализм модернистского взгляда, - из структурализма вырастает постструктурализм как критика базовых понятий (субъект, история, смысл и т.д.). Принцип неклассического мышления обращает философа от изучения природной данности к изучению символических форм проявления субъекта. Интеллектуальное движение деконструктивизма, инициированное Ж. Деррида, - это попытка реконструировать, раскрыть за привычными поверхностными смыслами текстов культуры подлинные смыслы. В связи с этим субъективное знание становится главенствующим, что в постструктурализме Ж. Делеза и Ф. Гваттари обозначено как смена «базовых метафор» философствования. Если для рационалистической философии существовала система и иерархия знания, отражающая иерархию культуры, то в новой философии метафорой для описания мира становится «ризома», корневище, распространяющееся без определенного направления и предсказуемости, что уничтожает универсализм и иерархию, ведет к децентрации, детерриториализации, деконструкции. Эта идея в экономике означает децентрацию производства, в культуре – отказ от этноцентризма, что в итоге становится прогнозом глобализации. Таким образом, современная философия, которая подготовлена предшествующим развитием мировой философской мысли, реагирует на новые проблемы отношений человека и мира. Осознание экологической проблематики и обострение экологической ситуации во второй половине 20 в. ведет к созданию экологической философии, основывающейся на идеях Римского клуба (А. Печчеи) и соотнесенной с концепцией устойчивого развития.
Русская философия в основных моментах повторяет этапы развития мировой философии. Ее специфика – в особенностях подхода к проблемам, определяемых национальной культурой, для нее характерно внимание к пограничным проблемам, которые не исследуются в иных традициях. Русская философия чаще всего выступает в форме духовного опыта конкретного исторического бытия, и поэтому направлена на личный смысл, исследование мира через бытие личности, этические искания. Можно определить следующие этапы в развитии русской философии: допетровская философская мысль (философия Средневековья), философия 18-19 вв., которая может быть по своему разнообразию разделена на ряд подэтапов и течений и завершилась так называемым религиозно-философским ренессансом, философия 20 в., также многообразная из-за существования двух национальных философских традиции – в Советском союзе и за рубежом.
Для становления русской философской мысли (еще не философии как целостного рационального взгляда на мир, а только тенденции к созданию этой целостности) важны несколько факторов: существование достаточно развитой славянской мифологии, государственное принятие в 988 г. христианства Киевской Русью от Византии, и появление в связи с этим кириллической письменности, позволившей ознакомиться с традицией античной и средневековой европейской философии (патристикой). Крупные мыслители-книжники Киевской Руси (9-12 вв.) – Илларион Киевский, Климент Смолятич, Кирилл Туровский; в Московской Руси их духовные искания были завершены в полемике иосифлян (Иосиф Волоцкий, 15-нач. 16 вв.) и «нестяжателей»-исихастов (мистиков-молчальников), идеологами которых были Симеон Новый Богослов (10 в.), Григорий Палама (14 в.), Нил Сорский и Максим Грек (15 в.). Итогом этой полемики стало формирование псковским старцем Филофеем (14 в.) идеологии «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать», востребованной в эпоху царствования Иоанна Грозного (Ф.И. Карпов, И.С. Пересветов).
Присоединение к России Украины (1654) спровоцировало религиозную реформу Никона (17 в.), направленную на унификацию обрядовой стороны православия. Реформа разделила верующих – деятельным мыслителем старообрядчества являлся протопоп Аввакум Петров (17 в.), отстаивавший «отеческое предание» и ставший предшественником славянофилов.
Начало второго этапа в развитии русской философии связано с социальными и экономическими реформами петровской эпохи. Европеизация и секуляризация русской культуры для философии стали переломными – усилиями участников петровской «ученой дружины» (В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, Феофан Прокопович и др.) возникла светская философия, в которой на русский манер перелагались идеи современной английской, немецкой, французской философии. Г.В. Лейбниц составил для Петра I план Университета, впоследствии идеи университетского образования разрабатывал М.В. Ломоносов, представляющий классический период русского Просвещения. Оригинальность его философских идей, выраженных в методологических замечаниях к естественнонаучным трактатам, - в принятии идей материализма и деизма. Изучение природы через опыт и эксперимент не мешало мыслителю признавать необходимость метафизики; ода «Открылась бездна, звезд полна» - в сущности, открывает те же проблемы, что и кантовский категорический императив. Завершением натурфилософии и социальной философии русского Просвещения стали труды А.Н. Радищева, М.М. Щербатова, А.И. Галича. Радищев создал уникальную традицию русской философской антропологии, основанной на «правиле сходственности» - о человеке можно сказать все то же, что и о животных, но лишь душа, стремящаяся к самосовершенствованию, делает его подлинно человеком.
Первая треть 19 в. проходит в Росси под влиянием философии Гегеля. После восстания декабристов синтез идей русского просветительства предлагает П.Я. Чаадаев, считавший свою философию продолжением идей Шеллинга, но не избежавший и гегельянства. В «Философических письмах» Чаадаев ставит вопрос о месте России во всемирной истории и этим определяет последующий (30-40-е гг. 19 в.) спор западников и славянофилов (славянофилы: А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский). Экологический смысл этого спора с современных позиций – в противостоянии традиционного аграрного взаимодействия человека и среды, и нового, технологического, промышленного взаимодействия, которое более опасно для природной среды. Пафос преобразования в духе западной философии выразился в появлении так называемых западников-отрицателей, или анархистов (П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин), абсолютизировавших гегелевский концепт «антитезис». Материалистические и социально-философские идеи А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, Н.А, Добролюбова стали основой народнического движения, призывавшего к преобразованию российской жизни. Вторая половина 19 в. характеризуется появлением марксизма (Г.В. Плеханов), новый этап которого связан с именем В.И. Ленина, не остановившегося на теории марксизма, а спровоцировавшего осуществление его социальной практики.
Первые самостоятельные философские системы в русской философии появились во второй половине 19 в., но также под влиянием немецкой классики. В.С. Соловьев многое позаимствовал у Гегеля и Шопенгауэра, хотя его «философия всеединства» предлагает и самобытные идеи, которые в сочетании со взглядами Н.Ф. Федорова явились источником русского космизма. Русский космизм – оригинальное мировоззрение, в котором понимание единства человека и космоса предвосхищает антропный принцип современной космологии. Религиозно-философская ветвь русского космизма развилась на рубеже 19-20 вв. в религиозно-философский ренессанс и религиозный экзистенциализм (Д. Мережковский, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев и др.). Естественно-научная ветвь (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов) стала основой идеологии освоения ближнего космоса в советское время. Идея В.И. Вернадского о ноосфере как материальной планетной оболочке, преобразованной человеческими усилиями, востребована в современных экологических теориях.
Социалистическая революция, предлагающая как единственно верную философию марксистскую идеологию диалектического и исторического материализма, стала причиной появления феномена русской зарубежной философии – после высылки в 1922 г. в Германию «философского парохода» в новой России развивалась именно марксистская традиция. Русские экзистенциалисты начала 20 в. – Н.А. Бердяев, Лев Шестов, - повлияли на развитие европейского экзистенциализма. Некоторые философы, получившие образование в европейских университетах, в СССР «мигрировали» в психологию (С. Рубинштейн) или искусство (Б. Пастернак). Несмотря на ортодоксальность большинства представителей марксизма-ленинизма, советская философия дала интересные диалектические и историко-философские исследования (Э.В. Ильенков, В.Ф. Асмус, А.Н. Чанышев). Русская зарубежная философия развивалась как попытка осмыслить неизбежность социальных преобразований в России, часто через историко-философские подходы (Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский, С.А. Левицкий). Признание единства двух русских философий официально произошло в конце восьмидесятых-начале девяностых годов 20 в., однако реально понимание этого единства существовало уже в семидесятые годы. Интереснейшим представителем советской философии конца 20 в., известным и в Европе мыслителем был М.К. Мамардашвили, проложивший феноменологическую тропинку в марксистско-ленинском «поле». Сегодняшняя ситуация в российской философии характеризуется разнообразием, в котором формируются группы и течения продолжателей марксизма, идеологов постмодернизма, работающих в синергетической парадигме продолжателей позитивизма, а также исследователей, занимающихся историей философии. Сравнительно новым направлением является экологическая философия, основанная на идеях концепции устойчивого развития, высказанных в естественно-научных и экономических исследованиях (Н.Н. Моисеев и др.).