Тема 4. Познание мира. Формы и методы познания

Философская дисциплина, занимающаяся вопросами познания - гносеология (от греч. слов «знание, познание» и «учение»). Для обозначения философской дисциплины о познании также используют термин «эпистемология» (от греч. слов «знание» и «учение»). Сегодня гносеологическая проблематика особенно актуальна, поскольку мы живем в период перехода от индустриального этапа в развитии общества к этапу информационному. Информационный взрыв, сопровождающий становление новых общественных отношений, характеризуется возрастанием масштабов познавательной деятельности, переводом производства знаний на информационно-технологическую основу, широким использованием компьютеров для получения новых знаний, появлением сложных саморазвивающихся информационных систем (например, Internet), а также опережающим развитием науки по отношению к остальным процессам общественной жизни. Если в 70-е гг. 20 в. подсчеты фиксировали удвоение количества информации в течение 7-10 лет, то сегодня за тот же период количество информации возрастает в 7-10 раз.

Оценка этих процессов может происходить как с позиций агностицизма (точка зрения, согласно которой мир в принципе непознаваем, в процессе познания ничего не познается, истина постигается только интуитивно и субъективно), - как в постмодернизме, экзистенциализме или герменевтике, так и с позиций сциентизма (признание того, что мир познаваем, познание – это процесс обогащения человека новым знанием, получение которого мысль человека об объекте все более приближается к истине; этот процесс бесконечен, как бесконечен в своем многообразии объективно существующий мир, но ведущая роль в познании принадлежит науке). Возможна также позиция скептицизма, в которой высказывается сомнение в надежности истины и ограничение познанием фактов, сочетающееся со сдержанным отношением к гипотезам и теориям. С позиций современной философии познавательное отношение человека к действительности является необходимым элементом всей системы его отношений к миру. Если познание – это получение нового знания о мире, то само знание может быть понято как совокупность идей о мире, теоретическое овладение его предметами, их идеальной формой. Познание - общественно-исторический процесс человеческой деятельности, содержанием которого является отражение объективной действительности в сознании; он может осуществляться в разных видах и формах.

Традиционно выделяют обыденное (индивидуальное, повседневное), научное, философское и художественное познание. Обыденное познание формируется в процессе повседневной деятельности, по содержанию это знание о конкретных единичных объектах и ситуациях, по форме – преимущественно образное и действенное знание, хотя присутствуют и элементы рационального. Информационно это самая емкая форма знания – к 20 годам человек накапливает объем информации, превышающий тот, что накоплен всеми науками, но качество этих знаний совершенно различное. Научное познание по содержанию – знание об общем и необходимом в предметах и явлениях, предметом его является знание законов; но, поскольку общее проявляется только через единичное, элемент единичного в нем тоже всегда присутствует, но лишь как средство постижения общего и необходимого. Форма научного познания - понятия, организованное в транзитивную систему. Философское познание, также понятийное (категориальное) по форме, изучает не просто общее, а универсально общее, всеобщее, и всегда является мировоззрением, т.е. содержит элемент оценки познаваемого. Художественное познание (в его классических формах) по содержанию тоже стремится к постижению общего и необходимого, или типического, но выражает это знание в образной и наглядной форме. В нем, так же как в философском, важен элемент оценочного отношения. Все виды познания тесно связаны: так, для научного и философского познания важны «базовые метафоры», т.е. элементы художественности, а для художественного – рационально-логические механизмы постижения мира. Без связи с повседневным опытом не имеет смысла никакое знание.

В связи с этим важен вопрос о том, каковы субъект и объект познания, поскольку представления о них исторически изменчивы. Так, в метафизическом материализме 18 в. предполагалось, что познание – это «гносеологическая робинзонада», т.е. суть познания состоит в восприятии мира отдельным человеком-субъектом, а объектом является мир в доступных ему пределах. Сегодня субъектом познавательной деятельности признается не отдельный человек, а общество, а объектом – окружающий мир в тех границах, в которых общество с ним взаимодействует. Особой областью познания выступает социальное познание, в котором общество познает само себя, субъект и объект познания совпадают. Взаимодействие субъекта и объекта в познании – это взаимное преобразование, в котором всегда есть две составляющие – субъективная форма и объективное содержание.

Познание как процесс идеального отражения мира осуществляется в чувственной и абстрактно-логической формах. Чувственное познание – необходимое условие и неотъемлемый этап познания в целом. Оно формируется в результате непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, в чувственных образах объективное содержание и субъективная форма даны в единстве. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения (субъективный образ объективной действительности, данной в одном аспекте), восприятия (целостный образ предмета, создаваемый системой ощущений), представления (чувственное отражение объекта, его воспроизведение даже в момент его отсутствия). Абстрактное мышление качественно отличается от чувственного познание тем, что опосредовано знаковыми системами и связано с отображаемой действительностью только через чувственные формы, которые являются для него исходным содержанием. Сущностью абстрактного мышления состоит в установлении связей и отношений. Абстрактное мышление осуществляется в формах понятия (отражение существенных свойств изучаемого объекта, выраженное в знаковой форме – например: «скорость света»), суждения (выражение связи понятий – например: «скорость света не зависит от скорости источника света»), умозаключения (получение новых суждений на основе уже имеющихся путем применения законов логики – например: «скорость света от источника, находящегося в движущемся поезде, не зависит от скорости движения поезда»).

В реальном процессе познания чувственная и абстрактно-логическая деятельность всегда образует единство, хотя соотношение чувственных образов и знаковых форм может быть различно. Переход от чувственного уровня к логическому совершается посредством операций абстрагирования (выделение одного свойства объекта из набора свойств), обобщения (распространение выделенного свойства на другие объекты) и идеализации (логическая операция установления предела того или иного свойства).

Поскольку сущность познания заключается в отражении объективного мира в сознании, все его формы – «копии», «снимки» соответствующих объектов, то появляется вопрос о соответствии знания его объекту, т.е. вопрос об истинности знания. Под истиной понимается соответствие, адекватность знания содержанию объекта познания. Истина объективна – как такая часть знаний, содержание которой от нас не зависит – оно зависит от объективно существующего мира; истина субъективна – по своей форме, т.к. форма восприятия всегда субъективна, зависима от субъекта. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы используются для оформления знания. Истина относительна – как приблизительное, верное лишь при определенных условиях знание, поскольку мир бесконечно изменчив и многообразен, а формы человеческого познания конечны. Абсолютная истина существует только как идеал, предел, к которому стремится наше знание. Важное значение имеет вопрос о критериях истины. Практический критерий – «что подтверждается практикой, то истинно, что опровергается практикой, то ложно», - важен для проверки суждений о существовании, однако недостаточен для общих суждений (типа «все А обладают свойством В»), и должен быть дополнен логическим критерием, т.е. критерием согласованности (логической непротиворечивости и независимости) положений, объединяемых в систему.

Сама теория познания сегодня оказалась в центре внимания как объект изучения. Выявлено, что многообразие стратегий построения теории познания можно свести к классическому и неклассическому типам. Для первого характерны критицизм, фундаментальность, нормативизм, субъектоцентризм, наукоцентризм; для сложившегося во второй половине 20 в. неклассической теории познания характерны пост-критицизм, отказ от фундаментальности, субъекто- и наукоцентризма, что связано с новым пониманием познания и знания, роли человека в мире. С точки зрения экологической философии, для познания важно соблюсти такую меру познавательно-преобразовательной деятельности человека по отношению к природе, которая обеспечит восстановление природно-ресурсного равновесия, необходимого для сохранения жизни человечества. Особую роль здесь может сыграть научное познание, поэтому необходимо представлять, как оно осуществляется.

Методология (от греч. слов «путь» и «учение») научного познания – это философское учение о методах познания и преобразования действительности. Метод – средство познания, способ воспроизведения действительности в сознании. С внешней стороны это – система принципов и правил практической и теоретической деятельности, для самого исследователя, «изнутри», - это последовательность операций в познавательной деятельности, которая позволяет найти закон, общее, необходимость в изучаемой области. В соответствии с масштабами применения методов их можно разделить на: 1) предельно общие, выходящие за рамки науки (мысленные операции анализа, синтеза, умозаключения и т.п.); 2) общенаучные – применяемые во всех науках (наблюдение, эксперимент, моделирование, аксиоматический метод и т.д.); 3) частнонаучные – применяемые в отдельных науках или группе родственных наук (метод меченых атомов, метод опроса и анкетирования); 4) методики – способы решения специфических задач в конкретной области определенной науки (анкета для изучения отношения населения к к-л. событию общественной жизни). По функциональному значению и способам осуществления методы разделяются на эмпирические (основанные на опыте и эксперименте) и теоретические (знание, полученное путем применения абстрактного мышления к эмпирическим данным). Деление научного познания на эмпирическое (от греч. «опыт») и теоретическое (от греч. «рассмотрение, исследование») не полностью совпадает с разделением познавательного процесса в целом на чувственное и абстрактное познание. В широком значение слова теория – это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности; в узком смысле слова теория – знание, имеющее строго определенную форму, внутренне непротиворечивую логическую структуру. Парадоксы и противоречия возникают на границах области применимости данной теории. Гипотеза (от греч. «основание, основа») – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое может восполнить пробелы в эмпирическом познании или связать эмпирические знания в единую систему, дать предварительное объяснение факту или группе фактов.

Вопрос о том, какие предпосылки определяют получение эмпирических и теоретических знаний – это вопрос о научной парадигме (от греч. «пример, образец»). Понятие «научная парадигма» подробно изучено Т. Куном в работе «Структура научных революций» (1963) как «научные завоевания, повсеместно принятые, из которых складывается модель проблем и решений, устраивающая тех, кто занимается исследованиями в данной области». Кун показывает, что революции в науке происходят не эволюционным, а революционным путем – через переход к новой парадигме или объяснительной теории (в психологическом плане это можно обозначить как «переключение гештальта» у представителей научного сообщества»). Выбор новой парадигмы обусловлен ее верифицированностью (эмпирической подтверждаемостью) и фальсифицируемостью (опровергаемостью теории хотя бы одним фактом, что гарантирует ее научный, а не мифологический характер). Современные естественные науки находятся на этапе апробации новой парадигмы - синергетической. В связи с экологическими условиями для общества в целом представляется необходимым выстраивание новой парадигмы – экоцентрической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: