Философия позитивизма

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия - удивительное порождение эпохи конца 18-начала 19 вв., возникшее в полуфеодальной Германии, которая испытывает сложное влияние как общеевропейской промышленной революции, так и идеологии французской буржуазной революции. Идеалы свободы, равенства и братства немецкие мыслители пытаются осуществить не в социальной сфере, а в сфере деятельности духа, культуры, искусства. Человек понимается как субъект исторического процесса, который сам творит и свою жизнь, и историю, но этот тезис рассматривается с позиций идеализма.

Понятие классического, которое используется и для обозначения определенного этапа развития античной философии, происходит от лат. classicus – образцовый, первоклассный. Немецкая классика дает образцы философских систем, первой из которых можно считать кантовскую, а самого И. Канта – родоначальником немецкой классической философии.

Первый, докритический период философии Канта – естественнонаучный и натурфилософский. Кант разрабатывает небулярную гипотезу формирования Солнечной системы в соответствии с законами Ньютона; показывает взаимосвязь суточных колебаний поверхности океана и суточной скорости Земли, развивает идеи Декарта и Галилея об относительности движения и покоя. Признавая бесконечность развития мира, он считает причиной начала этого развития все же не материю, а Бога.

Второй период своей философской деятельности сам Кант называет «критическим» и определяет свои задачи как исследование условий возможности познания мира и критическое испытание всякого догматизма. «Критика чистого разума» – «ключ к тайне всей метафизики», новый подход к проблеме познания. Принимая тезис, что наше познание начинается с чувственного восприятия, Кант утверждает, что оно не может полностью определяться чувственностью. Наш рассудок мыслит определенными формами, в рамках которых он только и способен формулировать знание о вещах, данных в опыте. Эти формы мышления – или категории чистого разума, - независимы от опыта, априорны, трансцендентальны. Это – своего рода полки, на которые можно разложить данные опыта – количество, качество, возможность, необходимость и существование, причинность. Время и пространство – априорные формы чувственности, то есть не характеристики объективного мира, а структура познавательной способности субъекта. В связи с этим мир у Канта распадается на феномены (явления, вещи-для-нас), о которых может быть знание, и ноумены (вещи-в-себе) – непознаваемые чистые мыслительные конструкции. К ним относятся идеи Бога, души, целостного мира, свободы воли, относительно которых познание рассудком невозможно, так как приводит к антиномиям – противоречивым утверждениям. В эти метафизические идеи можно верить, но они не представляют никакого знания. Следовательно, всеобщий признак истины не может быть дан – возможно лишь относительно истинное познание.

«Критика практического разума» посвящена решению проблемы свободы человека, без которой невозможна нравственность. Под практическим разумом понимаются принципы и законы действия человека среди себе подобных, т.е. этика. Подлинно, онтологически свободен только тот человек, который усилием разума может направлять свою волю в русло морального долга. Категорический императив, или общезначимое нравственное предписание, имеет несколько формулировок. Утверждение «Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства» предполагает всеобщность, гуманность, необходимость нравственных действий. Можно утверждать, что по сравнению с «золотым правилом» оно является этапным пунктом в развитии общечеловеческой морали. Третья «Критика» Канта («Критика способности суждения») - это критическая эстетика, изучающая понятия прекрасного, возвышенного и гениального, и критическая телеология, определяющая границы метафизического истолкования мира.

Попытка преодоления кантовского дуализма феномена и ноумена была предпринята И. Фихте, утверждающим, что природа является отчужденным продуктом некоего абсолютного «Я». Человеческое «Я» полагается через «не-Я» - главный принцип теории наукоучения Фихте, дополненной «практическим наукоучением». Проблему взаимодействия конечной материальной природы и бесконечного духа, субъекта и объекта исследует и Ф.-В.-Й. Шеллинг. Но итогом (для некоторых исследователей – вершиной) развития немецкой классической философии стала система Г.В.Ф. Гегеля, оказавшего огромное влияние на всю последующую европейскую философию.

Гегелем впервые в систематической форме изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Система Гегеля – диалектический идеализм: все мировое развитие обусловлено движением Абсолютной идеи или Мирового духа. Первая фаза движения – чисто логический процесс становления абсолютной идеи, в котором каждое понятие (категория) предполагает наличие собственной противоположности; мышление разрешает противоречия через переход к новому понятию. Процесс развития – триединство тезиса, антитезиса и синтеза, в котором сохраняется единство противоположных моментов. Вторая фаза – натурфилософская, - развитие идеи в материальной и телесной форме. Третья фаза – философия духа, - учение о субъективном духе (феноменология, антропология, психология), объективном духе (право, мораль, нравственность) и абсолютном духе (искусство, религия, философия). Сама гегелевская система является как бы завершением всего предшествующего развития, поскольку в ней дух осознает самого себя как единственно сущее, начало и конец всего. Мировая история была направлена к этой окончательной цели, однако, как мы знаем, конца истории после издания гегелевских сочинений не произошло. В философии оформились правое и левое неогегельянство, а критика гегелевский философии породила новую, неклассическую стратегию философствования.

Антропологически-материалистический тип философии – натурализм, или гуманизм Л. Фейербаха. Не Бог создал человека, а человек создает себе богов, отчуждая, отделяя от себя свои сущностные черты и приписывая им самостоятельное существование. Человек – это начало и конец всей философии, отношения людей должны строиться на этике любви, поскольку «человек человеку – бог».

Под влиянием этих взглядов младогегельянец К. Маркс принимает позицию материализма и создает собственную философию совместно с Ф. Энгельсом. Марксизм – органическое соединение материализма и диалектики, в котором предложено материалистическое понимание общества и истории (которое послужило основой для осуществления практики революционного преобразования общества). В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс применяет гегелевское понятие отчуждения для анализа диалектики труда в современном капиталистическом производстве, исходя из того, что способность к опредмечиванию – выражению своих сущностных характеристик через преобразующую деятельность, - есть родовая способность человека, которая в капиталистическом производстве получает искаженные, отчужденные, извращенные формы. В работе «Манифест коммунистической партии» излагается теория классовой борьбы, согласно которой создание коммунистического общества объективно неизбежно – к этому ведет диалектический процесс, в котором общественное бытие определяет общественное сознание, а оно «обратно влияет» на бытие для его изменения. Субъектом истории выступают не нации, как у Гегеля, а классы - группы людей, различающихся по месту в системе производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда и способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Теория общественно-экономических формаций, представляющих взаимодействие материального базиса (средства производства+производственные отношения=способ производства) и общественной надстройки (политика, религия, философия, искусство) позволяет описать развитие человечества в исторически-материалистическом ракурсе. Как отметил С. Булгаков, лежащее в основе этики марксизма понятие социального прогресса может приводить к аморализму социальной практики. В настоящее время существуют различные интерпретации марксизма (неомарксизм, гуманистический марксизм, восточный марксизм и т.д.), но интерпретаторы и сегодня признают его огромное влияние на философию, социологию и практику общественной жизни XX века.

Позитивизм как оптимистическая мировоззренческая установка тесно связан с верой в прогресс человечества и безграничные возможности науки, которая рано или поздно решит все проблемы человека и мира и создаст своеобразный «рай на земле». Идеи позитивизма присутствуют в философии Просвещения (Д’Аламбер, Юм), однако самостоятельным философским течением он стал в системе О. Конта в 19 в., что связано с научно-технической революцией этого периода.

Философия позитивизма развивается как продолжение рационалистической традиции Декарта, Спинозы, Канта и Гегеля, но без теологии и метафизики. Для позитивиста философия, как и естествознание, должна быть строгой наукой, которая занимается явлениями и их отношениями, а не вопросами о метафизических сущностях. Ее задача – быть методологией науки, которая помогает человеку изменять мир в направлении научного и социального прогресса. Любая наука, в свою очередь, может быть организована на основе таких же строгих принципов, как математика и физика – будь это наука о душе или об обществе. По мере развития конкретных наук необходимость в философии отпадет, поскольку она потеряет свой предмет исследования – всеобщее. Эти идеи изложены в ключевом труде родоначальника так называемого первого, или классического позитивизма О. Конта «Система позитивной философии». В этой системе влияние гегельянства наиболее ощутимо в формулировке «закона трех стадий познания», в соответствии с которым познание (как индивидуальное, так и общечеловеческое) проходит три этапа – теологический, метафизический и позитивный. Конт выстраивает телеономную классификацию наук и впервые предлагает изучать общество методами естественных наук, став отцом социологии. Другим крупным представителем «первого» позитивизма считается английский мыслитель Г. Спенсер, идеи которого об эволюции Вселенной (сочинения «Гипотеза развития» (1852) и «Основания психологии» (1855)) оказали влияние на формирование дарвиновской теории эволюции живой природы, изложенной в книге «Происхождение видов» (1859). Важным источником теории Дарвина послужила и концепция Ж. Ламарка, французского естествоиспытателя, сформулировавшего идею изменчивости видов под влиянием меняющейся среды и наследования полезных приобретенных признаков в своем главном труде «Философия зоологии» (1809). Эволюционная теория послужила предпосылкой к зарождению новой науки – экологии, изучающей взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. В 1866 г. Э. Геккель впервые использовал термин «экология», чтобы обозначить направление своих исследований.

Вторым этапом развития философии позитивизма являются идеи эмпириокритицизма (критики чистого опыта, эмпиризма, пытающегося путем критического описания опыта исключить из познания малейшие элементы метафизики) Р. Авенариуса и Э. Маха, высказанные на рубеже 19-20 вв. Существенным вкладом в философию стало понимание мышления как инструмента экономии усилий, способа поддержания динамического равновесия со средой.

Параллельно европейской позитивистской философии развивается американская философия прагматизма/ инструментализма (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, У. Джеймс). Третий этап позитивизма – неопозитивизм, сложившийся благодаря достижениям теоретической физики начала 20 в. (В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, М. Планк) и математической логики (Р. Карнап, О. Нейрат, Х. Рейхенбах, Б. Рассел) как концептуальная система Венского кружка и английской университетской философии логического позитивизма. Венский кружок стал средой для зарождения аналитической философии Л. Витгенштейна, сблизившей позитивизм с другими неклассическими течениями философии. Гносеологический оптимизм, присущий классическому позитивизму, в период между двумя мировыми войнами окончательно исчерпан, поэтому четвертый этап философии позитивизма – постпозитивизм, - сосредоточился на изучении внутренних закономерностей самой науки, и часто обозначается также как философия науки (К. Поппер, Т. Кун, С. Тулмин, И. Лакатос, П. Фейерабенд). Концепция критического рационализма, теория роста научного знания, исследование таких критериев истинности научного знания как верификация и фальсификация, формирование неклассического идеала рациональности, теория структуры научных революций – важнейшие идеи, внесенные постпозитивизмом в философию второй половины 20 в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: