Список рекомендуемой литературы
ПОЭЗИЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Часть 6
Список рекомендуемой литературы
1. Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. – М.: Сов. Писатель, 1989.
2. Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии. Борис Пастернак. – М.: Молодая гвардия, 1991.
4. Альфонсов В. Поэзия Б.Пастернака. – Л.: 1990.
Задание 1. В одном из своих писем М.Цветаева писала: «…Я могла бы быть первым поэтом своего времени, знаю это, ибо у меня все, все данные, но – своего времени я не люблю, не признаю его своим…»
Попытаемся вслушаться в «дерзкий голос» поэта.
Прочитайте стихотворение М.Цветаевой «Над церковкой – голубые облака…» Ответьте на вопросы:
1. Откликом на какое историческое событие было это
стихотворение?
2. Какую роль в стихотворении играют краски и символика цвета?
3. Какие черты «русских заплачек» можно отметить в этом
стихотворении.
4. Как ритм и интонация стиха выражают отношение лирического
героя к происходящим событиям?
5. Почему М.Цветаева не приняла революцию?
Задание 2. Прочитайте стихотворение «Ни к городу и ни к селу…».
Ответьте на вопросы:
1. Чем достигается взволнованная прерывистость речи в этом
стихотворении?
2. Почему одна и та же страна названа поэтом по-разному?
Проанализируйте это названия. Помогают ли они определить
отношение лирического героя к стране «победившего
социализма»?
3. Какова в стихотворении роль фразеологизмов?
4. Почему столь трагично по звучанию стихотворение М.Цветаевой
«Ни к городу и ни к селу…»?
Задание 3. Прочитайте стихотворение «Тоска по родине…»
Ответьте на вопросы:
1. С чем связана композиционная незавершенность стихотворения?
2. Почему столь значим в стихотворении образ рябины? Что значит
этот образ в лирике поэта?
3. Согласны ли вы с утверждением одного из исследователей
творчества М.Цветаевой о том, что в этом стихотворении все
нужно понимать наоборот? Обоснуйте свой ответ.
Задание 4. Прочитайте стихотворение «О. слезы на глазах…»
Ответьте на вопросы:
1. С какими историческими событиями связано это стихотворение?
2. Какие образы в стихотворении передают сущность «безумного
мира»? Как подчеркивается противоестественность
происходящего?
3. При помощи чего поэт передает отношение лирического героя к
миру, «лежащему во зле»?
4. С каким литературным героем ассоциируется бунт лирического
героя?
Задание 5. Прочитайте высказывание А.Ахматовой о М.Цветаевой:
«… Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая.»
Ответьте на вопрос:
Почему так трагично складывались взаимоотношения М.Цветаевой со «своим временем»?
1. Зубова Л.В. Поэзия М.Цветаевой. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
2. Павловский А.И. Куст рябины. О поэзии М.Цветаевой. – Л., 1989.
3. Каган Ю.М. М.Цветаева в Москве. Путь к гибели – М.: Отечество, 1992.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Темы рефератов по курсу «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
1. У истоков символизма (С.Надсон, Д.Мережковский).
2. Самый субъективный поэт раннего символизма К.Д.Бальмонт
(1867-1942).
3. «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта.
4. И.Анненский и символизм.
5. Новаторство поэзии И.Ф.Анненского.
6. «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов?»
(творчество В.Я.Брюсова).
7. Символизм как эстетическая концепция В.Я.Брюсова.
8. Противостояние мечты и действительности в поэзии Ф.Сологуба.
9. В.Соловьев как предтеча русского символизма.
10. Эзотеричность поэзии А.Белого.
11. Тема России в поэзии А.Белого.
12. Блок и русский символизм.
13. «Это всё – о России» (Блок).
14. Литературный быт Серебряного века (по воспоминаниям
современников).
15. Поэты-символисты о музыке как высшей форме искусства.
16. Трагедийный мир современного города (по произведениям В.Брюсова,
А.Блока, В.Маяковского).
17. А.С.Пушкин в поэзии Серебряного века.
18. Возникновение «Цеха поэтов».
19. Н.С.Гумилев. Идеалы акмеистов.
20. Мир образов Н.Гумилева.
21. Ранний период творчества А.Ахматовой.
22. «Любовь покоряет обманно» (особенности любовной лирики
А.А.Ахматовой).
23. «Не с теми я, кто бросил землю…» (по лирике А.А.Ахматовой).
24. «Я всегда была со своим народом…» А.А.Ахматова.
25. Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой.
26. Поэма А.А.Ахматовой «Реквием»
27. «Стихи мои – дневник» (жизнь и творчество М.Цветаевой
по воспоминаниям современников).
28. М.Цветаева о времени и о себе.
29. М.Цветаева и А.Ахматова – поэтические голоса эпохи.
30. Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой и М.Цветаевой.
31. Образ родной земли в лирике А. Ахматовой и М.Цветаевой.
32. Поиски новых образов и первозданных слов. У истоков имажинизма
(Вадим Шершеневич, Сергей Есенин).
33. О поэзии Игоря Лотарева – эгофутурист И.Северянин.
34. Манифест и практика «будетлян» (кубофутуристы Д. и Н. Бурлюки,
В.Хлебников, А.Крученых).
35. В поисках новых выразительных средств языка
(символисты и футуристы).
36. Петербург в лирике О.Э.Мандельштама.
37. Лирический герой поэзии Б.Пастернака.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
РЕФЕРАТ по курсу «Серебряный век русской поэзии». Выполняется на 15 – 17 страницах формата А-4. К реферату должны быть приложены титульный лист (формат А-4) и библиография (не менее 3 – 4 источников).