double arrow

Пастернак

Образец оформления титульного листа.

  Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 3» Реферат на тему: «…………………………………….» Выполнил(а):ученик(ца) 11 «…» класса __________________________ /фамилия, имя, отчество/ Проверил: Девятерикова И.В., учитель русского языка и литературы г.Верхотурье 2013 – 2014 уч.год

«На свете нет тоски такой, какой снег бы не выплелвывал»

Парадоксальность, стихийность и природность. Органическая поэтика Пастернака, связанная с его поэтич ориентац, с поэтич метафоризмом и примирением слова и вещи.

Вы – я влении природы (Цветаетва)

«И вся земля была его наследством и он ее со всеми разделил» (Ахматова).

Стихи Пастернака почитать – горло прочисть, дыхание укрепить, обновить легкие.

1. Период сомосознаиния и самоидентификации. «Близнец в тучах», первый вар-т «Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь.»

2. 20-30 гг. укрепление голоса и расширение жанровых границ. Период понания себя в мире, пеирод опр-я своего места и места поэта в этом мире. Сборники: «Темы и вариации», 2-й вар-т «Поверх борьеров», Второе рождение и ряд поэм: высокая болезнь, лейтенант Шмидт, «1905 год» – правда непрямых судеб.
Ряд перерводов. Ахматова и Цветаева осознавали переводы как иссушающее занятие. Для П это способ познания себя через другого. Перевод Гамлета – гамлетовс тема в его тв-ве

3. 1940-50 гг. период анталогич характера, бытийного, где Я поэта и МИР су-т на равно устойчивых законах. Период жанрового и проблемно-тематич расширения. «На ранних поездах», «Когда разгуляется». 45-50 гг. – Доктор Живаго.

Вывести поэта за предел

Всегда сторонился политики.

Субьектом всей поэзии Пастернака обьявлена Жизнь. Поэт и жизнь, которую он примает во всех ее проявл-ях.

Жолковский: Жизнь вызывает у Пастернака экстатическое состояние. У Пастернака поэзия под ногами. Героем становится не герой, мужское смягчается женской. Соединены два начала: мужское и женское, активное и жертсвенное, женсвенно-андрогинное, поэзия быта и бытия. Ключевым к понимаю: «Христос мыслил притчами из быта».

Доктор Живаго. Роман-тайна. Ахматовой не понравился.

«Скучный роман неизвестно о чем» - Хрущев.

В период написания романа П. был счастлив. Пишет в письмах о двуединой задаче:

1. Дать исторический образ России за последнее 45-летие. Соц-исторический роман.

2. «Мое христианство».

История замысла в вар-х названий. Названия Юрия Живаго: «Смерти не будет», Земной воздух, Мальчики и девочки (указание на поколенческий роман, отсыл к русс классике). Форма: «опыт русского фауста», «из неопубликованных бумаг Ю.Живаго». Символика: «норма нового благородства», «Живые и мертвые, воскресающие», «Свеча горела».

Но «Доктор Живаго» - внешняя не приятзательность, связ с русс традицией (имя по герою), «Доктор Жизнь, очередной доктор русс лит, из библии: «духа живаго и смертью смерть…»

Жанровая форма, в котор выливается роман. Вар-ты: большая проза, большое повествование, проза о всей нашей жизни, длинное письмо в двух книгах, моя эпопея, картины полувекового обихода.

Гипотеза Д. Лихачева: Доктор Живаго – лирическое стихотворение, где Юрий Живаго – лирич герой Пастернака.

Роман как феноменологич роман, роман сознания.

Худож время романа. Пастернак считал, что основа романа – хронология. 1 книга от 1903 до конца 14г, вторая до отеч войны.

Даты рождения – ахматовой, мандельштама и т.д. это роман об их поколении. Год перелома мироощущ-я России.

Превращение книги бытия в схему жизни. Это роман – исчезновения, роман уходов.

В Живаго по замыслу должны были соед черты неск поэтов: пастернак, блок, есенин, маяковский. Образ поэта у которого жизнь отбирает все. У Живаго отнимается все, но жизнь не может отнять 17-ю главу, духовную биографию, стихи.

Врач, писатель – Чехов, Булгаков. Живаго несет отблеск всех героев 19 века. И одновременно Живаго – знак опр-го поколения.

Виды человек деят-ти:

Собственно деят-ть – Дон-Кихот
Познание – Фауст
Рефлексия – Гамлет
Коммуникация – Дон Жуан
над этим – прообраз человека Христос

Пастернак соединяет два образа: Христа и Гамлета. Функцию рефлексии и самопожертвования.

С это т.з. роман рождественский, но не пасхальный.

Литовская.

06.04.13.

Оттепель.

Началась со смерти Сталина.

68 год – пражские танки. Конец эпохи.

С конца 54 по 68й гд

Второй съезд союза писателей.

Бурный период развития. Период реального оптимизма. Общий подъем.

Шолохов пишет вторую книгу «Поднятой целины».

«Дух Женевы» - дух варшавского договора.

«Россия сидевшая» и «Россия охранявшая» встретились друг с другом. Начало лагерной прозы.

Пересматривается история. Тексты на Ленинскую тему – «лениниана», где Ленин как идеальный правитель противопоставляется Сталину.

Антисталинские

Ошибки сов власти: всемто того, чтоб разобраться с противореч – оба восстания были подавлены.

Жилищная программа.

Одиннадцатилетнее трудовое образование, была снята плата за обучение.

Начинает активно выводиться из тени эксперименты, которые выводили сов ученые. Оказалось, что вопреки сталинс пропагандой, сущ-ет генетика и кибернетика и Россия обгоняет всех в плане космического прогресса.

Наше образование – лучшее в мире. Наша наука – лучшая в мире.

Происходит децентрализация науки. Усилив взаимосвязь мжду наукой и производством.

Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Событие, котор ознаменовало приоткрытие железного занавеса.

Начинается период активных обменов. Начинают активно переводить западных авторов. Начинают массово закупать зарубежные фильмы. В том числе развлекательные.

Подписывается опстановление о выпуске нескольких журнадов капиталистич стран.

Это свидет о быстором развии и отом, что СССР начинает входить в мировой союз. Подчеркивалось, что СССР ни в чем не отстает от зап стран

Острая критика, в том числе и Сов общ-ва.

Формируется диссдентское движение – движение инакомыслящих, котор исповедуют антисов идеологию.

Круг диссдентов всегда был очень узок.

В авг 64 была возвед Берлинская стена – символ закрытости соц системы.

Разные сферы.

Расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске.

Суд над тунеядцем-Бродским.

Сам-издат и Там-издат.

Первыми политич убежище просили актеры и танцоры – чтоб расширить круг своей деят-ти.

Лит процесс был насыщенным. И в колич, и в кач отношении.

На страницах жруналов появ рубрики обсужд не только лит-ры, но и социума.

Репертуар журналов рекзко расширяется. Если до этого считалось, что люди должнв обладать унифиц вкусами, а теперь – идея разнообразия. То есть право вкуса - -выбора. Получить ТО, что тебя интересует.

13.04.13

Лирическая проза.

Единсвт источникои ин-фы были худож тексты. Сов писатели уже наловчились их писать. Там должна быть злободневная идея + любовный сюжет.

Галина Николаева. «Битва в пути» - производственный роман. Конфликт между двумя типами руководства: тоталитарный и новаторский.

Эпоха Оттепель: по названию стиха Заболоцкого, и по названию повести Ильи Оренбурга, где описан адюльтер (!!).

Потребность в изображении реальной жизни и породила (не знать)

Тексты, возникшие в рез-те очень бурных обсуждений, котор связ с сро

За конвенцональность - за то, то лит создается по правилам, котор предлаг критик: так лит

Лит-ра без самовыражения!

Лирико-исповедальная повесть. «Дневные звезды» - Бергольц, «Капля росы» - Вл Солоухаин. «Угощаю рябиной» - А. Яшина, «Один из нас»

В кач-ве материала – жизнь самого пистаеля, его биография. Тексты об истории: история страны, связ с биоргаыи автора. «Я расскажу вам о том, о чем я никгда никому раньше не рассказывал.

Прошлое становится предметом для размышления. А прошлое становится – лирич раздумьем. *уснула*

Т.о. основой становится – ассоциация.

Исповедь сыноваей и дочерей века.

Тексты проходили жесткую цензуру.

Я 9053теко к.

Перавя книга ь

Гавнаяк мвжишиз глкле мсонод эрто пересмотри с=исипии, обуджпет к перемоир

Главное – восссозщд образа эпохи. Но он воссзд ч/з тсмор

С одной стороны.

Представл- ет

Исповедальная повесть. Традиц роман-воспитание. Противовес советскому воспитанию

«Зведный билет»

Ткаченко, Никонов, Рикимчук и и т.д.

*проснулась*

Молодой человек выходит из замкнутого простр-ва и сталкивается с реальной жизнью.

Повествоов от лица расказ, одниз лет с героями, с соц-языком.

«Коллеги»: три внутренних мира, три взгляда и незаданность т.з.

Они показали трудность взросления – трудно, потому что нет никаких единых сценариев.

Герои исповед повсти – те, котор задают вопросы. Они рассчит, что их выслушают. Они носят модную одежду, их принимают за стиляг. Просто молодые люди с другим внешним выражением себя.

Лирико-психологич проза. Казаков, Нагибин, Антонов, Воронин, Тиндряков, Семегов.

Ярче в тв-ве Казакова.

Герой изображ объективно. Главный предмет изображ – чувства и переживания (то, что явл-я предметом лирики). Главным оказывается изображение движения души.

Музыка и охота – две любимые вещи Казакова. Учился в гнессенком училище. Начинает заниматься писательством.

Учится в лит институте. Находит для себя стиль Бунина. Становится звездой на первом курсе института.

«На полустанке» - парень и девушка, которые расстаются. На три страницы.

Пристрастие к русскому северу Казакова. Он проходил практику в Архангельске. «Люди везде одинаковы, их интересуют одни и те же вопросы». Его привл: ястребиный взгляд Бунина, кажущ необязат Чехова, Пришвин, котор трогает тайное и глубоко запрятанное, Хемингуеэй – честный, правдивый до грубости в изображ войны, любви, питья и смерти. Жить трудно.

Все самые яркие моменты происходят снутри человнка.

Все его рассказы по одной схеме: герой живт а в покое, и вдруг испытывает толчок из вне. Но эта эмоция закрывается и герой возвращается.

Герои – простые люди.

Казаков решает, что наступил предел замолкает. Занимается переводами.

Покупает дом, занимается с сыном.

А в рассках появляется драматич ситуация непонимания между отцом и сыном. И он перестает писать вообще. Пьет. Заканчивает жизнь самоубийством.

В техстах нет позы. Очень точно передаются размышления и эмоции. Ровное, любовное отношение к человеку, признание его права буть собой, отсутсвие поучительности. Человек живет в природе.

Сильные чувства инкогда не насыщают человека. Но они не меняют его.

Лейтенантская проза. Направление в 56-57 гг. Это писатели фронтовики: Вастль Бков, Богомолов, Кондратев, Бакланов, Бондарев. Продолжают в лит линию, начатую в первый послевоенный год «поэтами передовой» и Некрасовым.

«Враги сожгли родную хату», «В окопах Сталинграда», «возвращение» Платонова.

Постановление «…». Претензия к пессимизму.

Трагедия возвращения человека, который покорил три державы, но потерял семью.

А тексты поэтов-фронтовиков рассказывали про подвиги.

Хотя было снижение образа советского солдата, они могли писать подобное. Их задача – показать ту войну, которую они знали. И писать не романы, а стихи и повести.

И это стало ключевой установкой для всей лейтенантской прозы. «Мы не пишем про то, про что мы не знаем» - пусть даже это не укладывается в официальный образ войны.

Повествование от перовго лица. Повествователь – автобиографический герой. Рассказывает с временной дистанцией – отсюда сентиментальность.

20.04.13

Требовали создания новой «Войны и мира». Но это было невозможно, пока живы ее участники. Правда о войне сказана не была.

Поэтому тескты пишутся, основываясь на военном опыте, насыщая рассказ «незаемными деталями», своего рода документы, на свидет-во участвования.

У Богомолова повествов от первого лица – свидетель происходившего, котор всего не несколько лет старше чем герой книги.

Мальчик Ваня Солнцев, сирота, который собирает развед-данные.

Традиц приключенч жанр с элементами идиллии: в этом пафос.

Много снов в тексте.

Герой – жертва войны. Все происходяще – не закалило героя, а огрубило его. Взрослый человек в теле ребенка. Он хочет мстить. Иван Буслов. Его нещадно эксплуатирыет сов армия. Каждый раз возвращ с задания, он надменно смотрит на других солдат.

Богомолов показывает войну как трагедию для всех ее участников.

Бресткая крепость.

Адамович. Мальчишка из партизанского отряда. «Я из огненной деревни», «Война под крышами», «Каратели», записи свидетелей блокады.

Светлна Алексиевич – свидет-ва последних лет войны. Воспоминиая детей.

«У войны не женское лицо» - женщинах на войне.

«Сороковые – роковые». Д.Самойлов.

К. Симонов. В. Гроссам. – начали писать еще до войны, на войну попали в кач-ве военных корреспондентов. Она написали по роману. И в одно и тоже время начали писать романы о войне.

Книги о своем видении войны.

Гроссма «Жизнь и судьба»

Симонов трилогия «Живые и мертвые»: Живые и мертвые,солдатами не рождаются, последнее лето.

Книга с разными судьбами. Симонов получал мнлжетсво писем, которые стали онованием для целого ряда проектов.

Перая книга трилогии появл в 58 г, последняя – в 70-м. после смерти будут изданы его надиктованные мемуары.

У гроссмана книга опубликована не была. В 60-м году он передал ее

Книга опбьявл как политич не соотв-я. Так как слишком много обрушилось на читателей.

А Симонов и Гроссман счит, что нужна эпопея, объемная картина войны. И Симонов и Гроссман использовани свои дневники. *уснула*

Какой взгляд должен быть доминирующим? Окопны? Чтобы создать ощущ разных позиций – дается три героя. Типичный, военый из лагеря, председатель и военврач фгк

Энциклопедис=ы

Поднимаюся знани ом Второй

отступлени до 41 годам9мдо.

Цель – рассказать о выдержке, об испытании.

Грссман – меньше монументальности, больше ориентации на «Войну и мир».

Параллель меж сталинсикм СССР

Схоство нац сов политики и фашист германии.

Прославление подвига людей, которые войну выиграывают. Д

Сов союз побеждает: сила силу ломит. Гроссман пытается объяснить причины того, что вроде не нуждалось в обьяснении

Гроссман проблепматизиуркет. Он рассуждает почему это произошло

*проснулась*

27.04.13

Солженицын и Шаламов.

Тексты о лагерях.

Писатели начали в одно и то же время.

Солженицын – биография тесно связано с тв-ом. Почти все, что они пишут – их биография.

Родился в 1918. На юге России.

Мечта написать роман о Советской истории. Для этого он поступ в мосвк универс философ иск-ва. Но начинается война. Его мобилизуют.

Получает несколько боевых наград. В февр 45 г его арестовывают за письмо однокашнику. Где тот делится своими соображениями об истории Сов России и почему так много жертв во Второй мировой.

Сажают в Бутырскую тюрьму. Затем в «шарашку» - научно-сельс институт, где работают заключенные. Во главе стоял ученый, который был на свободен. Система ротации.

*уснула*

Солженицые занимается созданем аппата. Когда придет время – это переведут.

Повестовование

Рак.

И тут он пояныл, что имеет цель в жизни. Пишет поэмы.

Один день «И.Д». матрерин двор.

Редактор. Берзо

Первая повесть о жизн а

В 60-мгг я3яя

Солж вызн. Рассказ о таким собыияхс.

Изобрет Содже70-

Мтремление к доуз=

Важно для дущы

Ошеломлящ впечат произвед.на к.

Его эта защита не усраивает. Она сузает то представл о степени пре тупгнотис, еторое 262 вцфы.

И содлн рассказ рал

Сов влать твет оо

Созд нескольк

В кае пишетт роман. Вполс назовет его «Краснокткв

Он пубдикет уже за рубежом манифест «стыдно быть своетским»

Гос-во, котор может функционровать. Идет произ-во «образа врага» и борьба с ним.

Под «Архипелагом» оъподралистория о том как они бытт.концепция: страна советов, как стрна лагерей.

Левое движене после кнги мпадпнт.

. начало т аавнуст 14-го

Солженицын превращ в богатого чедловека.

Пафос егог тв-ва – это боль и надежда.

Этоопрт

Окябрь 15-го

По солженцыну получется, что все силы ы России не зотели переворота.

Солж ипс документы: записки, статьию. получается эпическое произве. Началом было «Красное колесо»

Становится затворником.

Голос совести, авторитет.

Приезд был обставлен с помпой. Знак демократии. Солженицын откзывается от всех орденов. Причем публично. Его лишают всех колонок и предач.

Но он пишет. Работатет.

Человек, который сумел ппе

*проснулась*

Варлам Шаламов

родился в Вологде, в семье священника. В 1907 году.

Учится на факультете права. Тот, который в середигне 20-х гг был с активным студенч движением и все студенты были репрессированы. К тому же, юристов первыми репрессировали в 60-е. но шаламова арестовали еще в университете. Отправили в березовое. Отбывая срок, он уходит с факультета праа на факультет журналистики. Он заканя, таовится корреспондентн и в 37 его арестовывают второй раз. Начинается основое новой части ГУЛАГА, попадает в калымские лагеря на 16 лет. Жили обычно 2-3 года. Но Шаламов выжил, т.к. был принят на фельдшерский пункт, хотя и не имел мед-обрадования.

Шаламова выпускают, он переезж в Мосвку, где и живот до самой смерти. Работает лит-консультантом, пишет отклики на тексты молодых авторов. Выпускает сборники стихов.

Пишет отрытое письмо а газету: Шаламов против того, чтобы незакооно публиковали его тексты за границей.

Оказалось, что он написал несколько циклов рассказов, часть которых через машинисток попала в дессидентские круги (калымские рассказы), а там и в зарубежье.

Умер от воспаления легких.

Сам Шаламовговорил, что писать не собирался. Хотел все забыть. «Однажды ночью я проснулся. Я хотел вспомнить фамилию бригадира, который меня спас. И не мог. Тогда я решил, что не опзволю своей памяти выбросить из жизни 20 лет. Я проснулся утром и сел писать»

Он хотел, скорее выпленуть на бумагу весь тот ужас.

Он приходит к выводу, противоположному Солжениценскому.

Шаламов занимет позицию, в которой не судит никого.

Суть его историй сводится к одному и тому же: человек,пославденный внечеловеч условия, может лишиться человеч облика. И может не соблюдать человеч правила. Сломаться может каждый. Нормы культурного мира для этого не подходят. Все, что можно противопоставить – свои личные усилия.

Люди делают заведомо бесмысленную работу. Страшный климат. Люди, которые свезены на край земли, питаются на грани голода. Люди, которые не видят никакой перспективы, кроме как умереть.

Они все совершают поступки, которые нарушают культурные нормы. Кто-то забыл имя жены, кто-то раскапывает могилу, чтобы снять с него одежду, кто-то крадет у другого лишнюю пайку – а шаламов находит всем оправдания или объяснения.

Пафос описания, а не сочувствия.

Человек придумывает себе дело, чтобы не сойти с ума. Придумывает себе самоубийство. Странные формы самоубийства. Своеобразная форма борьбы с обстоятельствами, которые ему навязаны. Или форма самосохранения – через обращение к чему-то не нужному.

Выживают те, кто делают не нужные вещи.

Но это все люди с искалеченной психикой. Главное кач-во в лагере – равнодушие. «Не жди, не бойся, не проси».

Шаламов называл свои рассказы «новая проза». Само событие – бой, а не его описание. Прямое участие автора в событии. И эти тексты не предназначены для извлечения морали. «Я ничего отражать не хочу. Я не имею права ни за кого говорить». Я хочу высказаться о некоторых закономерностях человек поведения не за тем, чтобы кого-то научить. Чтобы высказаться.

Он отказыв от изображения стереотипов.

Он говорит нам о людях.

Тексты отказались публиковать «из-за излишнего пессимизма».

70-80-е гг ХХ века.

Происходит переорринтация писателей. Два периода: «застой» до 86 гг. и «перестройка».

Формально все течения «оттепели» сохраняется.

Гос-во разраб разного

Внутренний драматизм эпохи. Эпоха двойственности, «эпоха узаконенного лицемерия».

Граждане должны были демонстрировать опр идеалогич мораль. Коммунизм как дальнейшая фаза уже не казался достижимым.

Люди имели читать текст, извлека из него главные смыслы.

Общество все болше и бльшше

Самм

03.05.13

На первы взгляд ничкг не изменилось6 сохранилось множ-во издания. Добавились издания: жрунал для начин-х литераторов. И для критики

Для критики был необходим из-за интереса, которы испытывали к лит-ре. Не хватало прост-ва традиционоо отводимого.

Лит учеба. 70-80-е гг. мало изменнений в общ-ве. Медленно шла ротация.

Всю эпоху Застоя сопровожд книжный дефицит. И одинх книг переизбыток, а других – дефицит. Книж магазины сущесвуют, они полны книг. Но начинает развиватться черный рынок, где книги, выпускаемые гос-ом продаются по спекулятивным ценам. Вывод: узаконенное двоемыслие, узаконенное лицемерие.

Рядплюсов: гос поддерж разного рода «недель», «декад», «месячнгиков» литератур.

2-я половина: Перестройка.

«революционная ситуация, которая была задана «сверху», а не «снизу».

М. Горбачев заявляет, что стране необходима «перестройка и ускорение». Начали перест идеологию. Началась политика «гласности». Разговор о болевых проблемах СССР. Закрашивание пятен советс истории.

И чтобы начать осущ эту программу – на страну обруш вал «возвращенной литературы».

Это эмигранская лит-ра, создаваемая во всех трех волнах. ПОЛНОСТЬЮ.

Это «задержанная лит-ра», котор не публиковалась по идеологич причинам.

Это литература альтернативная или пост-модернисткая

Публичистическая лит-ра.

Поздняя деревенская проза.

«Чернуха»: Ерофеев, Каледин, Петрушевская.

Беллетризованные романы. «Дети Арбата», «Белые одежды» Блюдинцев и т.д. – ряд текстов, где производился пересмотр истории.

Обсуждение лит текстов стало чуть ли не повседневным занятием. Так как именно лит-ра и стала главным просветителем.

К концу 80-х гг историю представляли не по «Поднятой целине», а по каконам Белого. Городская история была переписана «Детьми Арбата».

И когда Сов.Союз перест сущ-ть, то это воспринимается очень вяло.

Со сменой историизакончился и литературо-центризм.

ЗАСТОЙ: ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА. С конца 50 – до конца 80 гг.

Расцвет – 2-я половина 60-х.

Деревенская проза противопоставл колхозной. Лит-рв на тему деревни с характ-м типом героев. со специфич пафорсрв и очень отчетливо-выраж проблематикой.

Характ: все авторы ориентир-ся на жизнь деревни изнутри. А в колхозной прозе - установка на чужой взгляд.

Все авторы – жители не средней Росси. Либо Сибирь, либо юг России. Т.е. представление о деревне, которая не знала крепост права. Т.з. человека, видевшего свободную деревню, которая закончилась вместа с коллективизаеце. Идея: история Сов союза – это история разрушения деревни, т.е. разрушение нац мира,.тк. Россия была кресть страной.

Как переломный момент расценивается коллективизация. Второе страшное событие – ВОВ, которая увела мужчин. Третье значит событие – вторая урбанизация.

Все эти события расценивались с позиции отрицательной (противополож традиц, которая рассматр как приобщение деревни к городу и старалась не смотреть на проблемы).

Авторы были подцензурными. Они писали в рамках жизнеподобия. Их тексты можно было прочесть как реалситич тексты. При интепретац весь антисов элемент можно было бы с них снять или замаскировать.

Поездка «на родину». В. Белов, Н. Жданов, В. Солоухин. Важна история человека, ушедш из деревни, а после, возвращающегося в свое родное место, когда человек выносит современную оценку тому месту, откуда он ушел: как правило, негативно-ностальгическую.

Как правило, тема: разорение деревни, разрушение основ крестьянской жизни и т.д.

Возвращение мысленное. Возвращение через воспоминание. «Ода русскому огороду». «Последний поклон» - Астафьева. «Лад» - Белов, «Страна моего детства».

Протест против формулы «Идиотизм деревенской жизни» К.Марска. Никакого идиотизма не было: был свой уклад. Была соразмерность жизни человека: каждый человек виден, широкий круг возможностей для реализации (возможность чувствовать себя уверенно: нормальная, рутинная деят-ть),

«Смерть праведника». Тексты, где рассказано о гибели персонажей, в которых воплощена деревенская жизнь. Смерть и близость к сметри – одна из ведущих тем в деревенской прозе.

Праведник – человек, которого социум не воспринимает. На грани юродства. Но если нет праведника – нет и села. Люди, которые не видимы на первый взгляд, но именно на них и держится мир – когда уходят эти люди, мир рассыпается.

Отсюда тема и умирания человека и умирания всего мира.

Старуха Анна.

Настена Гуськова из «Живи и помни»

Нам показано здоровое общ-во, в котором появл какие-то лишние силы.

04.05.13

Абрамов говорит про «Людей идеального крестьянского воспитания». Ностальгия по никому не известным людям.

Люди, которые сохраняют себя, не смотря ни на что.

Образец уходящей натуры, люди наделенные мужеством противостоять страшным обстоят-ам. Люди, котор пришлись на геополитич разлом, на сломе цивилизации: городская культура побеждает культуру деревенскую.

Деревня становилась женской деревней. И становилась местом, где доживают свой срок эти старухи.

«Прощание с матерой» - ситуация слома. Когда затапливались огромные сибирские территории во имя электричества. Так появились «переселенцы». Ситуация утраты родины.

Есть среди переселенцев и те, кто рад. И те, кто просто соглашается. И те, кто остается верным своей земле, которые стараются проститься с островом. Значит, что связь их с предками живая и земля, на которой они были – живая.

А Дарья чувствуют себя предательницей. Из-за такого отношения к предкам. Из-за совести. Она просит своего сына перевезти гробы с кладбища. Она хочет провести на острове последнюю ночь. И она чувствует себя частью мироздания. Не часть гос-ва. Поэтому прощаться с этой землей нужно, как прощаются с человеком.

Распутин не знал, как закончить эту повесть. Сущ-ет 2 финала: оба неопределенные. Первый: сын Дарьи отправляется на моторной лодке за матерью и ее подругами. Его только беспокоит время, так как он перепутал сроки и боится не успеть. Второй: начинается так же – Павел, осознав, что времени осталось немного, отправляется за матерью, но тут на реку опускается туман и он теряет направление. И слышен только вой Хозяина острова.

В чем причина смерти – старух поставили в безвыходное положение. Решение простое – нужно было оставить в покое. Но власть поверить человеку не может. Так как существует презумпция недоверия.

В «Прощании с матерой» нужно было просто отсрочить на полмесяца. Жители бы выкопали картошку, собрали урожай и уехали бы сами. А так остров покидается со скандалом, со смертями. Трагедия обуславливается пустяками. Управление сверху приводит к очень резкой ломке старого уклада, но не приводит к формированию уклада нового.

Трагедия окончательного разлома деревни. Вместе с бытом ушла и мораль. И вместо нее воцарилась мораль временщиков. Деревня занята уничтожением, а не созиданием – они валят лес. В центре – ситуация пожара на складе. А жители приходят и вместо того, чтоб тушить, просто тащат, все, что под силу. Исчезла культура взаимопомощи, культура непринятия воровства, культура семьи. Сложилась новая эпоха в стране.

После писатели-деревенщики уходят от хорошей прозы к плохой публицистике, в которой кричат о том, что все рухнуло. Стремление прокричать.

Все, что они предсказали – все случилось. Но никто не задумывался над тем, что они прокричали.

Сами авторы они уничтожили то направление, которое они создавали.

Деревенская проза была первым направлением, в которм давалась жесткая оценка тому, что происходило в стране. Но параллельно развивиается и городская тема в лит-ре.

Шукшин – в промежутке меж деревенской и городской прозой. Его причисл к деревенщикам, так как он описывает деревню. Но его тексты отличаются и по проблематике, и по пафосу. Никакой особой ностальгии по своему детству он не испытывал.

Он поступает на режиссерский фак-т, что для такого человека было нереальным. Поступил он благодаря эксцентризму. И благодаря своему знакомству Ромму. Тот выделили двух: Тарковского и Шукшина.

Шукшин распорядинля своими способностями очень удачно. Он занимается самообразоанием и пользуется своим жизненнным опытом, которого нет ни у кого из его знакомых. Он пишет рассказы, снимается в ролях «простых людей» и пишет сценарии на фильмы о «простых людях». Так он становится известным как автор, как актер.

Выходит первый сборник его рассказов «сельские жители».

Играет роль «Два Федора»

Внимает фильм «Живет такой парень».

И вся последующая жизнь его – это движение от победы к победе. Снимает фильмы, которые имеют успех, пишет пьесы, котор хорошо принимают театры, работает как публицист, как литературный и театральный критик.

Он хочет писать так, чтобы люди узнавали себя. Он очень хотел быть услышанным. Он очень остро ощущал современность.

Проблемы, которыми он занимался в своем тв-ве:

1. Нац характера и его бытовая в различных ситуациях и различных историч эпохах.

2. Драма сущ-я соврем человека на разломе культуры и цивилизации.

«Человек одной ногой стоит на берегу, другой в лодке. Но однажды надо сделать выбор». Шукшину интересен человек, которы пока не сделал выбор. Его герои шоферы, столяры, продавцы и т.д.

Чудики – люди, котор занимают обыкновенное положение в мире, но иногда совершают странные поступки.

Алеша, который каждую субботу топит баню и моется в бане.

Бронька, который каждый год рассказывает охотникам историю о том как он покушался на Гитлера.

И т.д. – они неизменно переходят из одного рассказа в другой. С 10-м рассказом ощущение веселья уходит. Читатель понимает, что перед ним проблема нереализованности потенциала. Натура этих героев гораздо богаче, чем те возможности, которые может предложить им жизнь. Потенциал требует выхода. И этим выходом становится игра, самодеятельность.

«Микроскоп» - чудачество героя приводит к миру в семье. Муж не пьет, жена довольна, сын гордится отцом. Но чудачество наказуемо. И благополучие не может долго продолжаться в мире Шукшина.

Герои просто испытывают потребность в «празднике души». Но их качетва миром не востребованы. И это драма не только героев, но и МИРА. Шукшин показывает готовность геров отстаивать себя. Но в то же время показывает нам, что все их занятия – игрушки. «Зло брало на мужика и жалко его было» - за то что герои «не вписанные в мир». Это из-за того, что они живут на сломе. Между городом и деревней. Он показывает отсутствие соц механизмов адаптации.

Категория «игры и скуки». Игра – форма самоереализаци, а скука – то от чегоони бегут. Герои мечтают, но вынужд жить по определ ритуалам.

Рассказы всегда динамичные из описания действия и диалог.

Рассказы о столнов чудика с внешним миром

Рассказы – зарисовки лиц и харак-

Рассказы о саморазвитии характеров

Шукшин умер на съемках «Они сражались за Родину» от сердечного приступа.

Вампилов. Трифонов.

Трифонов. Поступает в ВУЗ несмотря на репрессиров родителей.

В 51 году получает Сталинскую премию за роман «Студенты». Ему всего 25.

Сюжет: два бывших фронтовика. Борьба с космополизмом.

Умение выстаивать огромное кол-во тонких деталей.

Трифонов идет в спортивные журналисты. Параллельно пишет рассказы. Отрабатывает стиль: повествование в форме внутр монолога, повествование, в котором соединяются «гомеопатические подробности быта» и «вечные темы». Попытка передавать сложные философские

Параллельно пишет исторические рассказы.

Роман «Отблеск костра». Стремление пойти против социальной истории – стремление довести историю до конца.

Роман «Исчезновение». Не законченный. Посвящен окончанию биографии его отца, брата и других. Роман доведен до идеального состояния, но обрывается на полуслове.

По основным мотивам текстов – он называет свои произведения. Использует выделения в тексте, что помогает использовать ключевые слова и понятия.

Мотив долгого прощания с детством. Пора, когда все возможно.

Мотив исчезновения. «Дом на набережной» и «Опрокинутый дом». Дом неустойчивый, дом на краю обрыва, который исчезает навсегда, если ты не сохраняешь его в своей памяти.

Мотив времени и места.

Трифонов «Кошки и зайцы». «Другая жизнь». (обязательно)

Герои – люди, которых интерисует истина. Они желают заполнять свою память.

Люди – конформисты, они приспосабливаются ко времени и месту, но в какой-то момент они осознают свой конформизм.

И персонажи – отрицательные. Это люди, идущие до упора. Роман «Нетерпение». «Нетерпение ведет к непримеримости. А не непримеримость – к слепоте». Эти герои всегда наказы. А главный их признак – отсутствие памяти. Они живут ради будущего. Они достигают своих целей, но в финале наказаны.

Трифонов всегда был предметом жесткой критики. За бытовизм, за приземление образа сов человека.

«Быт – это война, не знающая перемирия. А человеческая жизнь – экстремальная ситуация». – трифонов.

Трифонов говорит со всеми. На тему, которые так или иначе всем интересны.

Александр Вампилов.

Битов: «Вампилов – писатель, которые выразил трагедию безверия».

Поколение, которое лишено надежд. Причиной чему явл-ся застой, стагнация.

Вампилова не интересует быт.

Человек очень быстро обретает инерцию. И ничего н еделать для него проще, чем делать что-то. Это всегда проблема самоосознания.

Проблема способа жизни. *уснула*

Но эти люди ничего не меняют. Это и есть специфика конфликта. Нова

Таким обазом л=вля лрмъ

Новая драма. Маотр\ъ\ъънгрэпроблеи.

Каждый, кто смооа.

Новая драма: отчуждение и распад общ-ва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: