double arrow
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И КРИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы 5 семестр, ІСМК.

Тематика контрольных работ

Филологический факультет, IV курс 2012 – 2013 учебный год

Русская литература рубежа эпох (XIX – XX)

1. Основные мотивы цикла «Страшный мир» А.Блока.

2. Импрессионистское начало в стиле символистов.

3. «Прекрасная ясность» поэзии Н.Гумилёва.

4. Новокрестьянская поэзия: общее и отличное в творчестве Н.Клюева и С.Есенина.

5. Тематика и проблематика романа З. Гиппиус «Чёртова кукла».

6. Образ старой и новой России в романе А. Ремизова «Крестовые сёстры».

7. Ритмическая организация прозы А. Белого (роман «Петербург»).

8. Традиции Гоголя, Щедрина, Чехова в романе «Мелкий бес» Ф. Сологуба.

9. Многоплановость конфликта в романе М. Горького «Фома Гордеев».

10. Фантастическое и реалистическое в «пророческих» рассказах Е. Замятина.

11. Историческая основа и лирическая (символистская) подоснова романа

Д. Мережковского «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)».

12. Богостроительные идеи в повестях «Мать», «Исповедь» М. Горького.

13. Общее и отличное в манифестах кубофутуристов и эгофутуристов.

14. Футуризм как начало авангарда.

15. Художественный мир И. Северянина.

16. «Я», «мы», «Вы» в художественном мире В. Маяковского.

17. Спор ницшеанского и христианского в художественном мире В. Маяковского.

18. Ницшеанская парадигма в романе «Поединок» А. Куприна.

19. Споры о России в сюжетном движении повести «Деревня» И. Бунина.

20. Решение любовного, исторического, социального и философского конфликтов в поэме «Облако в штанах» В. Маяковского.




21. Тематика и проблематика романа В.Брюсова «Огненный ангел».

22. Тема рождения и смерти человека в пьесе Л. Андреева «Жизнь человека».

23. Тема капитализма в романе Л. Андреева «Дневник Сатаны».

24. Роман М. Арцыбашева «Санин». Проблематика, композиция, система образов

25. Экзистенциальная проблематика лирических сборников В. Ходасевича «Путём зерна».

26. Человек в круге бытия: рассказы И. Бунина «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга».

27. Поэтика автобиографической повести М. Цветаевой.

28. Проблема быта и бытия в поэме М. Цветаевой «Крысолов».

29. Репертуар «лирических масок» в дореволюционной поэзии А. Ахматовой.

30. Синтез слова, музыки и живописи в поэтическом творчестве А. Белого.

31. Ф. Ницше и русский символизм.

32. Повести И. Бунина «Суходол»: взаимодействие реализма и модернизма.



Примечание:

Объем контрольной работы – 8-10 страниц, шрифт №14 Times New Roman через 1,5 интервал, с указанием литературы, которая была использована при написании работы.

Доцент кафедры

русской литературы XX – XI веков и журналистики

Диарова А. А.

1.Абрамовский Г. Русская опера первой трети XIX века. – М., 1971.

2.Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977.

3.Альшванг А.А. Избранные сочинения. В.2-х томах.Т.1. – М., 1964.

4.Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX – начала XX века. – Л., 1968.

5.Асафьев Б.В. М.И.Глинка. – Л., 1978.

6.Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века.// Избр. труды. Т.4. – М., 1955.

7.Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева: Исследование. – Л., 1984

8.Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.

9.Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991.

10.В.Бычков. Русская средневековая эстетика. М. 1992.

11.Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч.1. – М., 1978.

12.Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. – М., 1956.

13.Владышевская Т.Ф. Византийская музыкальная эстетика и её влияние на певческую культуру Древней Руси.// Византия и Русь. – М., 1989.

14.Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. – М., 2006

15.Внемлите ангельскому пению. По страницам трудов профессора В.В.Медушевского. / Сост. О.А.Галкин. – Минск, 1999.

16.Всенощное бдение. Литургия. Изд. Московской Патриархии. – М., 1991.

17.Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. В 2-х томах. – Нью-Йорк, 1978; Москва, 2004

18.Герасимова-Персидская Н.А. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох. – М., 1994.

19.Герасимова-Персидская Н.А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. – М., 1983.

20.Глинка М.И. Записки. / Подг. А.С.Розанов. – М., 1988.

21.Глинка в воспоминаниях современников. – М., 1955.

22.Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. – Л., 1959.

23.Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века (1836-1956). – Л., 1969.

24.Гозенпуд А.А. Пушкин и русская оперная классика. // Избранные статьи. – Л.-М., 1971.

25.Дилецкий Н. Мусикийская грамматика. Изд. С.Смоленского. – СПб., 1910.

26.Дмитриев А.Н. Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки. Фрагмент о музыкальной драматургии в партитуре оперы «Руслан и Людмила». – М.: Композитор, 2004.

27.История русской музыки. От древнейших времён до середины XIX века. Изд.3./ Ред. О.Левашевой, Ю.Келдыша, А.Кандинского. – М., 1980.

28.История русской музыки в нотных образцах. / Под ред.С.Л.Гинзбурга. – Т.1. – М., 1968. Т.2. – М., 1969.

29.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.1.Древняя Русь XI-XVII. – М., 1983.

30.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.2. XVIII век. – М., 1984.

31.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.3. XVIII век. – М., 1985.

32.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.4. 1800-1825. – М., 1986.

33.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.5. 1826-1850. – М., 1988.

34.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.6. 1850-1860. – М., 1989.

35.Конотоп А.В. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. – М.: Композитор, 2005.

36.Кошмина И.В.Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз-пед.училищ и ВУЗов: В 2 кн. – М., 2001.

37.Крестьянин Фёдор. Стихиры. Публикация, расшифровка и исследование М.В.Бражникова. / Серия «Памятники русского музыкального искусства». Вып.3. – М., 1974.

38.Ларош Г.А. Избранные статьи о Глинке. – М., 1953.

Глинка и его значение в русской музыке.

«Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

39.Левашева О.Е. Михаил Иванович Глинка. Кн 1,2. – М., 1987,1988.

40.Ливанова Т., Протопопов В. Оперная критика в России. Т.1. Вып.1. – М., 1966.

41.Ливанова Т., Пекелис М., Попова Т. История русской музыки. Т.1. – Л., 1940.

42.Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Вып.1. – М., 1938.

43.Ливанова Т., Протопопов В. Глинка. Творческий путь. В 2-х томах. – М., 1955.

44.Мартынов В. О музыке и пении. – Одесса,1999.

45.Металлов В.М. Осмогласие знаменного распева. – М., 1899.

46.Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. Изд.4-е. – М., 1915.

47.Музыкальная эстетика России XI-XVII веков. – М., 1978.

48.М.И.Глинка. Сборник материалов и статей. / Под ред. Т.Ливановой. – М.-Л., 1950.

49.Мясоедов А.Н. О гармонии русской музыки. – М., 1998.

50.Никитина Л.Д. История русской музыки. Популярные лекции. – М., 2000.

51.Одоевский В.Ф. Статьи о М.И.Глинке. – М., 1953.

52.Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. / Общ. ред., вст. ст. и прим. Г.Б.Бернандта. – М., 1956.

Письмо к любителю музыки об опере г.Глинки: Иван Сусанин

Заметки к письмам М.И.Глинки

Новая русская опера: Иван Сусанин. Музыка соч.г. Глинки, слова барона Розена.

«Руслан и Людмила»

53.Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. – М., 1979.

54.Очерки по истории русской музыки 1790-1825. / Ред. М.С.Друскина, Ю.В.Келдыша. – Л., 1956.

55.Пекелис М.С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. Т.1. – М., 1966; Т.2. – М., 1968; Т.3. – М., 1983.

56.Петрушанская Е.М. Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества. – М.: Издательский дом «Классика -XXI», 2009.

57.Преображенский А.В. Культовая музыка в России. – Л., 1924.

58.Протопопов В.В. «Иван Сусанин» Глинки. – М., 1961.

59.Разумовский Д. Церковное пение в России. – М., 1867.

60.Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». – М., 2001.

Русская опера XIX века. Сб.трудов. Вып.122 / ГМПИ им.Гнесиных. – М., 1991.

61.Ручьевская Е.А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. – СПб., 2002.

62.Рыцлина Л. Оперное творчество М.И.Глинки. Методическое пособие. – М., 1979.

63.Серов А.Н. Статьи о музыке. В 7-ми вып. Вып.4. – М., 1988.

«Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила»

«Руслан» и русланисты»

«Михаил Иванович Глинка».

64.Серов А.Н. «Русалка». Опера А.С.Даргомыжского. – М., 1953.

65.Скребков С.С. Русская хоровая музыка XVII-нач. XVIII века. – М., 1969.

66.Слонимский С. Русское чудо. Творчество Глинки.

67.Смоленский С.В. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. – СПб., 1910

68.Стасов В.В. Избранные статьи о М.И.Глинке. – М., 1955.

69.Стасов В.В. Заметки о демественном и троестрочном пении. // Статьи о музыке. Вып.2. – М., 1976.

70.Тарабукин Н.М. Смысл иконы. – М., 2001.

71.Трубин Н.Г. Духовная музыка. – Смоленск, 2004.

72.Тышко С.В. Проблема национального стиля в русской опере. Глинка. Мусоргский. Римский-Корсаков. – К., 1993.

73.Тышко С.В. Национальный стиль русской оперы: аспекты систематизации. // Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля. – К., 1993.

74.Тышко С.В. Проблема национального стиля в оперном творчестве Глинки. «Руслан и Людмила». // Очерки по истории русской музыки. – К., 1995.

75.Тышко С., Мамаев С. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам». Ч.1. – К., 2000. Ч.2. – К., 2002.

76.Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – М., 1971.

77.Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. – Л., 1968; М., 1971.

78.Ундольский В. Замечания для истории церковного пения в России. – М., 1846.

79.Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России.Т.1, вып.1-3. – М., 1928.

80.Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств.

81.Холопова В.Н. Русско-украинский хоровой концерт эпохи барокко: специфика музыкального языка и композиции. // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып.2 /Ред.-сост. Ю.И.Паисов. – М., 2004.

82.Цукер А.М. Драматургия Пушкина в русской оперной классике. – М.: Композитор, 2010.

83.Цуккерман В.В. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыки. – М., 1955.

84.Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Т.1, 2. – М., 1994.

85.Яворский Б. Заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина (1825-1915) // Изб.труды. Т.2.Ч.1. – М., 1997.

86.Яворский Б. Глинка. // Изб.труды. Т.2.Ч.1. – М., 1997.

87.Ярешко А.С. Колокольные звоны России. – М., 1992.

План семинарского занятия «Стиль М.И.Глинки в опере “Руслан и Людмила”»

Вопросы семинара:

1. История создания либретто и оперы.

2. Сюжет оперы. «Руслан и Людмила» Пушкина и Глинки.

3. «Руслан и Людмила» и пути европейского оперного романтизма.

4. Художественный замысел и содержание оперы (славянская мифология, литургийность, «русский эпос», и др.)

5. Компоненты стилевого синтеза в «Руслане».

-романтическая виртуозность, «русское бельканто»;

-фольклорная архаика и другие влияния музыкального фольклора;

-«русский Восток»;

-русская романсовость;

-русское богослужебное пение и хоровой концерт;

-влияния западноевропейского ораториального и симфонического стилей.

6. Особенности композиции и драматургии оперы.

7. Полемика по поводу «Руслана». Статья А.Серова.

Литература:

1. Пушкин А.С. Поэма «Руслан и Людмила».

2. Левашева О.Е. Михаил Иванович Глинка. В 2-х томах. – М., 1987, 1988.

3. История русской музыки. В 10-ти томах.

4. Асафьев Б.В. М.И.Глинка. – Л., 1978.

5. Глинка М.И. Записки. / Подг. А.С.Розанов. – М., 1988.

6. Серов А.Н. «Руслан» и русланисты. // Статьи о музыке. В 7-ми вып. Вып.4. – М., 1988.

7. Тышко С.В. Проблема национального стиля в оперном творчестве Глинки. «Руслан и Людмила». // Очерки по истории русской музыки. – К., 1995.

8. Асафьев Б.В. Славянская литургия Эросу // Симфонические этюды. – Л., 1974.

9.Дмитриев А.Н. Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки. Фрагмент о музыкальной драматургии в партитуре оперы «Руслан и Людмила». – М.: Композитор, 2004.






Сейчас читают про: