I. Общие положения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Карамзин Н. М.

Радищев А. Н.

Дмитриев И. И.

«Стонет сизый голубочек...»

Стонет сизый голубочек,

Стонет он и день и ночь;

Миленький его дружочек

Отлетел надолго прочь.

Он уж боле не воркует

И пшенички не клюет;

Все тоскует, все тоскует

И тихонько слезы льет.

С нежной ветки на другую

Перепархивает он

И подружку дорогую

Ждет к себе со всех сторон.

Ждет ее... увы! но тщетно,

Знать, судил ему так рок!

Сохнет, сохнет непреметно

Страстный, верный голубок.

Он ко травке прилегает;

Носик в перья завернул;

Уж не стонет, не вздыхает;

Голубок... навек уснул!

Вдруг голубка прилетела,

Приуныв, издалека,

Над своим любезным села,

Будит, будит голубка;

Плачет, стонет, сердцем ноя,

Ходит милого вокруг

Но... увы! прелестна Хлоя!

Не проснется милый друг!

«Ты хочешь знать: кто я? что я?..»

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?

Я тот же, что и был и буду весь мой век.

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,

Чувствительным сердцам и истине я в страх

В острог Илимский еду.

«Осень».

Веют осенние ветры

В мрачной дубраве;

С шумом на землю валятся

Желтые листья.

Поле и сад опустели;

Сетуют холмы;

Пение в рощах умолкло -

Скрылися птички.

Поздние гуси станицей

К югу стремятся,

Плавным полетом несяся

В горних пределах.

Вьются седые туманы

В тихой долине;

С дымом в деревне мешаясь,

К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,

Взором унылым

Смотрит на бледную осень,

Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!

Вянет природа

Только на малое время;

Все оживится,

Все обновится весною;

С гордой улыбкой

Снова природа восстанет

В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!

Старец весною

Чувствует хладную зиму

Ветхия жизни.

«Послание к Дмитриеву». Нач.: «Но что же нам, о друг любез­ный». Кон.: «Остатком теплых дней осенних».

Но что же нам, о друг любезный,

Осталось делать в жизни сей,

Когда не можем быть полезны,

Не можем пременить людей?

Оплакать бедных смертных долю

И мрачный свет предать на волю

Судьбы и рока: пусть они,

Сим миром правя искони,

И впредь творят что им угодно!

А мы, любя дышать свободно,

Себе построим тихий кров

За мрачной сению лесов,

Куда бы злые и невежды

Вовек дороги не нашли

И где б без страха и надежды

Мы в мире жить с собой могли,

Гнушаться издали пороком

И ясным, терпеливым оком

Взирать на тучи, вихрь сует,

От грома, бури укрываясь

И в чистом сердце наслаждаясь

Мерцанием вечерних лет,

Остатком теплых дней осенних.

Контрольная работа по курсу «История русской литературы» состоит из вопросов различного характера по истории русской литературе XIX века. Подбор вопросов дает возможность определить степень подготовки студента по данному разделу курса. Как обязательный вид работы она выполняется студентом перед сдачей экзамена по курсу. Предлагаемые вопросы могут стать приблизительными экзаменационными вопросами. Таким образом, предлагаемые задания являются не только перечнем тем, но являются и полезным подспорьем в самостоятельной работе по курсу.

Прежде чем выбрать тему контрольной работы, необходимо ознакомиться с содержанием изучаемого курса, уяснить его хронологические границы, понять закономерности разных этапов литературного развития. При этом важно представлять своеобразие каждого периода и глубокую преемственность между ними. Следует изучить историко-литературный материал по лекциям, обращаясь при этом к «Истории русскойлитературы» (в 4 томах), а также к основным учебникам по данному курсу.

Выбирая тему, желательно руководствоваться степенью интереса к конкретному литературному памятнику или писателю и спецификой литературоведческой задачи, которую предстоит решить в процессе написания контрольной работы.

Содержащиеся в программе темы контрольных работ для заочников могут корректироваться студентами по согласованию с преподавателем. При этом в вводной части работы необходимо дать обоснование выбранной темы. При выполнении работы студент должен не только развернуто и аргументированно раскрыть тему, но и показать свободное владение понятийным материалом, понимание решаемой литературоведческой задачи. Научные положения необходимо обосновывать историко-литературными фактами.

Студент сам должен проделать поисковую работу, подобрав критическую литературу по избранной теме. Усвоение критических работ должно быть творческим. Основные их положения помогут в анализе текста художественного произведения. При этом собственные наблюдения над материалом также следует систематизировать.

Последовательность изложения материала должна быть логически обоснованной, необходимо соблюдать грамотность и нормы литературного языка.

Очень важно методически правильно и последовательно спланировать все этапы написания контрольной работы.Работу следует начать с внимательного чтения текстов, используя для этого (по возможности) наиболее авторитетные академические издания, где имеются комментарии и справочный аппарат. После этого необходимо изучить основную критическую литературу и определить свое отношение к ней.На поставленные вопросы следует отвечать грамотно, четко и доказательно. Изложение материала должно быть логичным, аргументированным, все цитаты из критической литературы должны даваться с указанием источника в постраничных сносках, оформленных по существующим правилам.Контрольная работа должна завершаться списком литературы. В нее входят цитированные художественные и научные тексты. Литература располагается в алфавитном порядке. Если указано несколько работ одного автора, то они перечисляются по хронологическому принципу.

Все вышеперечисленное является критерием для оценки выполненной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: