double arrow

Названия произведений и их частей

IV. Атрибуция художественных текстов и их авторов 1. Авторы произведений

142. Прочитайте названия пяти журналов: «Пустомеля», «Друг честных людей, или Стародум», «Адская почта», «Трудолюбивая пчела», «Почта духов». Среди перечисленных ниже шести имен издателей этих журналов одно имя является лишним. Укажите его.

а) Н.М.Карамзин; б) Ф.А.Эмин; в) И.А.Крылов; г) Н.И.Новиков; д) Д.И.Фонвизин; е) А.П.Сумароков

143. *Назовите поэта - автора следующих лирических произведений: «Осень», «Кладбище», «Странность любви, или Бессонница», «К бедному поэту», «Меланхолия».

а) Тредиаковский; б) Державин; в) Карамзин; г) Ломоносов; д) Сумароков

144. *Беллетрист 2-й половины XVIII в., автор 10-томного сборника волшебно-сказочных и бытовых повестей «Русские сказки».

а) В.Лёвшин; б) М.Чулков; в) М.Щербатов; г) Ф.Эмин; д) Н.Новиков

145. * Автор первого в России биобиблиографического справочника «Опыт исторического словаря о российских писателях»:

а) В.Татищев; б) В.Тредиаковский; в) А.Кантемир; г) А.Сумароков; д) Н.Новиков; е) Н.Карамзин

146. О ком из русских писателей сказано в «Эпистоле о стихотворстве», что «Он наших стран Мальгерб, он Пиндару подобен»?

а) о Ломоносове; б) о Державине; в) о Карамзине; г) о Сумарокове; д) о Тредиаковском

147. Назовите автора строк: «Неправо о вещах те думают, Шувалов, / Которые Стекло чтут ниже Минералов».

а) Кантемир; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Державин; д) Фонвизин;

е) Карамзин

148. Кто автор строк: «<...> Не знаю, чего бы ради иного наши гексаметры и все другие стихи, с одной стороны, так запереть, чтобы они ни больше, ни меньше определенного числа слогов не имели, а с другой, такую волю дать, чтобы вместо хорея свободно было положить ямба, пиррихия и спондея, а следовательно, и всякую прозу стихом называть, как только разве последуя на рифмы кончащимся польским и французским строчкам?»




а) В.Тредиаковский; б) М.Ломоносов; в) А.Сумароков; г) А.Кантемир; д) Ф.Прокопович

149. Кто автор следующих строк:

— Ты меня восхищаешь. Ты уже любить умеешь. Ты нашла сердцу своему другое, ему соответствующее. Ты будешь блаженна. Ничто не развратит союза вашего. Не будешь ты окружена соглядателями, в сети пагубы уловить тебя стрегущими. Не будет слух сердечного друга твоего уязвлен прельщающим гласом, на нарушение его к тебе верности призывающим. Но почто же... ты лишена удовольствия наслаждаться счастием в объятиях твоего милого друга?



- Ах, барин, для того, что его не отдают к нам в дом. Просят ста рублей. А матушка меня не отдает; я у ней одна работница.

а) Сумароков; б) Новиков; в) Фонвизин; г) Радищев; д) Карамзин

150. Кто автор следующих поэтических строк:

Душа моя! гостья ты мира:

Не ты ли перната сия? -

Воспой же бессмертие, лира!

Восстану, восстану и я, -

Восстану, - и в бездне эфира

Увижу ль тебя я, Пленира?

а) В.Тредиаковский; б) А.Сумароков; в) А.Кантемир; г) М.Муравьев; д) Г.Державин; е) М.Ломоносов

151. Кто автор следующих строк?

Презрев покой, снес ли ты сам труды военны ?

Разогнал ли пред собой враги устрашенны ?

К безопаству общества расширил ли власти Нашей рубеж ?

Суд судя, забыл ли ты страсти ?

а) Прокопович; б)Кантемир; в) Ломоносов; г) Державин; д) Карамзин

152. Назовите автора следующих слов (сами слова принадлежат литературному персонажу): «Детям? Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут - без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг! Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван».

а) Сумароков; б) Фонвизин; в) Крылов; г) Радищев; д) Новиков; е) Карамзин

153. *Кто из поэтов XVIII в. написал строки: «Пурпур, лазурь, злато, багря­нец, / С зеленью тень, слиясь с серебром, / Чудный, отливный. Блещущий глянец / Сыплют вокруг, тихим лучом / Зениц к утешенью сияют, / Пленяют!»

а) А.Кантемир; б) Н.Карамзин; в) М.Ломоносов; г) Г.Державин; д) А.Сумароков

154. *Кому из поэтов XVIII в. принадлежат строчки:

(Смеяться, право, не грешно!) Над всем, что кажется смешно, а) Ломоносову; б) Крылову; в) Сумарокову; г) Державину; д) Карамзину

155. * Назовите автора следующих строк:

Здравствуйте, женившись, дурак и дура,

Еще <...> дочка, тота и фигура!

Теперь-то прямо время вам повеселиться,

Теперь-то всячески поезжанам должно беситься;

Кваснин дурак и Буженинова <...>

Сошлись любовно, но любовь их гадка. <.. .>

а) Кантемир; б) Сумароков; в) Тредиаковский; г) Державин; д) Ломоносов

156. *Кто автор стихотворных строк:

<.. .>. Месяц спускается ниже и, кажется, падает с неба;

Свет вливается в воздух; волны востока зарделись...

Ах! я видел мгновенье, в которо заря выходила.

Прелестьми юной бессмертной чувства мои обновленны.

Тихая светлость объем лет мою умилившуюсь душу <.. >

а) А.Кантемир; б) В.Тредиаковский; в) М.Ломоносов; г) М.Муравьев; д) Г.Державин; е) Н.Карамзин

157. *Назовите автора следующих строк:

Выди, Тирсис, отсюду, пора любовь кинуть:

Довольно и долго зде в любви могл ты гинуть.

Не в сем то острове, где мысль бывает уныла, .

Находится честь, что всем добрым людем мила.

Надо любить было: Любовь учит жити,

Той огнь без света в сердце не возможет быти.

а) Прокопович; б) Кантемир; в) Тредиаковский; г) Ломоносов; д) Сумаро­ков; е) Державин

158. ^Назовите автора данных строк:

Меж тем уже Зевес от хмеля проспался,

И только чаю он с Юноной напился,

Как вестник, вшед к нему в божественны чертоги,

Сказал, что все уже сидят в собраньи боги;

А он, дабы дела вершить не волоча,

Корону на лоб бух, порфиру на плеча,

И, взявши за руку великую Юнону,

Кладет и на нее такую же корону. <.. .>

а) А.Кантемир; б) В.Тредиаковский; в) М. Ломоносов; г) А.Сумароков;

д) В.Майков; е) Г.Державин; ж) И.Крылов

159. *Кто автор следующих строк:

Древня размера стихом пою отцелюбного сына,

Кой, от-природных брегов поплыв и странствуя долго,

Был провождаем везде Палладою Ментора в виде <...>..

а) Кантемир; б) Тредиаковский; в) Ломоносов; г) Сумароков; д) Херасков;

е) Державин

160. *Назовите автора строк:

<...> Ты будучи в местах, где нежность обитает,

Как взглянешь на поля, как взглянешь на плоды,

Воспомяни, что мой покоя дух не знает,

Воспомяни мое раченье и труды.

Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;

Отрада вся, когда о лете я пишу;

О лете я пишу, а им не наслаждаюсь

И радости в одном мечтании ищу. <:..>

а) Кантемир; б) Тредиаковский; в) Ломоносов; г) Сумароков; д) Держа­вин; е) Карамзин

161.Только один из шести названных теоретико-литературных трудов не имеет себе соответствия среди пяти данных авторов — литераторов XVIIIвека: А.Кантемир, В.Тредиаковский, М.Ломоносов, А.Сумароков, Г.Державин. Укажите эту работу.

а) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»; б) «Письмо о правилах российского стихотворства»; в) «Эпистола о стихотворстве»; г) «Рассуждение о лирической поэзии»; д) «Опыт о русском стихосложе­нии»; е) «Письмо Харитона Макентина к приятелю»

162. Какое из перечисленных произведений не принадлежит А.Сумарокову?

а) «Тресотиниус»; б) «К музе своей. О опасности сатирических сочинений»; в) «Семира»; г) «Хор ко превратному свету»; д) «Тщетно я скрываю сердца скорби люты...»; е) «Наставление хотящим быти писателями»

163. Какое из перечисленных произведений не принадлежит Д.Фонвизину? а) «Всеобщая придворная грамматика»; б) «Похвальная речь в память моему дедушке»; в) «Рассуждение о непременных государственных законах»; г) «Каллисфен»; д) «Опыт Российского сословника»; е) «Лисица-Кознодей»

164. Какое из перечисленных произведений не принадлежит Н.Карамзину? а) «Письма русского путешественника»; б) «Рыцарь нашего времени»; в) «Письма Эрнеста и Доравры»; г) «Остров Борнгольм»; д) «Чувствительный и холодный»; е) «Сиерра-Морена»

165. Из какого произведения М.В.Ломоносова взят отрывок?

Когда бы смертным толь высоко Могло, приближившись, воззреть,

Возможно было возлететь, Тогда б со всех открылся стран

Чтоб к солнцу бренно наше око Горящий вечно Океан,

а) «На день восшествия Елизаветы Петровны, 1747 года»; б) «Утреннее размышление о Божием величестве»; в) «Вечернее размышление о Божием величестве»; г) «Письмо о пользе Стекла»; д) «Гимн бороде»; е) «Ода, выбранная из Иова»

166. Из какого произведения взята цитата: «Долгота и краткость слогов, в новом сем российском стихосложении, не такая разумеется, какова у греков и латин в сложении стихов употребляется, но токмо тоническая, то есть в едином ударении голоса состоящая <...> Следовательно, новый наш стих составляется токмо из стоп двусложных, для того что оный имеет, в себе определенное некоторое еще число слогов, а трисложных дактилического рода принять никак не может».

а) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»; б) «Письмо о правилах российского стихотворства»; в) «Краткое руководство к крас­норечию»; г) «Эпистола о стихотворстве»; д) «Письмо Харитона Макентина к приятелю...»

167. Из какого произведения взята цитата?

Самодержавие - России лучша доля.

Мне думается, где самодержавства нет,

Что любочестие, теснимо, там падет; <.. .>

Коль нет монарха в ней, власть - тяжкие оковы.

Несчастна та страна, где множество вельмож:

Молчит там истина, владычествует ложь. <...>

а) «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 года»; б) «Димитрий Самозванец»; в) «Владимир»; г) «Недоросль»; д) «Фелица»; е) «Вельможа»

168. Определите произведение по приведенному отрывку:

<. > Я озреваю стол - и вижу разных блюд

Цветник, поставленный узором:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь - икра, и с голубым пером

Там щука пестрая: прекрасны!

а) «Застольная песня»; б) «Вельможа»; в) «Приглашение к обеду»; г) «Ев­гению. Жизнь Званская»; д) «Случились вместе два астронома в пиру»; е) «Похвала сельской жизни»

169. Из какого произведения взят отрывок?

«<...> По указу твоему господскому, я сирота твой, на сходе высечен, и клети мои проданы за бесценок, также и корова, а деньги взяты в оброк, и с меня староста правит остальных; только мне взять негде, остался с четверыми робятишками мал мала меньше, и мне, государь, ни их, ни себя кормить нечем. Над робятишками и надо мною сжалился мир, видя нашу бедность, и дал корову, а за меня заплатили подушные деньги, а то бы пришлось последнюю шубенку с плеч продать <...>».

а) «Отрывок путешествия в*** И*** т***»; б) «Путешествие из Петер­бурга в Москву»; в) «Письма к Фалалею»; г) «Недоросль»; д) «Копии» с крестьянских отписок из журнала «Трутень»; е) «Анюта»

170. Из какого произведения взят отрывок: «<...> И видев гость его несклонную просьбу, и по желанию его уволил ему ехать в Россию. И даде ему оный гость три корабля с разными товарами и суммы своей денежной казны довольно. И просил его, чтоб, быв у отца своего, к нему возвратился, и отпустил его с

великою печалию <.. .»>?

а) «Юности честное зерцало»; б) «Гистория о российском матросе Василии Кориотском»; в) «Путешествие из Петербурга в Москву»; г) «Наталья, боярская дочь»; д) «Отрывок путешествия в*** И*** Т***»

171. Из какого произведения Г.Р.Державина взята цитата?

Осел останется ослом. О, тщетно счастия рука,

Хотя осыпь его звездами; Против естественного чина,

Где должно действовать умом, Безумца рядит в господина,

Он только хлопает ушами. Или в шумиху дурака.

а) «Фелица»; б) «Водопад»; в) «Вельможа»; г) «Евгению. Жизнь Званская»; д) «Снигирь»; е) «Властителям и судиям»

172. Из какого произведения Г.Р.Державина взята эта цитата:

Как сон, как сладкая мечта, Не столько легкомыслен ум,

Исчезла и моя уж младость, Не столько я благополучен,

Не сильно нежит красота, Желанием честей размучен,

Не столько восхищает радость, Зовет, я слышу, славы шум.

а) «Фелица»; б) «На смерть князя Мещерского»; в) «Водопад»; г) «Памятник»; д) «Вельможа»; е) «Осень во время осады Очакова»

173. Из какого произведения взята цитата: «Я индиферан во всем том, что надлежит до моего отца и матери... Итак, вы знаете, что я пренесчастливый человек. Живу уже двадцать пять лет и имею еще отца и мать. Вы знаете, каково жить и с добрыми отцами, а я, черт меня возьми, я живу с животными»?

а) «К князю Н.Ю.Трубецкому. О воспитании»; б) «Рогоносец по воображению»; в) «Бригадир»; г) «Письма к Фалалею»; д) «Недоросль»

174. Из какого произведения взят отрывок?

Прошу великого пророка,

Да праха ног твоих коснусь,

Да слов твоих сладчайша тока

И лицезренья наслаждусь!

Небесные прошу я силы,

Да их простря сафирны крылы,

Невидимо тебя хранят

От всех болезней, зол и скуки;

Да дел твоих в потомстве звуки, ,

Как в небе звезды, возблестят.

а) «Фелица»; б) «Ода не день восшествия... Елисаветы Петровны, 1747 года»; в) «Бог»; г) «Ода, выбранная из Иова»; д) «Властителям и судиям»

175. Из какого произведения взят отрывок?

Одень, одень ее порфиру, О, коль изображенье сходно,

Дай скипетр, возложи венец, Красно, любезно, благородно!

Как должно ей законы миру Великая промолви мать

И распрям предписать конец. И повели войнам престать,

а) «На взятие Хотина»; б) «На день восшествия Елизаветы Петровны, 1747 года»; в) «Разговор с Анакреоном»; г) «Фелица»; д) «Вольность»

176. Из какого произведения взята цитата: «<...> Но паче еще того посмеяние священного имени вольности. О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! что бы тем потеряло государство? <*.. .>»

а) «Отрывок путешествия в*** И*** т***»; б) «Вольность»; в) «Димитрий Самозванец»; г) «Подщипа» («Трумф»); д) «Путешествие из Петербурга в Москву»

177. Откуда взята цитата: <«...> Что уж и говорить: все пошло на немецкий манер. Нутка, вздумай да взгадай да поди в отставку, полно, друг мой, ведь ты уже послужил, лбом стену не проломишь, а коли не то, так хоть в отпуск приезжай. Скосырь твой жив и Налетка, мать твоя бережет их пуще своего глаза; нам нясь Налетку укусила было бешеная собака, да спасибо скоро захватили, ворожея заговорила. Ну, да полно, и было за это людям. Сидоровна твоя всем кожу спустила, то-то проказница, я за то ее и люблю, что уж коли примется сечь, так отделает, перемен двенадцать подадут: попросит небось воды со льдом, да это, нет ничего, лучше смотрят <.. .>»?

а) «Рогоносец по воображению»; б) «Письма к Фалалею»; в) «Бригадир»; г) «Путешествие из Петербурга в Москву»; д) «Недоросль»; е) «Марфа-посадница»

178. Из какой повести Н.М.Карамзина взята цитата:

«Я возвратился в Европу и был некоторое время игралищем злобы людей, некогда мною любимых... Хладный мир! Я тебя оставил! - Безумные существа, человеками именуемые! Я вас оставил! Свирепствуйте в лютых своих исступлениях, терзайте, умерщвляйте друг друга! Сердце мое для вас мертво, и судьба ваша его не трогает. Живу теперь в стране печального севера, где глаза мои в первый раз озарились лучом солнечным, где величественная натура из недр бесчувствия приняла меня в свои объятия и включила в систему эфемерного бытия, - живу в уединении и внимаю бурям <...>»?

а) «Бедная Лиза»; б) «Остров Борнгольм»; в) «Наталья, боярская дочь»; г) «Марфа-Посадница»; д) «Сиерра-Морена»; е) «Фрол Силин»

179. Из какого произведения взяты эти строки?

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю,

а) «Памятник» Г.Р.Державина; б) Перевод М.В.Ломоносова XXX оды Горация; в) «Ода на суету мира» А.П.Сумарокова; г) «Мой истукан» Г.Р.Державина; д) «К бедному поэту» Н.М.Карамзина

180. Из какого произведения взята цитата?

- Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах...

- В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на звания мода, как на пряжки, на пуговицы.

- Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа...

- Без нее просвещеннейшая умница - жалкая тварь. Невежда без души - зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких веское у него нет. От таких-то животных пришел я освободить <.. >

а) «Письма к Фалалею»; б) «О воспитании» Кантемира; в) «О благородстве» Сумарокова; г) «Недоросль» Фонвизина; д) «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева; е) «Наставление дяди своему племяннику) Фонвизина

181. Из какого произведения М.В.Ломоносова взята цитата:

<.. .'> Но в нынешних веках нам Микроскоп открыл, Что бог в невидимых животных сотворил! Коль тонки члены их, составы, сердце, жилы И нервы, что хранят в себе животны силы!.. Велик создатель наш в огромности небесной! Велик в строении червей, скудели тесной!

а) «Утреннее размышление о Божием величестве»; б) «Письмо о полы Стекла»; в) «Ода, выбранная из Иова»; г) «Стихи, сочиненные на дороге Петергоф...»; д) «Разговор с Анакреоном»; е) «Случились вместе два Астронома в пиру...»

182. Среди сатир А.Кантемира нет сатиры с таким названием:

а) «О благородстве»; б) «О различии страстей человеческих»; в) «О истинном блаженстве»; г) «О воспитании»; д) «О опасности сатирических сочинений»

183. Среди трагедий А.П.Сумарокова нет трагедии с таким названием: а) «Гамлет»; б) «Ярополк и Димиза»; в) «Семира»; г) «Вышеслав»

д) «Тамира и Селим»; е) «Артистона»

184. Среди глав «Путешествия из Петербурга в Москву» нет главы с таким названием:

а) Нижний Новгород; б) Яжелбицы; в) София; г) Клин; д) Бронницы; д)Тосна

185. На полях какой главы «Путешествия из Петербурга в Москву» Екатерина II написала: «Содержится, по случаю будто стихотворчества, ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою <...»>?

а) «Спасская Полесть»; б) «Клин»; в) «Торжок»; г) «Чудово»; д) «Зайцово; е) «Тверь»

186. В какой из глав «Путешествия из Петербурга в Москву» идет речь людях, попавших в беду на море, и о равнодушном начальнике, которому «в должности» «не предписано спасать» тонущих людей?

а) «Спасская Полесть»; б) «Едрово»; в) «Медное»; г) «Чудово»; д) «Юн

187. В какой из глав «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Радищев излагает свои взгляды на воспитание молодого поколения?

а) «Новгород»; б) «Крестьцы»; в) «Медное»; г) «Городня»; д) «Пешки»

188. Из какого произведения взят отрывок: <«...> Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине. Вокруг меня стояще являлися того скареднее. Вся внутренность их казалась черною и сгораемою тусклым огнем ненасытности. Они метали на меня и друг на друга искаженные взоры, в коих господствовали хищность, зависть, коварство и ненависть <...>».

а) «Хор ко превратному свету»; б) «Каиб»; в) «Отрывок путешествия в*** И*** Т***»; г) «Каллисфен»; д) «Путешествие из Петербурга в Москву»; е) «Марфа-посадница»

189. Из какого произведения Н.М.Карамзина взят отрывок?

«Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее. Но через несколько минут погрузилась она в некоторую задумчивость - осмотрелась вокруг себя, увидела дочь своего соседа... идущую по дороге, кликнула ее, вынула из кармана десять империалов <. ..>».

а) «Фрол Силин»; б) «Бедная Лиза»; в) «Марфа-Посадница»; г) «Наталья,

боярская дочь»; д) «Остров Борнгольм»

190. Из какого произведения взята цитата?

Вино - дар божественный, много в нем провору:

Дружит людей, подает повод к разговору,

Веселит, все тяжкие мысли отымает,

Скудость знает облегчать, слабых ободряет,

Жестоких мягчит сердца, угрюмость отводит,

Любовник легче вином в цель свою доходит.

а) «На хулящих учение. К уму своему» Кантемира; б) «Разговор с Анакреоном» Ломоносова; в) «О благородстве» Сумарокова; г) «Философы пьяный и трезвый» Державина; д) «Веселый час» Карамзина

191. Из какого произведения взят отрывок:

Целуйте ногу ту в слезах,

Что вас, агаряне, попрала,

Целуйте руку, что вам страх

Мечем кровавым показала.

Великой Анны грозной взор

Отраду дать просящим скор; <.. .>

а) «Ода торжественная о сдаче города Гданска»; б) «Ода... на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года»; в) «Ода на день восшествия.. Елисаветы Петровны, 1747 года»; г) «Фелица»; д) «На взятие Измаила»

192. Из какого произведения взят отрывок: «<...> Ходил до риторики, да богу изволившу, назад воротился. Подавал в консисторию челобитье, в котором
прописал: «Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны
премудрости, просит от нея об увольнении». На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами»?

а) «Путешествие из Петербурга в Москву»; б) «Бригадир»; в) «К уму своему. На хулящих учения»; г) «Недоросль»; д) «Каиб»; е) «Письма к Фалалею»; ж) «Чувствительный и холодный»

193. Из какого произведения взята цитата:

Воззрим мы в области обширны,

Где тусклый трон стоит рабства.

Градские власти там все мирны,

В царе зря образ божества.

Власть царска веру охраняет,

Власть царску вера утверждает;

Союзно общество гнетут;

Одно сковать рассудок тщится;

Другое волю стерть стремится;

«На пользу общую», - рекут.

а) «Ода торжественная о сдаче города Гданска»; б) «Вольность»; в) «К уму своему. На хулящих учения»; г) «Властителям и судиям»; д) «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 года»; е) «Фелица»

194. Из какого произведения Г.Державина взят отрывок:

Тут кофе два глотка; схрапну минут пяток;

Там в шахматы, в шары иль из лука стрелами,

Пернатый к потолку лаптой мечу леток

И тешусь разными играми.

а) «Похвала сельской жизни»; б) «Евгению. Жизнь Званская»; в) «Фелица»; г) «Приглашение к обеду»; д) «Вельможа»; е) «Ко второму соседу»

195. Определите произведение по приведенному отрывку:

«<...> Достиг вершины горы и, узрев церковь, возвел я руки на небо. - Господи, - возопил я, - се храм твой, се храм, вещают, истинного, единого бога. На месте сем, на месте твоего ныне пребывания, повествуют, стоял храм заблуждения. Но не могу поверить, о всесильный! чтобы человек мольбу сердца своего воссылал ко другому какому-либо существу, а не к тебе. Мощная десница твоя, невидимо всюду простертая, и самого отрицателя всемогущия воли твоея нудит признавати природы строителя и содержателя. Если смертный в заблуждении своем странными, непристойными и зверскими нарицает тебя именованиями, почитание его, однако же, стремится к тебе, предвечному, и он трепещет пред твоим могуществом. <...>».

а) «Английская прогулка»; б) «Марфа-посадница»; в) «Письмо о пользе Стекла»; г) «Путешествие из Петербурга в Москву»; д) «Каллисфен»; е) «Владимир»; ж) «Житие Федора Васильевича Ушакова»

196. «Любезный мой!

На сих днях совершился здесь брак между 78-летним молодцом и 62-летней молодкой. Причину толь престарелому спарению отгадать тебе трудненько, если оной не скажу. Распусти уши, мой друг, и услышишь. Госпожа Ш... - витязь в своем роде не последний, 62 лет, вдова с 25-летнего своего возраста. <...> По времени забыто прежнее ее ремесло; и бывшая сводня стала нужная в обществе мотов тварь. Прожив покойно до 62 лет, нелегкое надоумило ее собраться замуж. Все ее знакомые тому дивятся. <...>». Это письмо (отрывок из которого приведен выше) взято из:

а) журнала «Трутень»; б) «Писем к Фалалею»; в), журнала «Почта духов»; г) «Путешествия из Петербурга в Москву»; д) журнала «Друг честных людей, или Стародум»; е) «Письма к другу, жительствующему в Тобольске»

197. Из какого произведения взята цитата:

«Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою тра­вою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. <...> Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепы татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях»? а) «Путешествие из Петербурга в Москву»; б) «Бедная Лиза»; в) «Остров Борнгольм»; г) «Наталья, боярская дочь»; д) «Марфа-посадница»

198. Скрытая цитата из какого произведения содержится в этих словах А.Радищева из «Путешествия...»: «<...> Умеряя глас трубы Пиндаровой, на ней же он воспел бренность человека и близкий предел его понятий. В бездне миров беспредельной, как в морских волнах малейшая песчинка, как во льде, не тающем николи, искра едва блестящая, в свирепейшем вихре как прах тончайший, что есть разум человеческий? <...>»

а) «Река времен в своем стремленье...»; б) «Вечернее размышление о Божием величестве»; в) «На смерть князя Мещерского»; г) «Бог»; д) «Ода на суету мира («Ода к М.М.Хераськову»)»; е) «Осьмнадцатое столетие»

199. Из какого произведения взят отрывок:

«Если ты еще не оставил нас, друг человечества, и не переселился в мир, тебя достойнейший, в мир ангельский, где рука милости поставит тебя выше многих царей земных, то, конечно, и теперь благотворишь ты ближнему и возвышаешь небесный сан свой! <...> Когда буду в местах, тобою украшаемых, то с благоговением приближусь к твоей хижине и поклонюсь добродетели в лице твоем. Но если не найду тебя живого, то велю проводить себя ко гробу твоему и на бесчувственную землю пролью слезу чувствительности; сыщу белый камень, положу его на твою могилу и собственною рукою вырежу на нем слова сии: «Здесь покоится прах благодетельного человека»?

а) «Житие Федора Васильевича Ушакова»; б) «Наталья, боярская дочь»; в) «Похвальная речь в память моему дедушке»; г) «Фрол Силин»; д) «Путешествие из Петербурга в Москву»; е) «Марфа-посадница»;

200. Дальновид, Вестодав, Выспрепар, Зор, Световид - это персонажи:

а) сатир Кантемира; б) сатир Сумарокова; в) «Елисея, или Раздраженного Вакха»; г) «Трутня»; д) «Владимира»; е) «Почты духов»

201. *Из какого произведения взята цитата:

Княжна! родительский узнай к тебе приказ,

И будь готова ты венчаться через час.

Сейчас лишь каплуна я сам купил на рынке

И нанял на вечер гудок да две волынки,

а) «Синав и Трувор»; б) «Димитрий Самозванец»; в) «Елисей, или Раздраженный Вакх»; г) «Подщипа» («Трумф»); д) «Рогоносец по воображению»; е) «Анюта»

202. *Отрывок из какого произведения русской сатирической литературы приведен ниже: «Правда, стихотворцы его были бедны, но безмерная щедрость его награждала великий их недостаток. <...> велел рисовать их в богатом платье и ставить в лучших комнатах своего дворца их изображения, ибо он искал всячески поощрять науки; и подлинно, не было в <...> владении ни одного стихотворца, который бы не завидовал своему портрету»?

а) «Каллисфен»; б) «Отрывок путешествия в*** и*** Т***»; в) «Лисица-Кознодей»; г) «Вельможа»; д) «Каиб»; е) «Душенька»

203. *Откуда взята цитата:

Чем не создан ты владеть,

Не старайся то иметь;

Там бывает тьма забот,

Где надеемся быть счастью;

Всех счастливей в свете тот,

Кто своей доволен частью!

а) «Ода, выбранная из Иова» Ломоносова; б) «К самому себе» Державина; в) «Анюта» Попова; г) «О истинном блаженстве» Кантемира; д) «Посла­ние к слугам моим...» Фонвизина; е) «Капнисту» Державина

204. *Из какого произведения взят отрывок:

«Не за тем ли уже граф ко мне хочет пожаловати, чтобы за женою моею по волочиться? Мне это не очень полезно. А ты, граф, на чужое добро напрасно зубы скалишь, за эту честь, я, ваше сиятельство, покорно благодарствую».

а) «Пригожая повариха»; б) «Гистория о российском матросе Василии Кориотском»; в) «Бригадир»; г) «Рогоносец по воображению»; д) «Наталья, боярская дочь»; е) «Путешествие из Петербурга в Москву»

205. *Из какого произведения взят отрывок:

«Сколь сладко неязвительное чувствование скорби! Колико сердце оно обновляет и оного чувствительность. Я рыдал вслед за ямским собранием, и слезы мои были столь же для меня сладостны, как исторгнутые из сердца Вертером... О мой друг, мой друг! почто и ты не зрел сея картины? ты бы прослезился со мною, и сладость взаимного чувствования была бы гораздо усладительнее.

По окончании песнословия все предстоящие давали старику как будто бы награду за его труд. <. .>». а) «Фрол Силин»; б) «Бедная Лиза»; в) «Каллисфен»; г) «Дневник одной недели»; д) «Продолжение отрывка в*** И*** Т***»; е) «Чувствительный и холодный»; ж) «Путешествие из Петербурга в Москву»

206. *В одном из своих сатирических стихотворений 1815 г. А.С.Пушкин «воскрешает» знаменитого писателя XVIII в. В предложенном ниже отрывке А.Пушкин как явно, так и скрыто «цитирует» известное произведение этого писателя, которое требуется определить.

Но свет ни в чем не пременился.

Всё вдет той же чередой;

Всё так же люди лицемерят,

Всё те же песенки поют <.. .>

«...О боже, боже!

Опять я вижу то ж да то же. <...>

Весь свет бездельная игрушка,

И нет в игрушке перемен».

а) «Властителям и судиям»; б) «К уму своему. На хулящих учения»; в) «Ода, выбранная из Иова»; г) «Хор ко превратному свету»; д) «Посла­ние к слугам моим...»; е) «Подщипа» («Трумф»)

207. *Из какого произведения взят отрывок: «Имея власть в руке своей и деньги, забыл гофмейстер наш умеренность и, подобно правителям народов, возмнил, что он не для нас с нами; что власть, ему данная над нами, и опреде­ленные деньги не на нашу были пользу, но не его. Власть свою он хотел употребить на приведение нас к молчанию о его поступках <...>»?

а) «Остров Борнгольм»; б) «Гистория о российском матросе Василии Коритском»; в) «Путешествие из Петербурга в Москву»; г) «Письма к Фалалею»; д) «Житие Федора Васильевича Ушакова»; е) «Сиерра-Морена»

208. *Определите произведение по отрывку:

Обида, притеснение

Обида есть вред, приключаемый чести или имуществу. Притеснение есть недопущение пользоваться правом своим.

Не действуют законы тамо, где обиженный притесняется.

а) «Всеобщая придворная грамматика»; б) «Путешествие из Петербурга в Москву»; в) «Опыт российского сословника»; г) «Английская прогулка»; д) «Письма» Мелодора и Филалета; е) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»

209. *Из какого произведения взята цитата?

И трое все они, возвыся громкий глас,

Вещали: «Не скрывай ты таинства от нас;

Яви ты нам свою в решениях удачу,

Реши ты нам свою премудрую задачу!»

А вы внемлите мой, друзья мои, ответ:

«И сам не знаю я, на что сей создан свет!»

а) «Гимн бороде»; б) «Бог»; в) «На зависть и гордость дворян злонравных»; г) «Послание к слугам моим...»; д) «Хор ко превратному свету»;

е) «Елисей, или Раздраженный Вакх»






Сейчас читают про: