300. Кто из перечисленных литературоведов не занимался проблемами русской литературы XVIII века?
а) В.И.Федоров; б) Г.А.Гуковский; в) В.А.Западов; г) И.М.Тронский; д)И.З.Серман
301. Какое из литературных направлений не представлено в русской литературе XVIII века?
а) классицизм; б) романтизм; в) сентиментализм; г) просветительский реализм; д) барокко
302. «Высоким» штилем писались в литературе классицизма произведения следующих жанров:
а) ода, трагедия, героическая поэма; б) ироикомическая поэма, послание, ода, слово; в) ода, переложение псалмов, элегия, идиллия; г) героическая поэма, ода, переложение псалмов; д) трагедия, комедия, сатира, героическая поэма
303. Укажите литературный жанр, отвергавшийся классицистами в теории и почти не разрабатывавшийся ими на практике:
а) эклога; б) роман; в) басня; г) трагедия; д) сатира; е) ода
304. Специфический жанр литературы XVIII века, задача которого пародировать структуру, поэтические приемы, стиль и т.д. «высокой» героической поэмы классицизма:
а) авантюрно-приключенческий роман; б) сатирико-нравоучительная весть; в) ироикомическая поэма; г) притча; д) сатирический журналы очерк
305. Исключите из характеристики жанра классицистической трагедии один, не свойственный ему признак.
а) стихотворная форма; б) политическая тематика; в) изображение современных автору событий; г) наличие любовной коллизии; д) торжество «общего» (государство, долг) над «частным» (любовные, семейные отношения)
306. Следуя теоретическим положениям «Эпистолы о стихотворстве Сумарокова и его поэтической практике, выделите среди предложенных признаков жанра песни один существенный признак:
а) типичный размер - силлабический 13-сложник; б) характерная те» прославление вина и дружбы; в) обязательное использование мифологических и аллегорических образов; г) фольклорная образность; д) насыщенность языка песни церковнославянизмами
307. О каком жанре говорит А.П.Сумароков в следующих строках:
Свойство__? - издевкой править нрав,
Смешить и пользовать - прямой ее устав.
а) о сатире; б) о комедии; в) об ироикомической поэме; г) об эпиграмме
д) об идиллии
308. О каком жанре пишет А.Сумароков в этих строках из «Эпистолы о стихотворстве»:
Они тогда живут, красой своей богаты,
Когда сочинены остры и узловаты;
Быть должны коротки, и сила их вся в том,
Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком.
а) о баснях; б) о надписях; в) об эпиграммах; г) о комедиях; д) о сатирах; е) о комических операх
309. Какой жанр А.П.Сумароков характеризует следующими словами из «Эпистолы о стихотворстве»:
_____? нам плач и горесть представляет,
Как люто, например, Венерин гнев терзает,
а) трагедию; б) песню; в) эклогу; г) эпитафию; д) героическую поэму
310. О каком жанре идет речь (по «Эпистоле о стихотворстве» А.П.Сумарокова): «Стихи, владеющи высокими делами, / В сем складе пишутся пренизкими словами», «В сем складе надобно, чтоб муза подала / Высокие слова на низкие дела»?
а) о комедии; б) о сатире; в) об идиллии; г) об ироикомической поэме; д) о басне; е) об эпиграмме
311. О каком жанре говорит В.Тредиаковский: «Думаю, что __?___ российским стихом прежде меня, буде не обманываюсь, никто еще не писывал <...>? есть разговор отсутствующего с отсутствующим на письме, каков бывает у присутствующих между собой на словах»?
а) об оде; б) об элегии; в) об эпистоле; д) о сонете; е) о поэме; ж) об эпиграмме
312. О каком, самом популярном и читаемом в последней четверти XVIII в. жанре пишет Н.Карамзин: «<...> сей род сочинений, без сомнения, пленителен для большей части публики, занимая сердце и воображение, представляя картину света и подобных нам людей в любопытных положениях, изображая сильнейшую и притом самую обыкновенную страсть в ее разнообразных действиях. <...> В сем роде у нас, как известно, гораздо более переводов, нежели сочинений, и следственно, иностранные авторы перебивают славу у русских»?
а) о сатире; б) о жанре путешествия; в) об оде; г) о романе; д) об элегии; е) о комедии
313. Какое определение предпослал Н.М.Карамзин слову «поэт» в своем рассуждении о происхождении искусства и литературных жанров: «Горлица, сетующая на ветви об умершем дружке своем, была наставницей первого? поэта»:
а) романического; б) одического; в) сатирического; г) драматического; д) элегического
314. В творческом методе Ломоносова - автора од исследователи видят черты двух художественных методов:
а) классицизма и сентиментализма; б) барокко и классицизма; в) сентиментализма и реализма; г) барокко и сентиментализма; г) сентиментализма и предромантизма
315. Положения какого теоретико-литературного трактата здесь приведены: ведущая роль ударения в российской системе версификации; двусложная стопа как ритмическая основа русского стиха; спондей и пиррихий как самостоятельные стопы; распространение принципа стопы только на длинные стихи (в 11 и 13 слогов); запрет на сочетание мужских и женских рифм?
а) «Письмо о правилах российского стихотворства»; б) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»; в) «Письмо Харитона Макентин к приятелю о сложении стихов русских»; г) «Эпистола о русском языке>: д) «О пользе книг церковных в российском языке»
316. Укажите основную причину господства ямба в русской поэзии XVIII в. а) убежденность поэтов XVIII в. в том, что только ямб способен передать самые разные аспекты содержания и оттенки чувств поэта; б) отсутствие русских писателей сведений о других стихотворных метрах; в) заимствование ямба под влиянием западноевропейских традиций и образцов, а затем инерция поэтического мышления под воздействием творчеств М.Ломоносова; г) простота овладения ямбическим ритмом даже для начинающего стихотворца; д) представление всех поэтов XVIII в. о ямбе как о единственном метре (размере), передающем возвышенное содержание создающем торжественное настроение
317.Традиционный для классицистической трагедии стихотворный размер а) 4-стопный ямб; б) 6-стопный дактиль; в) силлабический 13-сложнш г) 6-стопный ямб; д) 7-стопный хорей; е) разностопный ямб
318. Укажите наиболее характерные для «легкой поэзии» XVIII в. (анакреонтика, песни) стихотворные размеры:
а) 3^стопный ямб и 4-стопный хорей; б) 4- и 6-стопный ямб; в) 6- и разностопный ямб; г) 6- и 7-стопный хорей; д) 6-стопный дактиль и 4-стопны амфибрахий
319. Разностопный ямб используется преимущественно в жанре:
а) комедии (Сумарокова); б) притчи (Сумарокова); в) торжественной од (Ломоносова); г) сатиры (Кантемира); д) трагедии (Сумарокова); е) переложения псалмов (Ломоносова); ж) анакреонтической песни (Державина)
320. «Русский гекзаметр» - это:
а) 7-стопный хорей; б) 6-стопный дактиль; в) силлабический 13-сложник; г) 4-стопный ямб; д) 6-стопный ямб
321. Какой стихотворный метр (стопа) дольше всего не признавался
почти не использовался поэтами XVIII века?
а) ямб; б) хорей; в) дактиль; г) амфибрахий; д) анапест
322. Под влиянием од М.Ломоносова канонической строфой для русской торжественной оды стало:
а) 4-стишие; б) 6-стишие; в) 8-стишие; г) 10-стишие; д) 14-стишие
323. Об этом тропе М.Ломоносов в своей «Риторике» пишет: «?__ есть повышение или понижение слова невероятное, которое употребляется: 1) Для напряжения, например: бег скорейший вихря и молнии; звезд касающийся Атлант; из целых гор иссеченные храмы. <...> 2) Для послабления, например: чуть в костях держится или как тень шатается, то есть весьма истощал». Назовите этот троп.
а) гипербола; б) метафора; в) ирония; г) аллегория; д) перифраз
324. Какое требование к рифме предъявляет А.Кантемир: «Тупые рифмы, кончающиеся на гласные, должны иметь, по меньшей мере, одну букву перед тем гласным подобну, а что больше, то лучше; так сноха и веха лучшую рифму составляют, чем крупа и сова; и еще гораздо лучшую тесло и весло»?
а) любая рифма с открытым слогом должна быть богатая и точная; б) женская рифма может быть неточной; в) совпадение опорного согласного в рифме необязательно и к достоинствам рифмы не относится; г) ассонанс как тип неточной рифмы недопустим; д) среди мужских рифм с открытым слогом Кантемир предпочитает богатые рифмы (т.е. те, в которых совпадают опорные согласные)
325. В.Тредиаковский дает такое определение этой звуковой единице языка: «два или многие согласные письмена, с каковым-нибудь гласным или двугласным сложенные; или одного гласного или двугласного одним и тем же временем, без всякого разделения, уст с языком движение». Это:
а) звук; б) слог; в) словосочетание; г) стопа; д) темп; е) тембр
326. Определение какому понятию дает В.Тредиаковский: «Чрез_________________________?_ разумеется всякая особливо стиховная строка, что у латин называется versus, а у французов: vers»?
а) стопа; б) стихотворный размер; в) метр; г) строфа; д) рифма; е) стих
327. Этому стиховедческому понятию В.Тредиаковский дает следующее определение: «мера, или часть стиха, состоящая из двух у нас слогов; что у латин называется pes, а у французов: pied ». Это:
а) стих; б) цезура; в) полустишие; г) стопа; д) клаузула; е) пиррихий
328. Подобные стихи М.Ломоносов называл «неправильными и вольными», Сумароков же, полемизируя с Ломоносовым и имея в виду поэтическую практику последнего, писал об этой особенности ритма: «Длина слов наших извиняет писателя во употреблении?; ибо без сея вольности и стихов сочинять не можно; хотя попедантствовати для диковинки и можно <...>». О чем идет речь?
а) о рифме; б) о цезуре; в) о пиррихии; г) об анжамбемане; д) о клаузуле; е) о спондее
329. Какую стопу имеет в виду А.Сумароков: «? есть та стопа, которая у греков и у римлян была больше всех в употреблении; но они ее всегда мешали со спондеями и с хореями, ради различности изображения, и сею смесью различные и чувствия изображали. Ибо сия стопа сама собою несколько унывна и от сея смеси была она иногда живяе, иногда нежняе, иногда великолепяе важняе и проч. <...>»? а) ямб; б) хорей; в) пиррихий; г) дактиль; д) амфибрахий; е) анапест
330. О чем размышляет А.Сумароков как теоретик стиха:
«В который слог биет разум, тот и доле из двух долгих. <...> прим(ер):
Бог мудр, а я безумен.
Мудр бог, а не я.
В первом стихе слог, изображающий имя божие короче, а во втором доле». а) о логическом ударении в стихе; б) о произвольности постановки ударений в стоящих рядом односложных словах; в) о чередовании долгих кратких слогов как принципе русской силлаботоники; г) о допустимое спондеев в двусложных размерах; д) о свободном чередовании пиррихиев и спондеев в двусложных размерах
331. В каком стихе обязательны ударения на 7-м и 12-м слогах, а остальные ударения относительно произвольны?
а) в 6-стопном ямбе; б) в силлабическом 13-сложнике; в) в 5-стопном дактиле; г) в 7-стопном хорее; д) в силлабическом 11-сложнике
332. В чем необычность ритма этих строк А.П.Сумарокова:
Прости, моя любезная, мой свет, прости,
Мне сказано на завтрее в поход идти <,..>
а) цезура занимает здесь непривычное для 6-стопного ямба место; б] столь длинных строках отсутствуют пиррихии; в) в этих строках нет цезуры; г) каждая 2-я и 5-я стопы в этих строках - пиррихические; д) Сумароков использует редкий размер - 8-стопный ямб
333. В чем заключается специфика ритма данных строк:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь; <...>
а) каждый стих отягощен спондеем; б) эти строки написаны редким д середины XVIII в. размером - 3-стопным анапестом; в) нечетные стихи ямбические, четные - хореические; г) 2-й и 3-й стихи разбиваются цезурой на два полустишия, 1-й и 4-й - нет; д) в этих строках нет ни одного пиррихия; е) каждая вторая стопа - с пропуском метрического ударения
334. Только одна из предложенных стихотворных строк написана не ямбом а) «Ничто не может больше мне в моей тоске утехи дать»; б) «Несходства чудны вдруг и сходства понял я»; в) «Законы осуждают // Предмет моей любви»; г) «Я знал Льва коротко: он был пресущий скот»; д) «О домовитая ласточка! // О милосизая птичка!»; е) «Ах, если бы со мной погибла вся вселенна!»