Литература
Заключение
Политическая деятельность осуществляется людьми и для людей. Главным её
субъектом выступает именно личность, так как любая общественная и
политическая организация состоит из реальных личностей. Большое значение
имеет активное участие личности в жизни общества – как в социальной, так и в
политической.
Субъект – это индивид, принимающий непосредственное сознательное участие
в политической деятельности. Существует три группы субъектов: персональные,
подданные и партиципанты. А объект – это всего лишь человек, над
которым осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на
вершине власти. То есть он должен беспрекословно ей подчиняться и ничего не
может с этим поделать.
Участие личности в демократическом политическом процессе является способом
самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.
Политический статус личности.
Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:
1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
5) политического лидера — человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:
1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап — период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;
4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).
Политический статус личности |
Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть. |
Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества. |
В политологии выделяют следующие основные типы личности: |
аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике; пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий; гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики; гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность; общественно-политический деятель; профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием; политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня. |
При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику. |
Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности: |
наличие системы политических ценностей; относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации. |
* Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений. |
Реферат: Политический статус личности
Тема: Политический статус личности.
Политический статус личности – называют положение человека в
политической системе общества, совокупность его политических прав и
обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.
Для политического статуса личности важна не только
социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те
политические функции, роли которые она не выполняет:
Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику,
не заинтересованного в ней и влияющегося почти исключительно объектом
политики.
Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно
включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли
рядового члена политической организации.
Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом
политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в
политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на
внутренней жизни этой политической организации или органа.
Профессионального политика, для которого политическая деятельность
является не только главным занятием и источником существования, но и
составляющей смысл жизни.
Политического лидера – человека способного изменять ход политических
событий и направленность политических процессов
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и
с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни
человека. Процесс освоения индивидом социально-политичеких знаний, норм,
ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на
себя определённую политическую роль, называется политической
социализацией личностей. В этом процессе можно выделить несколько
этапов:
Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои
первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.
Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется
информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем
политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир
личности.
Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу
государственных органов и общественных организаций, когда происходит
превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта
политики.
Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и
развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение
человеком какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация
процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью
самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную
социализацию. Первая характеризует процесс практического просвещения
детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется
в активном взаимодействии личности с политической системой, на основе
полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит в процессе общественных
отношений, силами государственных институтов, общественных организаций,
средствами массовой информации, политического самовоспитания.
Типы участия личности в политике:
бессознательное
полусознательное
сознательное
Найдено документов - 5 | |||||||
Формирование умения извлекать из оригинальных текстов знания по изучаемой проблеме
| html12.1 кб | ||||||
Условно-графическое изображение помогает осмыслить взаимодействие политического сознания и политического поведения личности
| jpg120.5 кб | ||||||
Формирование умения учащихся пополнять свои знания на основе самостоятельного решения познавательных задач
| flash13.8 кб | ||||||
Тренинг по овладению учащимися политическими технологиями избирателя; приобщение школьников к опыту творческой самореализации в политической сфере
| html127.4 кб | ||||||
Корректировка материала учебника в соответствии с новым законом о выборах депутатов Государственной Думы РФ
| |||||||
Тема: Особенности процесса политической социализации личности в условиях модернизации российского общества | |||||||
Содержание | |||||||
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...3 Глава 1. Теоретико-методологические проблемы политической социализации личности в условиях политической модернизации...15 1.1 Концептуальные и методологические основы анализа процесса политической социализации...15 1.2 Сущность политической социализации личности и ее особенности'в условиях модернизации российского общества...39 Глава 2. Критерии и тенденции процесса политической социализации личности в российском обществе в условиях политической модернизации...74 2.1 Политические ценности и ориентации в структуре жизненных приоритетов россиян и тенденции их развития...74 2.2 Политическое поведение личности как критерий политической социализации...104 Заключение...141 Библиографический список использованной литературы...146 | |||||||
Введение | |||||||
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Проблемы социализации, в том числе и политической, относятся к разряду тех проблем общественного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как отражают сущность, закономерности и особенности существующего в обществе механизма социального наследования, обеспечивающего сохранение и передачу новым поколениям накопленного социально-политического опыта, преемственность норм, ценностей и институтов. Эффективно осуществляемая политическая социализация способствует развитию политической системы общества, а также стабилизации всей политической жизни. Подобная социальная значимость проблемы политической социализации обусловила самое пристальное к ней внимание со стороны исследователей, представляющих различные отрасли обществознания. Особую значимость изучение политической социализации приобретает в переходных обществах, подобных современной России, в которых трансформационные процессы привели к принципиальным изменениям базовых характеристик всех сфер общественной жизни. Изменения, осуществлявшиеся в России в 90-е годы XX века, сопровождались глубоким системным кризисом, на фоне которого произошла трансформация системы ценностных ориентации в обществе, снизилась эффективность политической и государственной власти, демократические преобразования стали восприниматься как возможность проявления вседозволенности, перестали действовать многие социальные институты, общество впало в состояние аномии, сложившаяся и эффективно действующая в советский период российской истории система политической социализации личности оказалась разрушенной. Трансформационные процессы в политической сфере проявились в модернизации политической системы общества и демократизации 4 политической жизни, что также осуществлялось крайне непоследовательно и противоречиво. Поэтому формирующиеся новые общественно-политические отношения во многом не совпадали с ожидаемыми. Этому способствовали переориентация правящей элиты на западные ценности без учета исторического опыта и национально-культурных особенностей страны, острый экономический кризис, перманентные конфликты ветвей власти, распространение коррупции. Тем не менее, к началу XXI века экономические реформы и политическая модернизация, пробивая себе дорогу, формировали в стране новые общественно-политические отношения, политические институты, нормы и ценности, основанные на принципах демократии. Начали преодолеваться фрагментарность и мозаичность политической культуры. К жизни были вызваны новые и весьма активные формы массового политического поведения. Страна из кризисного состояния стала переходить к устойчивому развитию. В результате в обществе начали складываться благоприятные условия для создания нового, отвечающего современным потребностям политической жизни, механизма политической социализации. Безусловно, речь идет пока что о начальном этапе этого процесса, но он налицо, и это заставляет исследователей вновь обратить внимание на проблему политической социализации в условиях перехода социума к устойчивому развитию, что во многом обеспечивается политической модернизацией. К сожалению, в работах последних лет, посвященных анализу политической социализации, как, впрочем, и социализации в целом, не преодолена ориентация их авторов на исследование этих процессов применительно к условиям кризисно-реформируемого общества. Но в состоянии перехода общества от кризисного к устойчивому развитию необходимо обращать внимание на тенденции, противоречия и особенности содержания и протекания процесса политической социализации в этих новых условиях, что принципиально важно для воссоздания в обществе механизма социализации, адекватной складывающимся новым социально-политическим реалиям. 5 Степень разработанности проблемы. Пристальное внимание ученых к процессу политической социализации личности как основополагающей проблеме в контексте новых обстоятельств развития общества было обращено в 50-е годы XX века. Именно в эти годы на Западе складываются первые концепции политической социализации, появление которых было обусловлено кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, оказавшихся не в состоянии обеспечивать эффективное принятие новыми поколениями декларируемых и существующих демократических ценностей и норм. Формирование и последующее развитие концепций политической социализации происходило под влиянием научных школ и направлений, представляющих различные отрасли научного знания. Ими были заложены фундаментальные философские, социологические, педагогические, психофизиологические основы анализа процесса социализации личности вообще и политической социализации в частности. Эти основы берут свое начало во взглядах на отношения между властью и человеком, заложенных еще Платоном и Аристотелем, а позднее развитых Т. Гоббсом в теории «подчинения власти», Г Спенсером в «модели интереса»1. Впоследствии теоретико-методологические аспекты политической социализации разрабатывались преимущественно в рамках социально-психологического и социологического подходов. Именно общая теория социализации легла в основу многочисленных современных концепций политической социализации. В рамках социологической традиции понимания сущности процесса социализации личности выделяются: теория символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж. Мид), доказывающая, что личность формируется на основе всего многообразия взаимодействия с окружающим миром2; а также идеи структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер), согласно которым политическая социализация - это 1 Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 3. - М., 1994; Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1983; Гоббс Т. Соч.: В 2-х т. Т. 2. / Пер. с лат и англ. - М.: 1991; Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. под ред. Н.А. Рубикина. - М.: Современный литератор, 1999. Кули Ч. Социальная самость. / Американская социологическая мысль: Тексты. - М: Мысль, 1994; Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты М, 1994. б тренировка личности по выполнению ею политических ролей. К контексту биопсихологического и социально-психологического подходов в изучении политической социализации личности относится понимание социализации как процесса развития личностного контроля (А. Парк, Г. Тард)2, как процесса обуздания врожденных биологических инстинктов и побуждений (3. Фрейд, Э. Фромм)3 или как процесса социального, в том числе политического научения (Г. Лассуэл, Ч. Мерриам)4. Идеи этих учений заложили основу современных теорий политической социализации, среди которых выделяются теория «политической поддержки» (Д. Истон, Дж. Деннис)5, понимающая политическую социализацию как процесс воздействия политической системы на личность с целью создания у нее позитивных установок на систему6, теория когнитивного развития (Ж. Пиаже, Дж. Адельсон)7, обращающая внимание на закономерности и тенденции развития политического мышления и особенности этапов политической социализации, а также теория политического конфликта (Г. Моска, М. Вебер, П. Блау)8 и теория плюрализма (Р. Даль и В. Харт)9, выводящие сущность процесса политической социализации из взаимодействия власти и активно действующего индивида. Несомненную методологическую ценность для понимания сущности политической социализации представляют труды Г. Алмонда, С. Вербы, К. Дойча, содержащие принципы системного подхода к политике и раскрывающие 1 Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. / Под. ред. М.С. Ковалевой. - М: Аспект-Пресс, 1997. - С.23; Смелзер Н. Социология / Пер. с нем. -М: Феникс, 1994. 2 Тард Г. Социальная логика. - СПб., 1901. 3 Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений / Сост., науч. ред., автор вступит, статьи М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990; Фромм Э. Революция надежды. - СПб.: «Ювента», 1999. 4 Lasswell H. Structure and Function of Communication in Society. // The Process and Effect of Mass Communication. Chicago., 1971. - P. 89; Merriam Ch. E., Godnell. Non-Voting: Causes and Methods of Control. - Chicago, 1924. 5 Чилкот P. X. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь мир», 2001. - С. 183 - 189. 6 Easton D, Dennis J. Children and the Political System. N.Y., McGraw-Hill, 1969, Handbook of Political Socialization. Theory and Research / Ed by Schwarz. N.Y., 1977. 7 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969; Adelson J., Green В., O'Neil R. Growth of Idea of Law in Adolescence // Developmental Psychology. 1969. № 1. * Моска Г. Правящий класс // Полис, 1994, № 10, - С. 187 - 198; Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - С. 644 - 675; Blau P. Microprocess and Microstructure // KXook (ed.) Social Exchange Theory. Beverly Hills: Sage, 1987. 9 Dahl R. A. Who Participates in Local Politics and Why? // Science. 1961. - P. 34 - 45; Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии, 1994, № 3. - С. 37 - 48. политическую культуру как условие, средство и результат политической социализации1. В отечественной обществоведческой, первоначально в социологической и психологической, литературе понятие «социализация» стало использоваться в 60-е годы прошлого века, преодолев активную полемику о правомерности и необходимости его употребления. Крупный вклад в анализ процесса социализации личности внесли такие российские ученые как Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Н. В. Андреенкова, И. С. Выготский, А. Г. Здравомыслов, В. Н. Иванов, И. С. Кон, Р. Т. Мухаев, Б. Д. Парыгин, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледов, И. Т. Фролов, В. А. Ядов и другие. Позднее, в 80-е годы XX века, к исследованию процесса социализации вплотную приступают политологи, политические психологи и политические социологи. В результате выходит ряд интересных работ Е. А. Ануфриева, Г. Г. Дилигенского, В. И. Карпухина, Е. Б. Шестопал, И. А. Щеглова, В: А. Щегорцова и некоторых других3. Исследуется эта проблема и учеными Башкортостана Л. И. Бениной, Э. С. Гареевым, А. Б. Курловым, Р. Ф. Латыповым, Р. Т. Насибуллиным, Ю. Н. Никифоровым, С. М. Поздяевой, М. М. Утяшевым4. 1 Алмонд Г. Верба С. Гражданская культура и стабильносмть демократии // ПОЛИС, 1992. № 4. - С. 122 - 134; Дойч К. Основные изменения в политологии (1952 - 1977 гг.) // Политические отношения: прогнозирование и планирование. - М., 1979. 2 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977; Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Наука, 1994. - С. 138; Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. - М., 1970. - С. 11 - 22.; Выготский П. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М: Педагогика, 1990; Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. 1996. № 12; Иванов В. Н. Россия: обретение будущего. - М.: РИД ИСПИ РАН, 1998; Кон И. С. Социология личности. М: Политиздат, 1967; Мухаев Р.Т. Политология. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997. — С. 240 - 257; Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. - Л.: Лениздат, 1967; Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. - М.: Гардарики, 2001; Уледов А. К. Структура общественного сознания. - М.: Мысль, 1968; Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. - М.: Политиздат, 1989; Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. №1.- С. 35 -50. 3 Ануфриев Е. А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 3; Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. - М: Новая школа, 1996; Карпухин В.И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России) // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4; Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. - М: «Российская политическая энциклопедия». 2000; Щеглов И.А. Политическая социализация в России // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5. - С. 84-85; Щегорцов В. А. Политическая социализация и политическая культура личности // Ежегодник САПН 1983 г., 1984. - С. 25 - 37. * Курлов А. Б. Социально-профессиональная направленность как фактор социализации студенчества. Тез. Докл. XII Уральские социолог, чтения. - Пермь, 2000; Латыпов Р. Ф. Политическая социализация: этнический аспект: Автореф. дис.... канд. полит. Наук. - Уфа: Башгосуниверситет, 2003; Молодежь в кризисном социуме / Под ред. Р. Т. Насибуллина. - М.: Изд-во ИСИ РАН, 1998; Никифоров Ю. Н., Бенина Л. И. Опыт исследования политической культуры сельского труженика. - Уфа: Башкирское книжное изд-во. 1985; Поздяева СМ., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. - Уфа: БГУ, 1997; Утяшев М. М. Политическое поведение в постсоциалистическом обществе. - Уфа: УНЦ РАН, 1995. 8 Важную роль в развитии теоретико-методологических и концептуальных основ изучения сущности и особенностей политической социализации играют работы, посвященные анализу процессов социальной трансформации и политической модернизации в России. Это работы М. А. Аюпова, Л. В. Березовской, Дж. М. Гилязитдинова, Ю. Н. Дорожкина, Н. И. Дряхлова, А. М. Ковалева, С. Н. Лаврентьева, В. К. Левашова, В. В. Локосова, Н. Ф. Наумовой, Г. В. Осипова, Н. Н. Разуваевой, Р. М. Тухватуллина и других авторов1. В последние годы вышли в свет работы, в которых начали рассматриваться особенности и различные аспекты политической социализации в условиях трансформации общества и модернизации его политической системы2. Но подобных работ явно недостаточно и поэтому необходимо дальнейшее изучение особенностей, тенденций и противоречий процесса политической социализации личности в условиях политической модернизации и перехода общества от кризисного к устойчивому развитию, что в теоретико-методологическом и методическом планах будет способствовать воссозданию механизма политической социализации, адекватной современным российским социально-экономическим и политическим реалиям. 1 Аюпов М. А. Региональные особенности политико-трансформационных процессов в современной России: Монография. - Уфа: Изд-во «Гилем», 2003; Березовская Л. В., Ковалев А. М. Россия на пороге XXI века: философско-социологическое исследование. М.: Изд-во Моск. уни-та, 1998; Гилязитдинов Дж. М. Теория интегративного маятникового общества и проблемы социального реформирования // Проблемы социального реформирования в Башкортостане: Коллективная монография / Под ред. Дж. М. Гилязитдинова, Ю. Н. Дорожкина, С. В. Егорышева. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 1999; Социальные последствия реформ в Башкортостане: Монография / Под ред. Дж. М. Гилязитдинова, Ю. Н. Дорожкина, С. В. Егорышева. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2000; Дряхлов Н. И. Традиции и модернизация в современной России // СОЦИС. 1992. № 1; Лаврентьев С. Н., Савичев В. Л. Политические функции государства / Роль и функции государства в условиях переходного периода. Под ред. Махмутова А. X. - Уфа РИО БАГСУ, 1997. - С. 86 - 97; Политические трансформации: общероссийский контекст и региональная специфика. Сб. науч. ст. / Ред. кол. М. А. Аюпов, С. Н. Лаврентьев, С. Ю. Кабашов. - Уфа: БАГСУ, 2004; Разуваева Н. Н. Россия на рубеже XXI века: политические потрясения и эволюция власти. - Уфа: «Восточный университет», 2003; Наумова Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества. - М.: Гардарики, 1999; Реформирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 году. В двух томах. Том 1/ Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова. - М: РИД ИСПИ РАН, 2001; Электорат Башкортостана: Монография / Ред. кол.: Дж. М. Гилязитдинов (отв. ред.), Ю. Н. Дорожкин, С. В. Егорышев. Т. 2. - Уфа: Изд-во. УЮИ МВД РФ, 1999. 2 Жамсуева Н.К. Социализация молодежи в обществе переходного периода: (Общетеорет. подход): Автореф. дис.... канд. наук; Философские науки: 22.00.04 / Бурят, гос. ун-т. - Улан-Удэ, 1999; Ишманова Г. Д. Взаимодействие политического сознания и политического поведения граждан России (на материалах Республики Башкортостан): Автореф. дис.... канд. политич. наук (23.00.02). - Уфа: Башгосуниверситет, 2002; Сабирзянова Ф. Р. Политическая социализация студенческой молодежи Республики Башкортостан на современном этапе: Автореф. дис— канд. политич. наук (23.00.02). - Уфа: Башгосуниверситет, 2003; Суханов В. М. Философские проблемы становления и функционирования массового политического сознания в современном российском обществе: Автореф. дис... канд. филос. наук (09.09.11). -Уфа: Башгосуниверситет, 2002; Шкель С. Н. Становление политических приоритетов электората Республики Башкортостан: Автореф. дис___канд. политич. наук (23.00.02). - Уфа: Башгосуниверситет, 2002. 9 На основе анализа формирующихся тенденций процесса политической социализации, детерминированных осуществлением в России модернизации политической системы, можно констатировать, что уже сейчас в обществе складываются благоприятные условия для теоретического обоснования и внедрения в жизнь новой модели политической социализации. Актуальность, большая теоретическая и прикладная значимость проблемы, недостаточность ее разработки применительно к современным условиям развития российского общества определили выбор темы диссертационной работы. Объектом диссертационного исследования является процесс политической социализации личности. Предметом исследования выступают критерии, тенденции и особенности процесса социализации личности, осуществляемого в условиях политической модернизации. Целью исследования является политологический анализ современного состояния и особенностей политической социализации личности, определение тенденций и противоречий этого процесса. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: - осуществить теоретико-методологический анализ проблемы и уточнить соотношение следующих узловых категорий, необходимых для ее изучения: «политическая социализация», политическое формирование личности», «политическое развитие личности», «политическое воспитание», «политическая ресоциализация»; - рассмотреть основные критерии и тенденции процесса. политической социализации личности и особенности его содержания в условиях политической модернизации и перехода российского общества от кризисного состояния к устойчивому развитию; - определить социальные причины, детерминирующие современные противоречия процесса политической социализации личности; 10 - выявить систему условий и факторов, способствующих формированию новой системы политической социализации личности, адекватной современному состоянию российского общества. Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили теоретические положения и методологические принципы основных социально-философских, политологических и: социологических учений в сфере становления и развития личности, политических и социальных институтов и процессов. При этом наибольшую значимость для анализа проблемы имели идеи, содержащиеся в символическом интеракционизме и структурном функционализме, в теориях «политической поддержки», когнитивного развития, политического конфликта, политической гегемонии, политической культуры, в ролевой и поведенческой концепциях личности, в деятельностном подходе и парадигмах социального взаимодействия, группового и индивидуального опыта, в концепции социального капитала. Значение имеют также теоретические положения о развитии человеческого потенциала, о взаимосвязи среды, политической системы, ее институтов и социального субъекта, об эффективности функционирования политических систем, институтов и политической деятельности, об особенностях формирования политического сознания. В ходе исследования были использованы принципы системности, комплексного, сравнительного и междисциплинарного подходов, диалектики общего и особенного, части и; целого. Применение исторического подхода: позволило проследить динамику процесса политической социализации на фоне модернизации политической системы в интервале с начала 90-х годов XX века до начала XXI века. Эмпирической базой для теоретических выводов и обобщений, сделанных в диссертации, стали: результаты исследований, проведенных сотрудниками Башкирской академии государственной службы и управления под 11 руководством профессора С. Н. Лаврентьева и доктора философских наук A. И. Селиванова в период с 1993 по 1999 гг. В 2002,2003 и в начале 2004 года под руководством профессора С. В. Егорышева автором проводилось три опроса жителей города Уфы, результаты которых сравнивались между собой и с данными, полученными другими исследователями. Выборочная совокупность каждого из трех опросов составила соответственно 1500, 1200, 1080 респондентов. Выборка определялась квотой, характеризуемой такимиi параметрами, как: возраст, профессия, район проживания, образование, самооценка социального положения и благосостояния. Объем выборочной совокупности, ее характеристики, а также сравнительное использование других исследований позволили обеспечить репрезентативность и достоверность обобщенных в диссертации результатов и сделанных выводов. В мае - июне 2003 года диссертантом выполнены в рамках федеральных региональные исследования под руководством профессора Московского государственного университета Е. Б. Шестопал. В работе использованы данные ежегодных социологических опросов, проведенных научным коллективом ИСПИ РАН под руководством Г. В. Осипова, B. К. Левашова, В. В. Локосова, В. В. Суходеева. Научная новизна диссертационного исследования и положения, выносимые на защиту: Аргументировано, что особенности политической социализации личности в условиях переходного общества детерминированы как общими закономерностями этого процесса и особенностями осуществления политической модернизации в обществе, так и спецификой исторического и национального развития политической жизни российского общества и модернизационных процессов в нем происходящих. - Дается авторское понимание соотношения понятий «политическая социализация», «политическое развитие личности», «политическое 12 формирование личности» и «политическое воспитание». Политическое формирование и развитие выступают последовательными результатами первичной и вторичной политической социализации. Воспитание же может рассматриваться как важнейшее средство политической социализации личности. Систематизированы критерии политической социализации, которые сведены в две основные группы: политические ценности и ориентации в иерархии других ценностей и: ориентации различных категорий населения; формы политического поведения. Определены особенности процесса политической социализации российского общества в 90-х годах XX в. — первых годах XXI в., такие как проблемность, стихийность, бессистемность, амбивалентный и запаздывающий характер, непоследовательность, незавершенность, мозаичность политической культуры, выступающей в качестве условия, средства и результата политической социализации личности. - Описаны следующие эмпирически фиксируемые показатели процесса политической социализации различных категорий россиян, как на общефедеральном, так и на региональном уровнях (на примере Республики Башкортостан): выстраивание иерархии норм и ценностей, взвешенный подход к политике, информированность о ней, отношение к властным структурам, политические предпочтения и; ориентации, формы и направленность политического поведения, в том числе электорального. Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в анализе особенностей, тенденций и противоречий процесса политической социализации личности в условиях политической модернизации на этапе перехода российского общества от кризисного состояния к устойчивому развитию, что способствует приращению знаний в сфере теории и практики социализации личности. Теоретические положения и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы при разработке моделей 13 политической социализации, адекватной формирующимся в российском обществе общественно-политическим реалиям, а также в практике политической социализации различных категорий населения. Значимость исследования определяется и тем, что оно вводит в научный оборот новую политическую и социологическую информацию, иллюстрирующую современное противоречивое содержание процесса политической социализации личности. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании общей и прикладной политологии, политической социологии, а также спецкурсов в высших учебных заведениях. Апробация результатов исследования получила выражение в 8 публикациях. Основные положения данной работы были вынесены автором на следующие конференции: Третий Всероссийский конгресс политологов «Выборы в России и российский выбор». (Москва 28 — 29 апреля 2003 г.); X республиканские общественно-политические чтения, посвященные 13-ой годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, (Уфа, 8 октября 2003 г.); региональная межвузовская конференция «Экономическая теория: современные тенденции развития, проблемы реализации парадигм в экономической политике государства» (Уфа, 3 октября 2003 г.); IV республиканская научно-практическая конференция «Политические партии и движения Башкортостана: теория и практика (Уфа, 20 февраля 2004 г.); региональная научно-практическая конференция «Проблемы преподавания истории и культуры народов Башкортостана в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях (г. Белебей 4 марта 2004), а также использованы на лекционных занятиях со слушателями Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, обучающихся по специальности «государственное и муниципальное управление». Слушателям специализации «Управление политическими процессами» предлагается спецкурс «Политическая культура. 14 Социализация личности», по которому автором разработана и опубликована рабочая программа. Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения и списка использованной литературы из 226 наименований. 15 ГЛАВАI Теоретико-методологические проблемы политической социализации личности в условиях политической модернизации 1.1. Концептуальные и методологические основы анализа процесса политической социализации Формирование личности - сложный, многоэтапный процесс, в котором участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой теории или модели, способной объяснить или отразить в себе духовный мир человека, как показала история научной мысли, оказалось весьма затруднительно. Феномен вовлечения человека в общественно-политическую жизнь и результат его «обобществления» всегда занимали умы многих ученых -представителей различных систем научных знаний. За многие сотни лет сломано немало копий в дискуссиях о сущности и механизме формирования личности. Написаны тысячи трактатов, с тех или иных позиций интерпретирующих этот процесс, но проблема от этого не стала менее актуальной и сегодня она, так же, как и раньше, приковывает к себе внимание социологов, социальных философов, политологов, психологов, педагогов, юристов, медиков, биологов и многих других. Так, например, психология делает акцент на исследовании механизмов деятельности людей и освоения ими нового опыта, в том числе, на разных стадиях жизненного цикла; социальная психология — на выявлении социализирующих функций непосредственного социального окружения человека и межличностных отношений, в которые он вовлекается; социология -на соотношении процесса и институтов социализации в макросоциосистеме; история и этнография - на сравнительно-историческом изучении феномена социализации в разных обществах и культурах; педагогика — на воспитании, т.е. целенаправленной социального рода деятельности, способствующей 16 включению человека в систему общественных отношений; политология — на особенностях механизма вхождения человека в мир политики, а философия - на выявлении общих закономерностей, тенденций, детерминант и противоречий процесса социализации личности, на установлении степени свободы личности по отношению к природе, социуму и самой себе. При этом свою актуальность не теряют не только проблемы общей социализации личности, но и ее конкретных форм, таких, как политическая, профессиональная, правовая и другие. Осмысление и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие у нее политических знаний, опыта, культуры. Они помогают ей, как политическому субъекту, эффективно участвовать в политической жизни. Люди, как известно, не рождаются с заранее усвоенным политическим опытом, они приобретают его на протяжении всей жизни, формируя свою политическую культуру. Создание механизмов успешной политической социализации, способных обеспечить преемственность политического развития и сохранение общества в ходе смены поколений, составляет важную практическую задачу политической системы общества. Более того, по мере дальнейшего цивилизационного развития общества закономерно возрастают масштабы и значение политической жизни, в результате чего политическая сфера становится одной из ведущих в структуре жизнедеятельности общества. Тем более она значима в социумах, пребывающих в состоянии перехода или трансформации от одного своего качественного состояния в другое, ведь этот переход одновременно влечет за собой и модернизацию самой политической сферы. Трансформационный процесс неизбежно видоизменяет и сам механизм социализации личности, в том числе и политической социализации, делая его противоречивым, внося в его содержание элементы стихийности, незавершенности, непоследовательности и часто кризисности. Вследствие этого возникает и приобретает большой размах явление политического отчуждения личности, а разрастающийся конфликт индивидов, социальных 17 групп и целых социальных общностей с властью, недоверие к ней, политический нигилизм и абсентеизм свидетельствуют о кризисе самой политической системы. В 50-х годах начала XX века с подобным кризисом столкнулись США и ряд стран Западной Европы, что проявилось в массовых молодежных выступлениях. В 60-е годы это были хиппи, в 70-80-е годы их сменили экологические, антивоенные, феминистские движения. Не обошел кризис политической социализации и нашу страну, выразившись в 80-е годы в движениях неформальных молодежных организаций. В; конце 80-х, середине 90-х годов прошлого века рыночные преобразования сопровождались кризисными явлениями во всех сферах общественной жизни, что закономерно усилило кризис политической социализации, как и процесса социализации в целом. Сложившаяся ситуация заставила исследователей обратить самое пристальное внимание на эту обостряющуюся проблему. Итогом многолетних и многочисленных исследований проблемы социализации стала выработка теоретико-методологических основ ее анализа, которые необходимо учитывать при изучении сущности особенностей политической социализации различных категорий населения в условиях как стабильно развивающегося общества, так и социума, пребывающего на стадии социальной трансформации и модернизации его политической системы. С этой целью обратимся вначале к общим и основным теоретико-методологическим подходам в понимании сущности и содержания механизма политической социализации личности. Авторы учебника по социологии под редакцией В. Н. Лавриненко отмечают, что история возникновения термина «социализация» связана с неточностью перевода понятия с немецкого языка на английский1. Тем не менее, это слово с легкой руки Ф. Гиддингса быстро и широко вошло в научный оборот и аккумулировало в себе обозначение процесса «развития социальной природы человека»2. 1 Социология / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - С. 233. 2 Giddings F. Theory of socialization. N.-Y., 1897. - P. 22. | |||||||
Тип работы: Диссертация | |||||||
Год: 2004 | |||||||
Страниц: 146 | |||||||
Часть из работы Получить работу | |||||||
Подобные работы:
| Проблемы политической культуры в условиях модернизации российского общества 1 Гудименко ДВ. Политическая культура России // Политическая культура: теория и национальные модели /Сост. ДВ. Гудименко. М_, 1994. С. 320. 2 Там же. С. 321.3 Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Россия и Европа: опыт соборного анализа. М., 1992. С. 30.«централизованная власть. | |
| Старшеклассники как социально-демографическая группа и особенности ик экономической социализации в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям По мнению Дружинина В.Н., в постсоветской России модель семьи имеет такой вид: доминирует мать, следующим идет отец, дети подчинены. Отвечает за семью отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу. Профессор социологии Берлинской школы экономики Пфау-Эффингер Б. | |
| Политическая институализация среднего класса в условиях модернизации российского общества | |
| Актуализация региональной идентичности в условиях политической трансформации российского общества в постсоветский период | |
| Актуализация региональной идентичности в условиях политической трансформации российского общества в постсоветский период | |
| Особенности модернизации политического процесса в условиях социальной депривации С лета 2000 г. можно вести отсчет послевоенного функционирования республиканской администрации, притом что крупные и мелкие теракты и боестолкновения на территории Чечни продолжаются и все последующие годы (их интенсивность имеет общую тенденцию к снижению, если в этом пульсирующем процессе вычленить медианную линию). | |
| Особенности образовательного процесса как фактор политической социализации учащийся | |
| Особенности политического процесса в условиях демократизации общества | |
| Особенности политической социализации молодежи в условиях местного сообщества | |
| Религия в условиях модернизации современного российского общества | |
| Государственная культурная политика в условиях модернизации российского общества Заведениях и институтах повышения квалификации -13,5 тыс., а в средних профессиональных учебных заведениях - 33,1 тыс. человек.41 Показательна ситуация в высших и средних специальных учебных заведениях сферы культуры. Проведенный анализ позволяет утверждать, что вопреки всем препятствиям численность контингента на дневных отделениях не сокращалась. | |
| Патриотическое воспитание молодежи в условиях политической трансформации российского общества Сознания. Идея Святой Руси явилась духовным стержнем государственного патриотизма - самодержавия. Этот факт в дальнейшем проявился в период Смуты, в призывах К. Минина и Д. Пожарского, которые в своих грамотах подчеркивали особое значение Отечества — «чтобы нам против врагов и разорителей веры христианс
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|