ТЕМА 11. Финансовая политика и финансовый механизм

Для успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере государство разрабатывает финансовую политику. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса их реализации.

Финансовая политика является составной частью экономической политики, однако, её содержание определяется экономистами по-разному.

По К. Марксу финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций.

В учебной финансовой литературе 90-х годов финансовая политика так же в основном трактуется как деятельность государства по использованию финансов. Так, например, по мнению Балабанова И.Т., финансовая политика – это деятельность государства по использованию финансов для укрепления своего потенциала – экономического, военного, экологического и социального.[2]

Большинство авторов определяют финансовую политику как элемент надстройки, деятельность государства в области использования финансов.

Выделяются различные цели финансовой политики в зависимости от основных направлений финансовой деятельности государства, которую, несмотря на всё её разнообразие можно разделить на три вида:

1. Аллокация – предоставление обществу государством и финансирование из централизованных источников тех товаров и услуг, которые не может произвести и предоставить частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и др.);

2. Перераспределение - финансовое перераспределение государством доходов и имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости;

3. Стабилизация – осуществление финансовых мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижение инфляции, поддержание стабильного экономического роста.

Главной целью финансовой политики является увеличение объёма и улучшение эффективности использования финансовых ресурсов. Кроме того, в настоящее время при разработке финансовой политики государство в соответствии с видами финансовой деятельности также преследует достижение следующих целей:

- повышение уровня жизни населения на основе развития отраслей народного хозяйства.

- оздоровление и структурная перестройка экономики.

- снижение темпов инфляции.

Разработка и осуществление финансовой политики включают следующие основные этапы:

- разработка финансовой стратегии;

- определение и постановка главных целей финансовой политики и их конкретизация в тактических задачах;

- разработка соответствующего финансового механизма для достижения поставленных целей;

- подбор кадров, способных решить поставленные задачи;

- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей и решение задач, контроль за их осуществлением.

При разработке и исполнении финансовой политики необходимо соблюдать следующие требования:

- Формулировка целей финансовой политики и определение путей их достижения;

- Разбивка целей на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

- Учёт факторов рисков и неопределённости для обеспечения финансовой устойчивости;

- Обеспечение публичного характера финансовой политики и её утверждение представительными (исполнительными) органами власти;

- Наличие отчётности о реализации финансовой политики и достижения её целей;

Поскольку финансовая политика в первую очередь направлена на достижение максимального объёма финансовых ресурсов, то она обеспечивает реализацию политики государства в других областях общественной деятельности – экономики, социальной сферы, обороны страны, развития научно-технического прогресса и др.

Немаловажное значение для осуществления финансовой политики имеет разработка соответствующего финансового механизма. Под финансовым механизмом понимается совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, финансовые методы и рычаги и финансовое законодательство.

Под методом понимается способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов или операций практического или теоретического познания действительности.[3] Под финансовым методом понимается способ воздействия финансовых отношений на социально-экономические процессы в обществе. К финансовым методам относятся налогообложение, страхование, инвестирование, лизинг, факторинг и др.

Экономические интересы на практике находят выражение в таких экономических категориях как прибыль, бюджет, фонды и др. В данном случае эти экономические категории выступают как конкретные инструменты управления в системе финансового механизма, выступая в качестве финансовых рычагов.

Финансовый механизм включает широкий круг финансовых рычагов, с помощью которых осуществляется распределение и перераспределение денежных средств. К финансовым рычагам относятся прибыль, дивиденды, процентные ставки, дисконт, нормы, лимиты и т.п.

Реализация финансовой политики, достижение её целей возможно только при разработке научно обоснованного финансового механизма. Звенья и элементы финансового механизма изменялись вместе с развитием финансов и изменением финансовой политики государства. Наиболее кардинальные изменения в финансовом механизме произошли в период перехода страны к рыночным отношениям. В основу этих изменений были положены принципиально новые подходы к организации финансовых отношений в обществе. Появилась новая налоговая система, возник финансовый рынок, коммерческие банки и страховые компании, значительно расширились возможности предприятий по использованию финансовых ресурсов. В этой связи появились такие новые финансовые методы как бюджетное кредитование, передача бюджетных средств в управление, лизинг, факторинг, форфейтинг и др. Возникли также и новые финансовые инструменты к которым можно отнести дивиденды, лимиты бюджетного финансирования, субвенции, субсидии, трансферты и др.

Целью перестройки финансового механизма является приведение его в соответствие с изменившимися формами организации финансовых отношений. Процесс перестройки финансового механизма сопровождается созданием соответствующей нормативно-правовой базы. В последние годы законодательными органами был принят ряд документов, создающих правовую основу финансовой деятельности. В первую очередь к ним относятся Бюджетный и Налоговый Кодексы, законы о налогах, о лизинге, о страховании и другие правовые документы.

Взаимоувязка финансовой политики и структурных реформ, которые должны осуществляться по следующим направлениям:

- повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального Казначейства;

- оздоровление банковской системы;

- совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

- ликвидация неденежных расчётов и неплатежей;

- развитие земельной реформы;

- принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;

- создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны и обеспечат достижение реализации главной цели финансовой политики – увеличение объёма финансовых ресурсов. Большинство авторов научных публикаций называют следующие направления финансовой политики будущего:

- укрепление курса национальной валюты;

- повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам;

- достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование налоговой системы;

- оптимизация расходов государства;

- обеспечение взаимосвязи финансовой и денежно-кредитной политики, модернизация платёжно-расчётной системы;

- повышение эффективности использования государственной собственности.


[3] Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1987 г. С. 797.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: