Страхование грузов. Глава 2. Страхование грузов и транспортных средств при международных перевозках

Глава 2. Страхование грузов и транспортных средств при международных перевозках

Страхование грузов – один из видов страхования имущества как необходимый элемент международных торговых контрактов – имеет существенные особенности, отличающие его от страхования других видов имущества, и требует специальных подходов для учета этой специфики[3].

Во-первых, при страховании груза страховая сумма может значительно превышать стоимость груза (товара) в месте приобретения (производства), поскольку его цена в месте доставки может быть существенно выше. Эта разница и составляет ту часть имущественного интереса покупателя, которая также должна быть защищена страхованием. В обычаях делового оборота принято увеличение страховой суммы против стоимости товара в месте отгрузки в размере 20%.

Во-вторых, структура страховой защиты должна учитывать особенности процесса доставки (перевозки) товара и то, что при этом товар, как правило, выходит из-под контроля собственника и оказывается на попечении перевозчика (перевозчиков), принимающего на себя ответственность за его сохранность и своевременность доставки, но в соответствии с нормами международных конвенций, регулирующих перевозки, имеющего в ряде случаев право на ограничение ответственности.

В-третьих, перевозка может осуществляться по территории разных государств, что накладывает на страховые отношения дополнительные условия, связанные с необходимостью обеспечения страховой защиты таможенных рисков и гарантий возмещения ущерба в связи с иными рисковыми ситуациями.

В-четвертых, необходимо учитывать возможность использования упрощенных процедур страхования грузов вследствие относительного постоянства торговых связей и транспортных потоков, когда страховая защита от рисков перевозок товаров, поставляемых на основе долгосрочных договоров купли-продажи, оформляется генеральными полисами.

Вследствие катастрофического характера рисков в процессе транспортирования товаров ущерб наносится и перевозчику (транспортным средствам и их экипажам, сооружениям транспорта, путям сообщения), и грузовладельцам (грузам, грузовым техническим средствам транспортирования, обслуживающему персоналу). Поскольку грузовладельцы оплачивают и стоимость товаров, и стоимость перевозки, таможенные и иные пошлины и сборы, практикой страховщиков выработаны общие подходы к объемам и структуре страховой защиты грузов, включающим следующие виды покрытий:

1) с ответственностью за все риски, включая расходы по спасанию;

2) без ответственности за повреждения кроме полной гибели;

3) с ответственностью за повреждения;

4) с ответственностью за все риски без расходов по спасанию.

Одновременно выработаны и общие ограничения, исключения из структуры покрытий, которые с различными вариациями и учетом специфики транспортной деятельности используются на разных видах транспорта. Среди них: военные риски; пиратские действия; террористические акты; арест транспортных средств; конфискации, реквизиции, радиационное заражение или уничтожение грузов по решению властей.

Для некоторых родов грузов установлены такие виды ущербов, не подлежащие страховой защите, как:

1) изначально некачественное состояние товара;

2) ошибки в конструкции, изготовлении и компоновки изделий;

3) недостачи груза при целостности наружной упаковки;

4) недостатки (брак, дефект) торговой упаковки;

5) использование дефектных и несовершенных средств и способов погрузки-выгрузки грузов;

6) загрузка транспортных средств грузами сверх установленных технических норм;

7) нарушение таможенных и иных официальных инструкций и предписаний;

8) нарушение судебных решений и их исполнений;

9) обычные температурно-влажностные колебания воздуха;

10) порча, усадка, усушка, утруска, просыпание, неполная мера, недовес, брожение и гниение груза в условиях обычного транспортирования без наступления страхового случая.

Страховое покрытие предоставляется обычно на весь процесс доставки товара «от склада производителя-продавца до склада покупателя». В договоре также оговаривается продолжительность страховой защиты груза после прибытия в пункт назначения (как правило, 60 дней).

Технология страхования грузов наиболее детально разработана английскими страховщиками применительно к страхованию грузов, перевозимых морем, и базисным условиям поставки товаров в соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов» – Incoterms.

В частности Институт лондонских страховщиков (ИЛС) рекомендует использование в страховании грузов следующих основных условий (оговорок) – Institute Cargo Clauses A, B, C[4].

1) Перечень рисков – страхование покрывает все риски гибели или повреждения застрахованного груза за исключением случаев, указанных в оговорках 4, 5, 6, и 7.

2) Общая авария – страхование покрывает расходы по общей аварии и спасанию за исключением случаев, указанных в оговорках 4, 5, 6 и 7.

3) Столкновение по вине обеих сторон – страхование обеспечивает страховое покрытие в той же доле ответственности по Контракту о фрахте согласно оговорке в отношении возмещаемого убытка.

4) Общие исключения – страхование не покрывает:

а) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие грубого умысла или грубой неосторожности страхователя;

б) нормативную прибыль или нормативный износ груза;

в) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие недостаточной или несоответствующей упаковки или неправильной подготовки груза к перевозке;

г) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие внутренних свойств или дефектов груза;

д) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие задержки груза в пути следования;

е) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие неплатежеспособности или невыполнения обязательств владельцами, управляющими, фрахтователями или операторами судна;

ж) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие использования ядерного оружия.

5) Исключения, связанные с немореходностью и непригодностью – страхование не покрывает:

а) гибель, расходы или повреждения, возникающие по причине немореходности судна, непригодности судна, контейнера или иного средства для безопасного транспортирования груза;

б) убытки, произошедшие вследствие нарушения гарантии мореходности судна и его пригодности к доставке груза к месту назначения, если страхователь или его служащие виноваты в возникновении обстоятельств, приведших к немореходности и непригодности судна.

6) Исключения по причине войны – страхование не покрывает гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие войны, революции, бунта, восстания и гражданских беспорядков и т.д.

7) Исключения по причине забастовок – страхование не покрывает гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие забастовок, локаутов, трудовых беспорядков, действий любых лиц по политическим мотивам и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: