Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тематический план

Для студентов дневной формы обучения

Структура курса

Всего по учебному плану: 150 часов

Аудиторных занятий – 66 часов

Лекций – 40 часов

Семинарских –24 часа

Самостоятельная работа студентов – 3 часа

Время для экзамена – 81 час

Контроль самостоятельной работы – 2 часа

Форма промежуточной аттестации:

4 семестр – экзаме

дисциплины «Русская литература конца 19 – начала 20 веков» для студентов 3 курса. Общий объем часов по дисциплине. В том числе: лекций-40 часов, практических занятий-24 часов, самостоятельной работы – 3 часа. Итоговая форма контроля – экзамен в 6 семестре.

Наименование темы Лек- ции Практ зан. Самост. раб.
  Общественно-литературная ситуация конца XIX – начала XX веков.      
  Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова.      
  Писатели реалистических течений 1890-1990-х годов      
  Творчество И. А. Бунина.      
  Творчество А. И. Куприна.      
  Творчество М. Горького.      
  «Новокрестьянская» поэзия. Творчество Н. а. Клюева, С. А. Клычкова.      
  Творчество С. Есенина.      
  Пролетарская поэзия 1910-х гг. Творчество Д. Бедного.      
  Авангард. Модернизм. Символизм. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм.      
  «Старшие» символисты. Д. С. Мережковский. В. Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт.      
  Младосимволизм. Творчество А. Белого.      
  Творчество А. А. Блока.      
  Акмеизм. Творчество Н. С. Гумилева, О.Мандельштама.      
  Творчество А.А. Ахматовой.      
  Литературный авангард. Футуризм. «Эгофутуризм». «Кубофутуризм».      
  Творчество В.В. Маяковского.      
  Творчество Л.Н. Андреева.      
  Итоги русской литературы рубежа веков. Судьбы писателей «Серебряного века» в эмиграции.      
  «Мелкий бес» Ф. Сологуба как символистский роман.      
  Итого      

Введение

Конец XIX — начало XX века как особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России.

Нарастание социального кризиса, ощущение «чрезвычайности» времени.

Крушение народнической идеологии, поиск новых идеологических концепций общественного развития. Распространение идей марксизма.

Кризис позитивизма. Новые течения в русской философской мысли. Противопоставление принципам рационального познания мира и его законов принципов иррационализма. Возникновение религиозно-философских обществ и собраний. Проповедь «нового религиозного созна­ния». Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени. Возникновение на этой почве апокалипсических мотивов в искусстве и литературе начала века. В то же время — представление об эпохе не только как эпохе кризиса, но как времени ренессанса, духовного и культурного подъема.

Сближение литературы и философии в осмыслении новой роли духовного начала в обществе. Понимание проблемы в различных течениях философской и эстетической мысли (в частности — в народнической, символистской, марксистской, футуристической критике). Л. Толстой, Вл. Соловьев, Г. Плеханов об искусстве.

Новое понимание отношений личности и среды в творчестве писателей разных художественных течений 1890—1910-х годов. Проблема судеб культуры и «ницшеанство» в русской литературе начала века. Вос­приятие этики и эстетических идей Ницше в художественном сознании М Горького, «знаньевцев», символистов.

Место и значение в литературном процессе эпохи «живых классиков» — Л. Толстого и А. Чехова.

Роль традиций творчества Ф. Достоевского в духовной жизни России начала столетия. Достоевский — мыслитель и художник, «соучаст­ник» литературной жизни эпохи.

Дискуссии о судьбах реализма в русском искусстве и литературе начала века в критике и литературоведении (от символизма до наших дней).

Периодизация литературного процесса конца XIX — начала XX века.

1890—1910 годы. Завершение творческого пути Л. Толстого и А. Чехо­ва. Новые черты реализма в их творчестве. Писатели-реалисты поколения 1890-х годов как продолжатели их традиций и творческих исканий. Фор­мирование новых социально-исторических идей в творчестве Горького. Дискуссии о судьбах реализма в критике.

Первые модернистские течения в литературе и искусстве. Философ­ские и эстетические обоснования «новых» течений в литературе. Пробле­ма синтеза искусств. Символизм 1890-х и младосимволизм.

Начавшееся творческое взаимодействие в искусстве и литературе художественных принципов реализма и модернизма.

Революция 1905 года. Ее роль в развитии философской и эстетической мысли эпохи. Проблема «революция и интеллигенция». Сборник «Вехи». «Рассеяние» (И. Бунин) «знаньевцев». «Неонатуралистические» тенденции в литературе. Начало кризиса символизма как литературной школы.

1910—1922 годы. Кризис символизма. Появление новых литературных школ. Акмеизм как постсимволистское течение. «Школа» и оригинальность творческих индивидуальностей. Литературный авангард. Футуризм в литера­туре и изобразительном искусстве 1910-х гг. Общие тенденции развития.

Писатели-реалисты 1910-х гг. Понятие о «неореализме».

Война и революции 1917 года. Раскол в писательской среде на почве отношения к Октябрьской революции и Советской власти.

С 1922 г. — третий период развития творчества писателей «сере­бряного века».

Высылка из России писателей, философов, ученых, отказавшихся со­трудничать с Советской властью.

Проблема «двух потоков» русской литературы. Единство националь­ной литературы и различие литературных процессов XX века в России и в зарубежье.

Писатели «серебряного века» в эмиграции и их место в литературной жизни русского зарубежья и России.

Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия.

Кризис или этапы обновления?

1. «Живые классики». Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова. Толстой и Чехов — выразители общественного и духовного мира России начала века, этических и эстетических исканий времени.

Роман Толстого «Воскресение» как итог общественной и литературной деятельности писателя. Воплощение в романе основных проблем эпохи. Обличение живущих вопреки «духовной истине», отрицание государственного устройства России.

Изменения реалистических принципов письма Толстого в начале века. Усиление авторского вмешательства в действие. Новые принципы создания характера героя. Понимание конфликта человека со средой как внутреннего конфликта в духовной и нравственной природе человека. Появление публицистической тенденции в реализме писателя. Усиление субъективного авторского начала. Характерное выражение этой тенден­ции в пьесе «Живой труп».

Толстой в полемике об искусстве («Что такое искусство?», 1897—1898). Этический критерий для Толстого — высший критерий искусства. Толстой против искусства вне нравственной идеи — «ложного реализма» — «натуралистического копирования действительности», декаданса. Значение искусства по Толстому — в утверждении деятельной жизни во всех ее нравственных проявлениях («Хаджи-Мурат», «Отец Сергий», «Живой труп»).

Л. Толстой и революция 1905 г. Неприятие насилия. Активное участие Толстого в общественной жизни и одновременное усиление в его творчестве интереса к «вечным» проблемам бытия.

Влияние философских и творческих исканий Толстого на литературу XX века (от «знаньевцев» до позднего И. Бунина).

Творчество А. П. Чехова как выражение настроения «переходного времени» — явление «перехода» от литературной классики к литературе новой эпохи (Чехов как «поэт конца» и «поэт начала»). Идея духовной свободы и свободы духовного творчества — основа миропонимания писателя. Творчество Чехова как выражение нового нравственного состоя­ния общества в эпоху духовного и общественного подъема.

Новые черты реализма в позднем творчестве писателя. Возникновение рассказа романного типа и нового типа драмы. Импрессионистские тенден­ции, широкая распространенность символики. Принцип «косвенного» выра­жения духовных движений героев («Три сестры» и др.). Изображение характера и внутреннего мира личности «в новых формах сплетения, слияния, противопоставления и взаимодействия элементов авторского и субъективно-экспрессивного, идущего от персонажа...» (В. В. Виноградов).

Общая формула реализма Чехова, воспринятая его современниками и последователями, — «надо смотреть в корень и искать в каждом явле­нии причину всех причин».

Новые черты реализма в творчестве В. Короленко. Теория реализма Короленко как синтеза реализма и романтизма. Короленко о героическом в реализме.

Теория реализма Короленко как отражение общего интереса к романти­ческой традиции писателей начала века всех творческих направлений (М. Горького, «знаньевцев», символистов).

2.Писатели реалистических течений 1890—1990-х гг. как «наслед­ники» традиций Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития их реализма. Писатели круга «Среды» и «Знания» (Я. Телешов, И, Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелев и др.); Значение издатель­ского товарищества «Знание» в художественной жизни России рубежа веков и начала XX века. Сборники «Знания». Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателей. Традиции демократи­ческой беллетристики 1860—1870-х гг., их трансформация в творчестве «знаньевцев». Новое понимание отношений личности и среды, характе­ров и обстоятельств. Усиление внимания к духовной жизни человека из народа. Разное восприятие художественных принципов Л. Толстого и А. Чехова «знаньевцами» (А. Куприным, И. Буниным) на разных этапах их творческого пути

Проявление импрессионистской тенденции в реализме Б. Зайцева, раннего И. Бунина, экспрессионистской — в прозе и драматургии Л. Ан­дреева, в драматургии Д. Айзмана, С. Юшкевича.

Общественный подъем и революция 1905 года. Новые социально-исторические идеи в творчестве «знаньевцев». Проблема революции, ее судеб и исторических путей России. Тема пробуждения в человеке чувства лично­сти, освобождения личности от социального и духовного гнета. Драматургия Е. Н. Чирикова, С. А. Найденова («Дети Ванюшина», «Стены»).

Социалистические тенденции в творчестве М. Горького. Идея актив­ного действенного отношения человека к жизни. Идеализация жизненно-активной личности. Радостное ощущение человеком бытия как основание романтики в творчестве молодого Горького и одновременно — как обост­ренное ощущение драматического характера и катастрофизма времени.

Два типа героя в творчестве Горького: человек «пестрой души» и цельная, жизненно-активная творческая личность. Традиции Достоев­ского-художника в изображении «пестроты» русского национального характера («Трое», повести окуровского цикла).

Горький о поисках человеком из народа социальной и духовной ис­тины жизни («Мать», «Исповедь», автобиографические повести «Детст­во», «В людях»). Горький и религия. Место темы религиозно-нравственных исканий человека в творчестве писателя.

Эволюция «знаньевцев» после поражения революции 1905 года. Кризис издательства «Знание». «Знаньевцы» в журналах и альманахах разных художественных течений. Появление «неонатуралистической» тенденции в творчестве писателей (М. Арцыбашев и др.). Изменение характера русской журналистики. Возвращение от сатирической журналистики эпохи революции к традициям журналов 1880-х гг. Восстановле­ние цензурных ограничений.

И. А. Бунин (1870—1953)

Поэзия И. Бунина. Сборники «Под открытым небом», «Листопад». Тема родины, русской природы. Осмысление традиций А. Фета, Я. Полонского, А. К. Толстого. Разрыв Бунина с символистами после издания «Листопада». «Контрсимволизм» Бунина. Речь Бунина на юбилее «Рус­ских ведомостей» (1913); Бунин о писателях «нового типа» и состоянии современного русского языка.

Бунин-переводчик. «Песнь о Гайавате».

Проза 1890—1900-х гг. «Антоновские яблоки», «Сосны», «Новая дорога». Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Бунин в «Знании».

Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия. Христианское мироощущение (рассказы «Третьи петухи», «Пост»). Идеи земной жизни как Божьего дара (дневники Бунина, «Господин из Сан-Франциско»). Мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»). Концепция любви как «святого свойства души» («Святые»). Философская проблематика рассказа «Братья». Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев («Суходол», «Деревня»). Восприятие национального характера.

Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в прозе Бунина.

Неприятие Октября. «Окаянные дни». Эмиграция.

В. В. Вересаев (1867—1945)

В. Вересаев — художник-летописец общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести «Без дороги», «Поветрие», «На повороте». Книга «Записки врача». Вересаев в «Среде» и «Знании».

Творчество Вересаева 1900—1910-х гг. Концепция «живой жизни» в повести «К жизни». Вересаев против «литературного распада». Книга Вересаева «Живая жизнь». Полемика с трактовкой Д. Мережковским творчества и этических теорий Л. Толстого и Достоевского. Спор с «фи­лософией жизни» Ф. Ницше. Противоречия в философских взглядах Ве­ресаева. Влияние на писателя философии интуитивизма А. Бергсона. Особенности реализма Вересаева. Ориентация на традиции эстетики Н. Чернышевского, Д. Писарева. Публицистичность прозы Вересаева.

А. И. Куприн (1870—1938)

Куприн и традиции русского реализма XIX века. Традиции Л. Толстого, влияние принципов чеховского творчества. Характер их осмысления.

Раннее поэтическое творчество Куприна. Проза 1890-х гг. «Психология страстей» («Впотьмах», «Лунной ночью», «Безумие» и др.). Странствия по России. Работа в прессе. Куприн-очеркист (Очерки «Киевские типы»).

Социально-психологическая повесть «Молох». Особенности художест­венного конфликта. Проблема «естественного человека» в творчестве писателя 90-х годов (повесть «Олеся»). Влияние И. Тургенева на «пей­зажную живопись» Куприна.

Творчество Куприна 900-х гг. Новеллистика. Жанровые и стилевые особенности купринской новеллы. «Проблемная» новелла и традиции позднего чеховского рассказа. Этический характер конфликта. Раскрытие внутренней жизни героя, осознающего неправоту окружающей социаль­ной реальности. От «проблемной» новеллы такого типа — к психологиче­скому реализму «Поединка».

«Поединок». Тема пробуждения общественного сознания человека. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Романтиче­ские тенденции реализма в творчестве Куприна.

Творчество Куприна 1910-х гг. Утверждение высоких нравственных идеалов («Гранатовый браслет» и др.). Повесть «Яма». Гуманистические идеалы писателя.

Философские темы: утекания жизни («Сны»), вечной души и «не­земного блаженства („Светлый конец", „В медвежьем углу")». Право­славные истины в рассказах-притчах «Сад Пречистой Девы», «Два свя­тителя», «Пегие лошади».

Художественный мир Р. Киплинга и Д. Лондона и творчество А. Купри­на (характер фабулы, особенности трактовки человеческой натуры и др.). Эмиграция.

И. С. Шмелев (1873—1950)

Первые литературные шаги. Очерки «На скалах Валаама». Творче­ство 900-х гг. Нравственные и социальные искания героев Шмелева. Шмелев - художник «обездоленных» с обостренным чутьем к человеческо­му страданию. Повесть «Человек из ресторана». Влияние на Шмелева идей Толстого и Достоевского. Сказ и его функция в повести.

Восторженное отношение Шмелева к Февральской и отрицательное — к Октябрьской революции. Эмиграция.

Максим Горький (1868—1936)

Начало творческого пути. Связь с традициями русского реализма. Горький и Толстой. Горький и Чехов.

Идейные и творческие искания молодого Горького. Горький-поэт.

Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гг.: концепция личности, принцип двоемирия, авторское начало.

Горький и Ницше. Н. Михайловский, М. Меньшиков и другие критики о культе силы и индивидуализма в героях Горького. Духовная журналистика о ницшеанской морали в ранних рассказах Горького (журналы «Вера и Церковь», «Вера и Разум», «Странник»). Марксистская критика о Горьком.

Д. Мережковский и М. Горький. Д. Мережковский о «русских босяках» и «немце Ницше» в статье «Грядущий Хам». Полемика 1913 года в «Русском слове»: «О «карамазовщине», «Еще о «карамазовщине» М.Горького и «Горький и Достоевский» Д. Мережковского. Статья Д. Мережковского 1916 г. «Не Святая Русь. Религия Горького». Взгляд Г. Адамовича на творчество Горького в контексте традиций Ф. Достоевского («Одиночество и свобода»).

Романы «Фома Гордеев» и «Трое». Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького. Романы Горького и традиции русского романа. Традиции Достоевского-художника в изображении «пестроты» русского национального характера.

Драматургия. «Мещане». Драматургический метод Горького. Горький и Чехов-драматург. «На дне» и тема «дна» в русской и западной литературе. Концепция «бывшего» человека. Правда и религия. Философия пассивного сознания и авторская позиция, художественные средства ее выражения. Философский характер драматургического конфликта. Драматургическое новаторство Горького. Особенности композиции. Жанр. Сценическая история пьесы.

Пьесы об интеллигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Ре­волюция и культура, народ и интеллигенция. Горький о роли народных масс в истории. Полемика М. Горького с Л. Андреевым. «Дети солнца» Горького и «К звездам» Андреева. Единство замысла и различие его художественного решения.

Роман «Мать», пьеса «Враги»: черты социалистического реализма. Христианская мораль и этика революционера в романе. Концепция «маленького человека» в контексте русской и западной литературы (Диккенс, Золя, Достоевский, Шмелев). Концепция гордого человека. Тема отцов и детей в романе. Мать и сын: духовная и книжная культуры. Культ матери в творчестве Горького («Васса Железнова», «Жизнь Матвея Коже­мякина», «Исповедь», «По Руси» и т. д.). Андрей Находка: идея и личность. «Мать» и «Исповедь»: поиск человеком из народа социальной и духовной истины.

Восприятие Горьким идей богостроительства А. Богданова и А. Лу­начарского. Лекции Горького об истории русской литературы в «Каприйской школе».

Драматургия конца 1900—1910-х годов. «Васса Железнова», «Ста­рик», «Зыковы». Этическая и философская проблематика пьес. Новое в поэтике пьес. Характер драматургического конфликта.

Народ и революция, мещанство и революция в «окуровском цикле» («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»).

«Русские сказки», «По Руси», «Сказки об Италии». Образ родины и народа. Стилевое разнообразие и внутреннее единство циклов. Новый характер горьковской романтики и сатиры.

Автобиографические повести «Детство», «В людях». Эстетические и нравственные искания человека из народа. Автобиографический жанр в русской литературе XIX века и повести Горького. Повести Горького и автобиографические произведения его современников (В. Короленко, Н. Гарина-Михайловского).

Многообразие стилевых форм реализма М. Горького 1910-х гг. Роль романтического пафоса в реализме прозы Горького.

Горький в годы Февральской и Октябрьской революций. Работа в газете «Новая жизнь».

«Несвоевременные мысли»: неприятие насилия в революции; нрав­ственность и политика; культура и революция; свобода слова, историче­ская и информационная правда. Несогласие с «анархо-коммунистами и фантазерами из Смольного», неприятие «опыта» над русским народом. «Несвоевременные мысли» — опыт национальной самокритики. «Не­своевременные мысли» и статья 1915 г. «Две души»: Восток и Запад в русской психике.

Творчество Горького советской эпохи. Традиции Горького в совет­ской литературе, его роль в русском и мировом литературном процессе.

3. Литература 1910-х годов.

Приход в литературу писателей-реалистов нового поколения — А. Толстого, М. Пришвина, К. Тренева, С. Сергеева-Ценского. Обличение в их творчестве «всяческого крепост­ничества» в общественной и духовной жизни. Тяготение к естественной «живой» жизни. Неприятие упадочных настроений в жизни и в искусстве.

Интерес к «вещному миру» и одновременно — устремленность к философским обобщениям, своеобразный «философский лиризм».

Споры в критике о неореализме. Дискуссии о художественном на­следстве, об отношениях классического реализма и искусства нового времени, об отношениях эпического и лирического начал в художественном произведении, о роли авторской субъективности.

А. Н. ТОЛСТОЙ (1883—1945)

Начало творческого пути. Ранние стихи. Влияние идей и поэтики символистов. Книга «За синими реками». Мотивы русской и славянской мифологии. Ориентация на традицию устной народной и классической русской поэзии. Проза Толстого. Книга «Сорочьи сказки». Стремление понять «первоосновы жизни». Характер поэтической условности Толстого. Цикл рассказов «Заволжье», романы «Чудаки», «Хромой барин» — об эпигонах дворянского мира, «чудаках красочных и нелепых». Изображение Толстым их жизни как комедии завершающейся истории русского дворянства. Черты реалистического стиля писателя: историческая достоверность персонажей, их неотделимость от «вещного быта» окружающей среды. Освоение сатирических гоголевских традиций в описании характеров героев. Идея искупительного страдания в творчестве А. Толстого и традиции Достоевского. Первые пьесы («Касатка», «Нечистая сила»), их проблематика, художественное своеобразие.

Негативное восприятие Октябрьской революции («ураган крови и ужаса»). Исторические аналогии и исторические темы в творчестве писателя. Пьеса «Смерть Дантона» (1918). Проблема революционного террора. Утверждение ненужности кровопролития и отрицание всякого насилия над человеком. Тема исторического прошлого России и современности. Проблема отношений русской истории и русского национального характера («Наваждение», «День Петра», «Повесть смутного времени»). Эмиграция.

4. «Новокрестьянская» поэзия 1910-х годов.

Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Поэзия крестьянских поэтов и символизм (С. Клычков, С. Есенин). Н. Клюев и «Цех поэтов».

Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в ранней лирике крестьянских поэтов. С. Есенин и Н. Клюев в «скифстве».

Крестьянство в философских и политических воззрениях русских символистов. Философские искания «серебряного века» и русское сектантство. Ницше и крестьянство. Карлейль и крестьянство. Эсеры и крестьянство. Мифологическая школа и крестьянская культура.

Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов.

С. А. Есенин (1895—1925)

Философские воззрения молодого Есенина, еретическое восприятие Христа, концепция «одной души» (письма к Г. Панфилову).

Поэзия периода «Радуницы». Христианское и крестьянское начала в ранней лирике Есенина. Пейзаж в контексте православной образности. Образ крестьянского рая. Россия как избранная святыми страна.

Раздвоенность лирического героя Есенина — кроткого пастуха и мятежника.

Метафоричность стиля. Романсный стих. Цвет в пейзажной лирике. Проблема датировок ранней лирики.

Роль Н. Клюева и Иванова-Разумника в мировоззренческих исканиях поэта. Метафизическое восприятие русских революций, религиозно-революционная утопия Есенина.

Н. А. Клюев (1884—1937)

Книги стихов «Сосен перезвон» и «Братские песни». Православные мотивы в лирике Клюева. Клюев и голгофское христианство. Мироощу­щение Клюева в контексте старообрядчества и хлыстовства. Письма Клюева к Блоку; их мотивы, цитаты из писем в блоковских текстах (ста­тьи, «Песня Судьбы» и др.). Брюсов и Клюев. Гумилев о Клюеве. Клюев и «скифство».

Мифотворчество Клюева. Метафора в его поэзии.

Различия в поэтике Н. Клюева и С. Есенина, Н. Клюева и С. Клычкова. А. Белый о поэтике Н. Клюева («Жезл Аарона»). Метафизическое восприятие Октябрьской революции и скорое разочарование в ней («Песнослов», «Медный Кит», «Четвертый Рим», «Львиный хлеб», «Мать Суб­бота»). Родовая культура в стихах Клюева, тема противостояния Комму­ны и Матери Руси. Мифологический образ Ленина-Льва. Мотив крови. Клюев как выразитель «избыточного», «эгоистичного» мужика в оценках Л. Троцкого.

С. А. Клычков (1889—1937)

Символистское мироощущение и образность в поэзии периода «Пе­сен» и «Потаенного сада». Крестьянская культура в темах и поэтике ран­него С. Клычкова. Христианство и язычество. Мифотворчество Клычкова и фольклорная традиция. Славянский образ России в творчестве Клычко­ва и Россия как Белая Индия в трактовке Клюева, отношение Н. Гумилева к этим взглядам.

Драматизм в интимной лирике периода «Домашних песен». Философские темы в поэзии 1920-х гг. Дуализм. Эсхатологическое мироощущение поэта.

5. Развитие пролетарской поэзии в 1910 годы.

Книги рабочих поэтов «Наши песни» (1913—1914). Стихи Демьяна Бедного, В. Александров­ского, А. Поморского, А. Гастева, И. Садофьева и др. Появление в рабочей поэзии 10-х гг. собирательного образа народа и героической личности протестанта, борца. Сочетание политической сатиры и романтического пафоса — характерный стилевой признак стихов поэтов. Жанры рабочей поэзии: басня, сатирический фельетон, пародия, эпиграмма, пейзажная и любовная лирика. Традиции лирической поэзии XIX века.

Творчество Демьяна Бедного (Е. А. Придворова — 1883—1945). Д. Бедный - сатирик. Басни Бедного. Повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю» — итоговое произведение дореволюционного творчества поэта.

6. Формирование в 1910 годы новых черт русской сатирической журналистики.

Журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» — как новое направление в развитии русской сатирической литературы начала века. Новые тенденции и традиции русской демократической сатиры XIX века. «Сатириконцы» и европейская сатирическая журналистика.

Писатели - «сатириконцы»: Саша Черный, Тэффи, А. Аверченко.

А. Т. Аверченко (1881—1925)

Аверченко в «Сатириконе» и «Новом Сатириконе». Сборники рассказов «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Сорные травы» и др. Темы сатир Аверченко (городской быт, жизнь российского обывателя, «новые» течения в русском искусстве и литературе). Установка на «созерцатель­ность» сатиры. Положительный идеал сатир писателя — «целительный смех». Падение социальной остроты сатир Аверченко в годы войны.

Восторженное отношение к Февральской революции. Неприятие Октябрьской революции. Эмиграция.

Тэффи (Н. А. Бучинская — 1872—1952)

Творчество 1900-х гг. Сборник стихов «Семь огней». Влияние символистской поэзии. Ранняя проза. Сборники 10-х гг. «Юмористические рассказы», «Неживой зверь». Рассказы о русской жизни эпохи реакции. Тема маленького человека. Восприятие жизни как карусели, закрученной некими злыми силами.

Традиции Чехова в ее творчестве. Тэффи и революция. Неприятие «правды» ни одной из борющихся сил. Эмиграция.

Саша Черный (А. М. Гликберг — 1880—1932)

Работа в сатирических журналах времени первой революции. Сатириконские стихи. Сборники «Сатиры» и «Сатиры и лирика». Критика идеалов русского обывателя, ренегатствующей интеллигенции, отрекшей­ся от «заветов», упадочных настроений в современной литературе и ис­кусстве. Переводческая работа Черного (переводы Гейне, Гамсуна и др.).

Богатство ритма. Своеобразная разговорная лексика, «разработан­ный стих» (Гумилев) как особенности поэзии Саши Черного. Саша Чер­ный на фронте в годы войны. Эмиграция.

1. Формирование первых модернистских течений в литературе и в изобразительном искусстве. Утверждение новой концепции художест­венного произведения. Перенесение акцента с изображаемого предмета на способ его истолкования. Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, проникновения через внешнюю оболочку в истинную суть явлений. Попытки возрождения в искусстве мифологического мышления.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм (символисты 1900-х гг.).

Роль философии и поэзии Вл.Соловьева в формировании философ­ских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного пости­жения мира. Понятие о символе в теоретических и историко-литературных работах символистов. Две концепции искусства символистов 90-х гг. Д. Мережковский о символизме как категории мировоззренческой, В. Брюсов — как литературной школе. Религиозно-философские «Собра­ния» и их роль в формировании «нового религиозного сознания». Роль Мережковского в «Собраниях».

Журнал «Мир Искусства» (1899—1904) как первое объединение худож­ников и писателей «новых» направлений. Проблема художественного инди­видуализма, автономии искусства, красоты как вечной и главной проблемы художественного творчества. Писатели и философы в журнале (Д. Филосо­фов, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов).

Программное оформление символизма как художественного течения в 1900 гг. Роль в этом журнала «Весы» и его редактора В. Брюсова.

Традиции Ф. Тютчева, А. Фета, русской предсимволистской поэзии (К. Фофанова, К. Случевского) в формировании поэтической системы русских символистов.

Символизм и И.Анненский. Творчество И.Анненского. Книги стихов «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец». И.Анненский-драматург. Роль античной мифологии в его драматургии. Анненский — литературный критик.

«Книги отражений» — образцы русской импрессионистической критики.

И. Анненский и А. Блок. И. Анненский и А. Ахматова. И. Анненский

и Б. Пастернак.

Русский символизм в контексте мирового литературного развития. Русский символизм и творчество французских и немецких поэтов - символистов.

2. «Старшие» символисты

Д. С. Мережковский (1865—1941)

Поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Мережковского 1880-х гг., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни. Неоднозначность образа лирического героя мрачного романтика, отчаявшегося скептика и мечтателя. Влияние поэзии С. Надсона. Мотивы гражданской поэзии 1880-х гг.

Обоснование Мережковским нового символистского искусства в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности) и русская классическая литература.

Мережковский в «Северном вестнике» и «Мире искусства». Религиозные воззрения Мережковского в работе «Лев Толстой и Достоевский». Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.

Религиозно-философские собрания. Мережковский и «Новый Путь». Идея единой и вселенской Церкви в мировоззрениях В. Соловьева и Д. Мережковского. Мережковский и Розанов; Мережковский о своих разногласиях с Розановым в открытом письме Н. Бердяеву «О новом религиозном действии». Разногласия между Д. Мережковским и группой С. Булгакова.

Трилогия «Христос и Антихрист». Философия истории Мережковского, ее метафизическое содержание. Решение вопроса о соотношении правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Леонардо, Петр. Мотив царской крови («Антихрист. Петр и Алексей»).

Метафизическое восприятие первой русской революции. «Грядущий Хам». Три лика Хама. Спор Мережковского с покойным К. Леонтьевым («Страшное дитя»). Расцвет философской публицистики в России, книги Мережковского «Не мир, но меч. К будущей критике христианства», «В тихом омуте», «Больная Россия». Д. Мережковский и Г. Плеханов.

Участие Мережковского в религиозно-философском обществе Н. Бердяева. Их религиозные разногласия.

Драматургия Мережковского («Павел I», «Будет радость»).

Трилогия «Зверь из Бездны»: «Павел I», «Александр I», «14 декабря». Антихрист и власть. Зверь, правящий именем Бога. Мотив напрасной крови в «14 декабря». Мотив единения Христа и вольности.

Литературно-критические работы Мережковского-неохристианина. Мережковский и Горький.

Отрицание «Октября» как пришествия Антихриста. Эмиграция.

В. Я. Брюсов (1873—1924)

Творчество Брюсова 1890-х гг. Декадентские мотивы в сборниках «Русские символисты». Программный характер сборников. Книги стихов «Chefs d oeuvre» («Шедевры»), «Me eum esse» («Это — я»). Романтиче­ский субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Вердена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Первые попытки об­новления метрики русского стиха.

Новый этап творческого развития Брюсова в 1900 годы. Брюсов - органи­затор символистского движения в России и редактор центрального органа символистов «Весы» (1904—1909). Книги стихов «Tertia Vigilia» («Третья стража»), «Urbi et orbi» («Городу и миру»), «Stephanos» («Венок»). Поиски объективно значимых тем и характеров. Образы мифологии, истории, совре­менности. Универсализм брюсовских исторических образов. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории. Фантастика Брюсова. Урба­нистическая поэзия. Брюсов и Э. Верхарн. Жанры и стиль урбанистической поэзии Брюсова. Брюсов и городская лирика А. Блока.

Брюсов и революция 1905 года. Представление о крушении культуры в революции. Противоречия эстетических взглядов Брюсова.

Нормативность брюсовской поэтики 1910-х годов. Ориентация на классические традиции.

Брюсов — прозаик. Жанры его малой прозы. Влияние на нее новелл Э.По, С. Пшибышевского. Попытка Брюсова совместить декадентски заостренное содержание новелл и формы классической русской новелли­стики XIX в. Исторические романы Брюсова. Брюсовская концепция исторического развития человеческой цивилизации. История и стилиза­ция истории. Романы Брюсова и Мережковского из эпохи раннего христи­анства. Различие исторической концепции. Роман «Огненный ангел». Совмещение современного и исторического содержания. Полемика с теургической концепцией младосимволистов. Брюсов — критик и переводчик.

Послеоктябрьское творчество Брюсова. Вклад Брюсова в русскую культуру.

3. Н. Гиппиус (1869—1945)

Ранняя лирика Гиппиус. Поиски «нездешней красоты». Мотивы романтической поэзии (одиночество, узничество, воля). Жанр баллады. Тема Божьего завета. Идеи неохристианства Мережковского в поэзии Гиппиус («Христу», «За Дьявола Тебя молю...», «Предсмертная исповедь христианина» и др.). Жанр молитвы. Религиозные сомнения Гиппиус. Проблема любящего Бога и человеческих страданий в поэзии Гиппиус.

Сборники рассказов, романы «Чертова кукла», «Роман-царевич». Традиции Достоевского. Драматургия. Критические работы Гиппиус (А. Крайнего).

В. Злобин («Тяжелая душа») о еретизме 3. Гиппиус. Хлыстовские мотивы в рассказе «Сокатил».

Мотивы оправдания антихриста. Стихотворение 3. Гиппиус «Гризельда» и «Огненный Ангел» В. Брюсова. С. Маковский («На Парнасе Серебряного века») о трактовке сатаны в прозе Гиппиус («Они похожи», «Он-белый»).

Интерпретация любви в прозе Гиппиус в контексте философии любви символистов. Тема святой плоти. С. Маковский об андрогинизмев поэзии и прозе Гиппиус.

Враждебное отношение к Октябрю — «блудодейству» России. Гиппиус, Блок и Белый; стихотворения Гиппиус «Шел...», «А. Блоку»; стихотворение Блока «Женщина, безумная гордячка!..». Эмиграция.

К. Д. Бальмонт (1867—1942)

Бальмонт — поэт импрессионистской стилевой тенденции в поэзии

старших символистов. Заостренный аморализм первых стихотворных опытов Бальмонта. Программный индивидуализм его ранней поэзии.

Творческая эволюция Бальмонта-поэта. Декларация жизнеутверждения. От уныния к Солнцу. Сборники стихов «Горящие здания» и «Будем как Солнце». Бальмонт об «оргийском торжестве» в стихах «Горящих зданий». Космогоническая картина мира в «Будем как Солнце», гимны стихиям. Мотив «проклятия человеком» в сборнике «Литургия Красоты. Стихийные гимны».

Революционная поэзия Бальмонта 1900-х гг.

Фольклорные и сектантские традиции в сборниках «Жар-птица. Свирель славянина», «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные».

Бальмонт — прозаик, критик, переводчик.

Книга «Революционер я или нет?», неприятие большевизма. Эмиграция (1920).

Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников — 1863—1927)

Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Рассказы. Роман «Тяжелые сны». Чеховская тема в творчестве Сологуба.

«Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Концепция человеческой натуры.

М. Горький об апологии смерти в творчестве Сологуба. В.Ленин о социальной типичности Передонова. Г.Адамович: Передонов — не тип, а «больная выдумка». Статья Сологуба 1907 г. «Человек человеку - дьявол»; оправдание дьявола. Солипсизм в мировоззрении Сологуба.

Концепция жизни как цепи преображений, как нескончаемой лестницы совершенств (предисловие Сологуба к сборнику «Пламенный круг»), действительность как грязная девка Альдонса (статья «Демоны поэтов»). Земля Ойле — страна-утопия в поэзии Сологуба.

«Творимая легенда». Концепция творчества как преображения жизни, сотворения легенды.

Драматургия 1906—1909 гг. («Дар мудрых пчел», «Победа смерти» «Ванька ключник и паж Жеан», «Ночные пляски», «Литургия Мне»). Жанровое своеобразие.

Неприятие Октября. Отношение к советской России. Участие в деятельности Союза писателей. Символистские мотивы в послеоктябрьских поэтических сборниках. Г.Адамович о просветленности, Божьем начале в поздней лирике Сологуба; В. Ходасевич о мотивах любви к Богу, России и жизни в ранней и поздней лирике Сологуба. Поэт — о бессмысленности своего спо­ра с Богом в последних стихах («Подыши еще немного...»).

3. Младосимволизм

Новые школы в символизме в 1900 годы. «Младшие символисты» (Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев). Поэтическое творчество и литературно-критические работы Вяч. Иванова, Ю. Балтрушайтиса, Эллиса. Оформление эстетической системы символизма. Обоснование теории «действенного искусства». Обострение интереса к общественности. Про­блемы народных судеб, отношения народа к интеллигенции, интеллиген­ции и революции. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов философских, историко-культурных идей и поэзии Вл.Соловьева. Трактовка событий современности и прошлой социально-исторической жизни России в духе этих идей. Интерпретация символизма как мироощущения и умонастроения. Теургическая концепция искусства. Понимание красоты как действенной силы, преобразующей мир, а искусства - как средства служения этой цели. Революция 1905 г. и наступление эпохи «разуверений» младосимволистов в метафизических концепциях Соловьева и в своих ранних мистических идеалах.

Ориентация младосимволистов на романтическую традицию германской культуры. Младосимволизм как явление неоромантизма 900-х гг. Осмысление «истории символизма» в мемуарах А. Белого.

А. А. Блок (1880—1921)

Роль Блока в развитии русской поэзии XX века. Этапы развития мировоззрения и творчества поэта.

Ранние стихи. Влияние романтической поэзии В. Жуковского, лирики А Фета и Я. Полонского. Книга «Стихов о Прекрасной Даме». Мистическая романтика. Мотивы мистических предчувствий. Влияние поэзии философии Вл.Соловьева. «Разуверения» в мистике Соловьева. Появление мотивов арлекинады. Формирование эстетических взглядов Блока.

Революция 1905 года и творчество Блока. Кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Влияние на Блока идей и поэтики В. Брюсова. Сборник стихов «Нечаянная радость» Столкновение реальности и романтической фантастики. «Снежная маска». Роль и характер метафор в книге. Жизнеутверждающий пафос стихов цикла «Вольные мысли». Блок о роли и месте художника в жизни. Отрицание мистических основ искусства. Разрыв с символистами-мистиками.

Возникновение блоковской концепции отношений народа и интеллигенции. Трагическое ощущение оторванности от народной жизни. Статья «Народ и интеллигенция». Лирические драмы как этап художественных исканий Блока («Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка»). Тема поисков путей к народу, родине в драматургии Блока («Песня Судьбы»).

Урбанистические мотивы поэзии Блока. Блок и Брюсов. Особенности блоковского восприятия города и городской культуры. Тема Человека в «страшном мире» («Страшный мир»). Романтическая сатира в творчестве Блока (цикл «Пляски смерти»). Трагическое в поэзии Блока.

Усиление общественных мотивов, веры в светлые начала жизни в лирике Блока 1910-х годов («Ямбы»). Поэма «Соловьиный сад», ее программное значение в творческих исканиях Блока.

Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим (циклы «На поле Куликовом», «Родина»). Поэма «Возмездие». Особенности жанра и стиля. Проблема литературных традиций в творчестве Блока 1910-х гг. Блок и классическая поэзия XIX века. Революция поэтического стиля Блока.

Творчество Блока после 1917 года. Поэма «Двенадцать». Художест­венный мир поэмы. Синтез романтизма и символизма. Образы-символы природных и социальных явлений. Художественная концепция стихии «музыки». Романтический образ «двенадцати», образ-символ Христа. Полифонизм поэмы. Композиция, стиль, стих. Поэма в оценках критики.

Стихотворение «Скифы», связь с поэмой. Идеи патриотизма, призыв к братству. Образ России и его место в триаде «Запад — Россия — Вос­ток». Влияние Вл.Соловьева. Литературные традиции в «Скифах». Про­блема жанра.

Публицистика Блока: проблема культуры и цивилизации, интелли­генции и народа, нового мира и нового человека, целей творчества и судьбы поэтов («Интеллигенция и Революция», «Каталина», «Круше­ние гуманизма», «Владимир Соловьев и наши дни», «О назначении поэта»). Концепция романтизма.

Последние стихи Блока («Пушкинскому Дому»). Проблема молчания Блока как поэта. Смерть Блока и отклики на нее. Традиции Блока в русской литературе.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев — 1880—1934)

Творчество писателя как характерное выражение художественного мышления младосимволистов. Белый — поэт, прозаик, критик, мемуарист, стиховед. Ранний этап творчества. Увлечение идеями Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Вл. Соловьева. «Симфонии» Белого. Поэтика «Симфоний». Попытка синтеза искусств.

Сборник «Золото в лазури». Стилевые особенности стихов сборника. Мистические чаяния и предвестия, романтическая автоирония.

Революция 1905 года. Кризис веры Белого в мифологию Соловьева. Сборник стихов «Пепел». Темы сборника — революция, народ, Россия. Ур­банистические мотивы и их место в стихах сборника. Сб. стихов «Урна»

Проза Белого. «Серебряный голубь». Стилизация и ее функция в творчестве Белого. Роман «Петербург» — выражение основных творче­ских идей писателя 1910-х гг. Проблема революции, тема «Восток и За­пад» и их художественное осмысление в романе. Своеобразие образной структуры. Увлечение Белого антропософскими идеями Р. Штейнера.

Проза Белого 1920-х гг. Мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века. Воспоминания», «Между двух революций» как «история» рус­ского символизма.

Вяч. Иванов (1866—1949)

Поэт, драматург, теоретик «теургического» искусства.

Книги лирики «Кормчие звезды» (1903), «Прозрачность» (1904). Основные темы и образы стихов сборников. Образ России. Идея «соборности», противопоставляемая индивидуалистическому сознанию. Вяч. Иванов о назначении поэта и поэзии.

Сборник стихов «Cor ardens» (1911—1912) и «Нежная тайна» (1912).

Вяч. Иванов как теоретик символистского искусства (сб. статей «По звездам», «Борозды и межи»).

Иванов в эмиграции.

4. Акмеизм

Кризис символизма. Дискуссия о символизме в «Обществе ревнителей художественного слова». Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий,, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Нарбут, М. Зенкевич и др.). Акмеизм. Разнородность акмеистического движения. Попытка реформы эстетической системы символизма, формирование новой эстетической системы. Установка на «вещное» восприятие мира. Ориентация на творчество поэтов «Парнаса» (Т. Готье и др.), интерес к французскому «стилизму» рубежа веков (А. де Ренье, А. Франс). Роль стилизации в творчестве акмеистов. «Адамисты». Культ первоначал жизни в природе и человеке.

Своеобразие поэтического стиля в поэзии акмеистов. Проза писателей, близких к акмеизму (М. Кузмина, Б. Садовского).

М. А. Кузмин (1872—1936)

М. Кузмин — поэт, прозаик, драматург, критик. Статья Кузмина «О прекрасной ясности» как предвестие поэтической теории акмеистов. Поэзия Кузмина (сборники стихов «Сети», «Осенние озера», «Глиняные голубки»). Мотивы лирики Кузмина. Место «Александрийских песен» в поэзии начала века. Кузмин и творчество художников-мирискусников. Прозаическое творчество Кузмина.

Стилевые особенности поэзии и прозы писателя. Место стилизации в творчестве Кузмина. Стилизации Кузмина и стилизованная историческая проза Б. Садовского, С. Ауслендера. Проблема стилизации в русской литературе и искусстве 1910-х годов.

Драматургия М. Кузмина. Мистерия «Комедия о Евдокии из Галиополя, или Обращенная куртизанка», отношение к ней Ф. Блока («О драме»).

Н. С. Гумилев (1886—1921)

Гумилев как теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сборники «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы». Книга стихов «Жемчуга». Брюсов и Гумилев: влияние и отталкивание. Эпический характер лирики Гумилева. Интерес к творчеству французских парнасцев, Бодлера, Верлена, из русских поэтов - И. Анненского, В. Брюсова. Гумилев в журнале «Аполлон». Статья «Наследие символизма и акмеизм» — манифест нового направления в поэзии. Сборник «Чужое небо». Метрическое своеобразие стиха. Военные стихи. Сборник «Колчан». Стихи сборника «Огненный столп» как итог творческих исканий. Трагический пафос поздней поэзии. Поэмы и драматургия писателя. Литературно-критические статьи («Письма о русской поэзии»). Трагическая судьба Гумилева.

А.А.Ахматова (1889-1966)

Книги стихов «Вечер» и «Четки». Лирика несбывшихся надежд, ил­люзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали. Ахматова и И. Анненский. Ахматова и А. Блок. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира Ахматовой. Особенности психологизма. Сборник «Белая стая». Нарастание гражданского и национального самосознания поэтессы. Пафос ответственности за судьбы России. Своеобразие восприятия Ахматовой народной поэтической традиции и традиций русской классической лирики: Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова. «Пушкинское» в ахматовской лирике. Ахматова и обновление метрики русского стиха. Ахматова и акмеизм.

О. Э. Мандельштам (1891—1938)

Связи ранней лирики Мандельштама с поэзией позднего символизма. Книга стихов «Камень». Требование «прекрасной ясности» и «вечности» образов. Поэзия Мандельштама и культурные традиции мировой культуры. Стихи Мандельштама как «поэзия поэзии». Драматическая напря­женность лирики поэта. Творчество в годы войны и революции. Сб. «Tristia». Расхождения со вторым «Цехом поэтов». Трагическая тональность стихов Мандельштама этих лет. Мандельштам и русская поэзия XX века.

Г. В. Иванов (1894—1958)

Начало пути. Среди эгофутуристов. Принятие в «Цех поэтов». Ран­ние сборники стихов «Отплытье на о. Цитеру», «Вереск», «Сады». Акмеистическая установка на «вещную» изобразительность. Стилизация жанров пасторали, идиллии, мадригала. Влияние форм стиха И. Анненского, мотивов и поэтических форм творчества Блока. Ориентация на традиции русской поэтической классики.

Проза писателя. Книга воспоминаний «Петербургские зимы». Субъективность оценок событий и лиц. Неудачи в романной форме. Эмиграция.

5. Литературный авангард

Футуризм как одно из течений русской литературы «авангарда» в предреволюционную эпоху. «Эгофутуризм» (И. Северянин и др.). «Кубофутуристы» (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский и др.). Пролог эгофутуризма» (1911) и «Пощечина общественному вкусу» поэтов-«гилейцев» (позднее — кубофутуристов) как общественные и эстетические программы. Группа «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак) и ее особое место в футуризме, Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Проблема синтеза искусств. Русский футуризм в контексте европейского футуризма. Сходство и различия. Устремленность русских футуристов к национальной специфике словесного искусства. Протест против общественного миропорядка, нивелирующего человеческую личность. Утопический идеал «естественного» человека. Проповедь индивидуализма и отрицание не только буржуазных, но и всех культурных традиций.

Эстетическая теория футуристов. Проповедь «свободного» искусства. Отождествление слова с предметом. Словесное экспериментаторство футуристов. «Самовитое» слово. Жанры футуристической поэзии. Футуристическая проза и драматургия. Попытка создания футуристического театра. Футуристы в годы мировой войны.

Велемир Хлебников (В. В. Хлебников — 1885—1922)

Гуманистический характер поэзии Хлебникова. Хлебников и Маяковский. Эстетическая теория Хлебникова. Опыты поэта в области русского стихосложения. Мифы Хлебникова. Языкотворчество поэта и его влияние на развитие русского словесного искусства и русского стиха. Жанры поэзии Хлебникова. Поэма «Ладомир» — программное произведение поэта и итог его творческого развития.

Антивоенные выступления Хлебникова и Маяковского.

В. В. Маяковский (1893—1930)

Общественный путь поэта. Революция 1905 г. и ее воздействие на формирование социального сознания Маяковского. Поэтический дебют: стихи «Ночь», «Утро» («Пощечина общественному вкусу»). Противоречия поэтической практики и футуристической теории. Трагедийно протестующая тональность поэзии раннего Маяковского. Образ поэта - проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия»).

Поэма «Облако в штанах» как программное произведение поэта. Маяковский-сатирик. Маяковский в «Новом Сатириконе». Маяковский и традиции русской демократической сатиры. Мечта о гармоническом обществе будущего и гармоническом человеке. Фантастико-утопические формы ее воплощения. Жанры поэзии Маяковского. Романтический пафос его творчества. Экспрессионистские тенденции в его поэтике. Языковое новаторство поэта. Связь его с установкой на создание нового демократического искусства.

Перестройка футуристического движения в 1920 годы. Дифференциация в среде футуристов. Место Маяковского в футуризме 20-х гг.

6. Неоклассицистские тенденции в русской поэзии 1910-х годов

М. А. Волошин (Кириенко-Волошин — 1877—1932)

Поэзия Волошина 1910-х гг. — лирика «познания самого себя» и «блужданий духа» (Волошин). «Стихотворения 1900—1910». «Иверни». Стихи Киммерийского цикла и их место в лирике поэта. Влияние на Волошина философской поэзии Вл. Соловьева, философских систем Востока. «Космизм» его поэтической мысли.

Утверждение Логоса, «подвижного равновесия и гармонии» в качестве первоосновы мироздания. Поэтическая мифология Волошина.

«Алоллоническая» настроенность поэта. Пафос защиты культуры и эстетических ценностей. Стихи о революции и гражданской войне. Волошин-критик. Книга художественной критики «Лики творчества».

В. Ф. Ходасевич (1886—1939)

Поэтические сборники стихов, изданные в России («Молодость» 1908, «Счастливый домик» — 1914, «Путем зерна» — 1920, «Тяжелая лира» - 1922). Темы поиска и обретения духовных основ, «честного подвига», «языка, завещанного веками», мира — Божьего «подарка». Философское осмысление земной жизни и смерти.

Неоклассицистское начало поэтического творчества Ходасевича. Эмиграция.

Литература, сочетавшая реалистические и модернистские принципы художественного творчества

Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходи-
мость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма.
Индивидуально-творческое проявление его в творчестве Б.Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова.

Б. К. Зайцев (1881—1972)

Влияние религиозно-философских теорий Вл. Соловьева на мироощущение и раннее творчество Зайцева. Лирико-романтический импрессионизм Зайцева. Сборник рассказов «Тихие зори». Роман «Дальний край». Пьеса «Усадьба Ланиных» как произведение «совершенно чеховидное» (М. Горький). Тургеневско-чеховское видение мира. Особенности стилевой системы прозы Зайцева. Импрессионистская стилистика.

Повесть «Голубая звезда» — завершение этических и художественных исканий писателя дореволюционного времени.

Выезд за границу (1922).

Л. Н. Андреев (1871—1919)

Экспрессионистская тенденция в русском реализме начала XX века и ее выражение в творчестве Л. Андреева.

Раннее творчество Л. Андреева. Фельетонистика, очерки. Влияние традиций русской демократической прозы (Г. Успенского, А. Левитова). Рассказы 90-х гг. «Чеховские темы» в творчестве Андреева. Отвлеченно-психологический характер их разработки. Городская беднота, люди «дна» в творчестве писателя. Сентиментально-утопический гуманизм этих рассказов («Баргамот и Гараська», «Петька на даче» и др.). Обострение интереса к творчеству Достоевского. Появление традиционного образа «маленького человека» в творчестве Андреева и проблемы «подпольного сознания».

Влияние на миропонимание Андреева западных философов (А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана). «Рассказ о Сергее Петровиче», «Стена», «Город». Недоверие к общественным и нравственным возможностям человека. Утверждение идеи трагического одиночества человека в мире («Большой шлем»). Отрицание возможности человеческого сознания постичь истину мира (рассказ «Мысль», «Мои записки»).

Рассказы «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех», их место в развитии художественного метода и стиля Андреева. Движение к экспрессионизму.

Человек и рок как центральная проблема творчества Андреева.

Творчество Андреева в годы революции и предоктябрьское десятилетие. Пьеса «К звездам». Проблема отношений революции и интеллигенции, революции и творчества. Идея детерминированности социальной психологии человека «вечными законами» бытия. Рассказы «Марсельеза», «Губернатор», «Рассказ о семи повешенных». Поиски «сущностей мира». Особенности стиля рассказов и их символики (психологизм, гиперболизм, своеобразная индивидуализация характеров). Значение аллегории и библейской мифологии.

Обострение противоречий в творчестве писателя. Утверждение нравственной бесцельности революционной борьбы. Рассказ «Тьма». Пьеса «Царь Голод». Социально-конкретное и отвлеченно-абстрактное в трактовке образов.

Философские драмы Андреева «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма». Иррационализм миропонимания писателя. Экспрессионистские черты андреевской драматургии. «Жизнь человека» на русской сцене. Ее интерпретация как типично-экспрессионистской пьесы. Постановки пьесы К. Станиславским и Вс. Мейерхольдом.

Статьи Андреева о современном театре. Теория «психодрамы». Отрицание «театра действия» и утверждение будущего театра «чистого психизма», в котором главное действующее лицо — мысль.

Попытка реализации Андреевым этой театральной концепции в пьесах 1910-х гг. («Екатерина Ивановна», «Мысль», «Собачий вальс»).

Проза Андреева 1910-х гг.

Роман-памфлет «Дневник Сатаны» — последнее произведение писателя о вечности противостояния в мире «зла» и «добра» и вечной капитуляции в этом противостоянии последнего.

А. М. Ремизов (1877—1957)

Вариант синтеза реализма и модернизма в творчестве писателя. Своеобразие художественного стиля писателя. Зыбкость границ объективного повествования и субъективного восприятия мира художником. Пессимистические представления о судьбах человека, человечества, истории. Идея фатальной повторяемости человеческого бытия, его «пульсации» от страха к надежде и от надежды к страху перед жизнью. Отражение этой идеи в романе «Пруд», в композиции и ритмической организации прозы. Экзистенциальная и социальная проблематика романа. Фантастика и гротеск Ремизова, их роль в творчестве писателя, отличие их функции от функции гротеска и фантастики в творчестве Гоголя и Лескова.

Субъективный характер стилизаций и обработок Ремизовым мотивов устного народного творчества, легендарных и сказочных сюжетов («Посолонь», «Лимонарь», «Бова Королевич», «Тристан и Исольда» и др.).

Художественный метод преображения действительности в творчестве Ремизова и его обоснование в кн. «Огонь вещей. Сны и предсонье» (1954). Творчество в эмиграции.

В. В. Розанов (1856—1919)

В. Розанов и Д. Мережковский в религиозных полемиках начала века, сходство и различие.

«Уединенное», «Опавшие листья», «Мимолетное», «Апокалипсис нашего времени». Философская проблематика. Тенденции импрессионизма. Жанровая специфика.

Проза Розанова и психология творчества. Автор как адресат произведения.

Проза Розанова и европейская литература («Опыты» Монтеня, «Мысли» Паскаля, «Дневники» Ж. Ренара).

В. Розанов — литературный критик.

IV

Высылка из России писателей, художников, философов, ученых, отказавшихся сотрудничать с Советской властью. Проблема «двух потоков» русской литературы. Единство национальной литературы и дифференциация русского литературного процесса XX века. Судьбы писателей «серебряного века» в эмиграции. Их место в литературной жизни русского зарубежья и России XX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: