double arrow

Тема 24. Постмодернизм


Тема 23. Неоавангардизм.

Формалистические установки неоавангардизма 50-60-х годов, уход от содержательности экзистенциализма. Разрушение в литературе традиционных форм – сюжета, персонажа, пространства, времени, языка. Трансформация жанров в антидраме и антиромане. Расцвет неоавангардизма во Франции. Художественная дискредитация абсурдного мира в театре абсурда Э.Ионеско и С. Беккета. Дальнейшая дегуманизация художественного творчества, намеренное искажение, снижение всех проявлений человека и окружающей его среды в пьесах «Лысая певица», «Носороги» Ионеско и «В ожидании Годо» Беккета. Противопоставление мертвечине отчужденной жизни бессмертия форм искусства, этому отчуждению активно противостоящих. Обыгрывание приема театра в театре с целью смещения внимания на форму. Пародия, гротеск, поэтика бездействия и безмолвия персонажей. Своеобразие английского и американского театра абсурда ( Г.Пинтер, Т.Стоппард, Э.Олби и др.).

Новый роман, его теория и практика. Обоснование поэтики «шозизма» (вещизма) в работах А.Роб-Грийе ( «За новый роман») и реализация ее возможностей в романе «В лабиринте». Смещение внимания с предмета изображения на сам процесс изображения, на «взгляд» автора-художника, трансформирующий «вещи». Понятие «тропизмов» в эстетике Н.Саррот ( «Эра подозрений» ). Взаимодействие «голосов» персонажей и авторского восприятия в романе «Золотые плоды». Смысл названий романов Роб-Грийе и Саррот. Развитие писателями формальных возможностей метапрозы, переосмысление традиционных мифологем и художественных моделей.




Возникновение в разных областях кульуры структурализма как новой методологии познания и дальнейшая формализация художественного творчества. Группа «Тель Кель». Теоретическое обоснование ( Р.Барт и др.) и практическое осуществление ( Ф.Соллерс и др.) литературного творчества как «письма», взаимодействия абстрактных и самоценных знаковых форм. Движение от структурализма к постструктурализму и деконструктивизму. Переход от «письма» к «тексту», еще более замкнутому на себе, но открытому для взаимодействия с другими текстами. Категория «интертекста». Принцип «Мир как текст», открывающий возможность движения к постмодернизму. Теория текстовой коммуникации, обосновывающая превращение процессов письма и чтения в функции текста, тезис о «смерти автора». Развитие комплекса философско-эстетических представлений, подготавливающих и развивающих принципы постмодернизма, в работах Р.Барта, Ю.Кристевой, М.Фуко, Ж.Бодрийяра, Ж.Ф.Лиотара и других французских исследователей. Вклад американских и английских теоретиков в развитие представлений о постмодернизме.



Постмодернизм и постмодерн как выражение ситуации «конца истории», «конца идеологии». Различные интерпретации этих понятий, их широкий и узкий смыслы. Постмодернизм - направление в литературе, развивающееся в последнюю треть ХХ века. Тесное взаимодействие искусства с другими областями культуры, постмодернизм как междисциплинарное образование. Созвучность постмодернизма потребностям развития современной информационной цивилизации. Доведение до логического конца некоторых установок модернизма – субъективизма, иррационализма, релятивизма, формализма. Дальнейшее отрицание жесткой системности и линейности художественного творчества в ситуации эпистемологического кризиса. Принципиальная вторичность постмодернистского искусства. Ироническое переосмысление предшествующей художественной традиции. Принципы и приемы игры с предтекстами, создающей обманчивый эффект выхода за пределы текста. Понятие «симулякр» и механизмы «игры в классику». Интерпретация текста и проблема ее границ. Постмодернизм и массовая литература.







Сейчас читают про: