double arrow

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Тема 3. Разрушение классицистической поэтики оды. Лирика Г. Державина (форма- практическое занятие)


Тема 3. Разрушение классицистической поэтики оды. Лирика Г. Державина (форма- практическое занятие)

Тема 1. Жанр классицистической оды. Творчество М.В. Ломоносова

Темы практических занятий

Тема 11.Творчество Н.М.Карамзина.

Жанр сентиментального путешествия и «Письма русского путешественника»; историко-литературное значение и стиль «Писем». Повести Карамзина как вершинное явление русского сентиментализма («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др.), их идейно-художественные особенности: отказ от социальной сатиры, изображение «низкого» быта, эстетизация действительности; «характер» как форма проявления «вечного» темперамента, изображение противоречий характера человека. Перевод социальных проблем в морально-этический план. Альманахи «Аглая», «Аониды». Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). Историческая повесть «Марфа Посадница», решение в ней жгучих вопросов современности о формах государственного правления. Значение «Истории государства Российского».

Значение Карамзина в истории русского литературного языка; карамзинский «новый слог».




(форма- практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Раскрыть основные положения реформы стиха В.Тредиаковского. Что нового внес в теорию русского стиха М.Ломоносов?

2. Определить художественные особенности «Оды на взятие Хотина»: особенности жанра и композиции; роль антитезы в создании образов; художественное пространство в оде; художественное и историческое время в оде.

3. Развитие темы Родины, мира, науки, просвещенного монарха в одах «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г.», «Разговор с Анакреоном», «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве».

Тема 2. Традиции и новаторство в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» (форма- практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Определить идею и тематику каждого явления I-го действия. Какова роль этих явлений в развитии сюжета комедии, основной мысли произведения?

2. Какие художественные приемы использует автор:

-для связи различных сцен и явлений

-в построении образов

-для создания комического эффекта

-для ускорения сюжетной динамики

3. Новаторство Фонвизина в жанре комедии. Докажите, что «Недоросль» -

социально-политическая комедия. Выявите элементы бытовой и любовной

комедии, психологической драмы и трагедии. Как взаимодействуют

различные жанровые образования в пьесе?

4. Группы героев в пьесе и принципы их классификации (моральные, социальные, сценические). Внесценические персонажи и их роль в комедии.

Вопросы к теме:

1. Новаторство Державина в жанре оды (на примере «Фелицы»). К чему приводит соединение хвалебных (одических) и низких (сатирических) жанровых элементов?



2. Композиция и сюжет «Фелицы»: традиционное и новаторское в построении; причины двучастной композиции вступления оды; как главные идеи вступления воплощаются в основной части произведения? Роль антитезы в построении оды. Сюжетно организованные части и их значение.

3. Автор-повествователь в лирическом произведении; как и почему меняется этот образ в «Фелице», в «Видении мурзы», в оде «На смерть князя Мещерского»?

4. Изображение мира и человека; авторское отношение к действительности в «Послании к первому соседу» и в «Послании Храповицкому» (1793 г.)

5. Особенности художественного метода стихотворений «Памятник» и «Признание».

Тема 4. Поэтика и проблематика «Путешествия из Петербурга в Москву « А. Радищева (форма – практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Проблема жанра произведения Радищева в современном литературоведении.

2. Новаторство Радищева в области композиции; в чем «открытость» циклической композиции ?

3. Тема закона и беззакония, идеала и действительности в художественном осмыслении Радищева (изображение царя, чиновников, помещиков, купцов, офицеров).

4. Особенности изображения крестьян (главы «Любани», «Едрово», «Медное», «Городня»).

5. Художественный метод «Путешествия...» - черты сентиментализма, классицизма, предромантизма и раннего реализма в произведении.



Тема 5. Идейно-художественные особенности сентиментализма и предромантизма. Повести Н. Карамзина «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм»

(форма – практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Определить внешний и внутренний конфликты повести «Бедная Лиза»; отношение автора к героям, смысл названия.

2. Способы создания сложных характеров (использование портрета, жеста, пейзажа).

3. Проблема художественного метода в повести «Остров Борнгольм»; романтическое и сентиментальное начала (значение образа автора-повествователя).

4. Новаторство Карамзина в области композиции: части произведения и принципы их выделения в повести.

5. Предромантический пейзаж и его значение в повести; соотношение мира природы и мира человека.







Сейчас читают про: