Управление инвестиционным проектом

Осуществление инвестиционного проекта обычно делят на 3 фазы: -прединвестиционную

- инвестиционную

- эксплуатационную

Каждая фаза содержит несколько этапов. Прединвестиционная фаза включает:

1) поиск инвестиционных концепций и рождение замысла (идей) - происходит анализ направле­ний эффективного вложения свободного капитала и отбор наиболее целесообразных бизнес-идей;

2) предварительная подготовка инвестиционного проекта: на данном этапе составляется бизнес-план;

3) формулировка проекта и оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости и осуществимости. Здесь производится детальное технико-экономическое и финансовое обоснование проекта с альтернативным рассмотрением различных вариантов его реакции, в т.ч. с различными ис­точниками потребности в ресурсах, участниками финансирования;

4) окончательное рассмотрение проекта и принятия решения об его осуществлении. Дается итого­вая оценка проекта по целям, предполагаемым рискам, предстоящим затратам и доходам. Осуществля­ется экономическая и экологическая экспертиза инвестиционных проектов, которые предшествуют принятию решения об его осуществлении.

Инвестиционная фаза включает следующие этапы:

1) проведение переговоров и заключение контрактов, в т.ч. с проектной организацией, с подрядной строительно-монтажной организацией, с поставщиками технологического и другого необходимого обо­рудования, технологической оснастки, приспособлений, инструмента, сырья, энергии, горючего, с пус-ко-наладочными организациями, с организациями сервисного обслуживания и др.;

2) проведение инженерных изысканий и проектирование. Под изысканиями понимаются инженер­но-геологические, гидро-геологические и др., которые необходимы для принятия инженерно-строительных решений и разработки проектной документации. Затем разрабатывается рабочий проект строительства или рекомендации предприятия и детальные рабочие чертежи;

3) производство строительных и монтажных работ по возведению (реконструкции, модернизации) зданий и сооружений в соответствии с рабочими чертежами;

4) предпроизводственный маркетинг состоит в том, что разработчики новой продукции, ее произ­водители и службы сбыта работают согласованию по снижению производственных издержек, получе­нию наибольшей прибыли, обеспечению оптимального объема продаж;

5) обучение и подготовка кадров, необходимых для созданного по проекту производства в соот­ветствии с требующимся уровнем квалификации и профессиональной подготовки;

6) пусконаладочные работы, опробование технологического оборудования и сдача в эксплуатацию построенных вновь Ии реконструированных производственных мощностей;

Эксплуатационная фаза представляет собой четко организованный технологический процесс по производству и сбыту продукции.

Состав и содержание этапов реализации инвестиционного проекта определяют содержание про­цесса управления им.

Управление инвестиционным проектом - это процесс управления финансирования, материальны­ми, трудовыми ресурсами на протяжении всего цикла осуществления проекта с целью обеспечения мак­симальной экономической и социальной эффективности инвестиционных вложений.

Эффективное управление реализацией проекта предполагает сочетание следующих периодов: функционального, динамического и предметного.

Функциональный подход означает регламентацию и организацию осуществления всех функций управления: планирования, организации производства и труда, координации работ всех подразделений и систем, анализа и контроля деятельности, регулирования и стимулирования.

Динамический подход предполагает рассмотрение всех процессов и работает по их реализации во времени. При данном подходе необходимо создание соответствующей управленческой структуры, сис­темы сбора, обработки и хранения информации о ходе реализации проекта, методов принятия решений.

Предметный подход определяет объекты непосредственного управления. Таковыми в инвестици­онном проекте является: во-первых, объекты, подлежащие строительству, реконструкции, модерниза ции; во-вторых, материальные ресурсы для производства продукции; в-третьих, финансовая, маркетин­говая, сбытовая и другая деятельность, связанная как с управлением проектом, так и с достижением планируемых экономических и социальных результатов.

Продолжительность и сложность реализации проекта связана не только с его масштабами, но и с рядом таких факторов, как экономическая освоенность региона, состояние транспортной инфраструкту­ры, ложность природно-климатических условий.

Система управления инвестиционным проектом представляет собой организационную структуру управления, методы и инструментарий управления, которые обеспечивают реализацию функций управ­ления, а также систему информационного обеспечения процесса управления.

Главным лицом, ответственным за реализацию инвестиционного проекта, является будущий вла­делец объекта инвестирования и его пользователь, т.е. заказчик. Он определяет основные требования к проекту, его характер, масштаб, обеспечивает его финансирование, заключает договора с различными участниками проекта, несет ответственность за финансовые результаты его осуществления. Заказчиком может быть юридическое или физическое лицо им несколько лиц, объединяющих свои усилия по реа­лизации проекта.

В осуществлении проекта особыми полномочиями наделяется его руководитель (менеджер). Ему заказчик (инвестор) передает полномочия по руководству всеми работами планированию, организации, координации и контролю деятельности всех его участников. Руководитель инвестиционного проекта организует и координирует всю деятельность по его осуществлению от идеи (замысла) до выпуска про­дукции с выводом предприятия на заданную мощность.

Организационные структуры управления проекта различают трех видов.

1. Функциональные организационные структуры.

Предусматривает использование существующей функциональной структуры управления предпри­ятием. Работы по проекту распределяются между функциональными подразделениями аппарата управ­ления фирмой. Руководители этих подразделений обеспечивают выполнение заданий.

Недостаток такой формы управления в том, что менеджеры и специалисты разных отделов и служб могут по-разному понимать приоритеты в реализации проекта, что может внести несогласован­ность в выполнение работ отдельными исполнителями.

2. Проектный подход к формированию организационной структуры управления проектом состоит в создании самостоятельной команды управления, которой руководит менеджер проекта, а руководите­ли функциональных отделов непосредственно не участвуют в управлении реализацией проекта и не влияет на работников структуры управления проектом.

Недостаток в том, что невозможно оптимально загрузить работников (членов команды проекта) в соответствии с их квалификацией и опытом работы, поскольку объем и содержание управленческих ра­бот в течение времени реализации проекта существенно меняются. Постоянное количество исполните­лей в команде проекта может быть недогружено или перегружено работой.

Каждый подход по отдельности недостаточно гибок, поэтому предпочтительна их комбинация. Так возникает третья форма организационной структуры управления проектом - матричная.

3. Матричная организационная структура отличается тем, что все сотрудники аппарата управления предприятия в соответствии со специальностью и квалификацией в определенные периоды осуществ­ления инвестиционного проекта могут привлекаться к управлению им, а руководитель проекта имеет возможность более целесообразно привлекать и использовать нужных специалистов. Он отвечает за по­казатели стоимости и временные параметры реализации проекта. Руководители функциональных отде­лов предприятия отвечает за качество и сроки выполнения заданий по проекту.

Одной из важнейших функций управления является планирование. Планирование охватывает все этапы осуществления проекта. Выделяют следующие виды планов: концептуально - стратегические; текущие; детальные оперативные планы.

На концептуально - стратегическом уровне планирования намечаются цели и задачи проекта, рас­сматриваются альтернативные варианты их достижения, определяются сроки и стоимость реализации проекта, участники проекта, потребные ресурсы.

На этапе текущего (тактического) планирования определяются сроки выполнения конкретных ра­бот и их комплексов, потребность в необходимых ресурсах для каждого вида работ, планируется прове­дение переворотов по поводу выполнения изыскательных, проектных, строительных и других работ и заключения соответствующих договоров.

К тактическому уровню планирования инвестиционного проекта относится и составление деталь­ных оперативных планов проведения конкретных видов работ по этапам осуществления проекта.

Под текущим планированием и управлением осуществления инвестиционных проектов понимает­ся годовое и квартальное планирование, учет, анализ, контроль и регулирование процесса его реализа­ции. Осуществляет инвестор - заказчик проекта.

Под оперативным планированием и управлением осуществления проектов понимается месячное, декадное и недельно-суточное планирование, учет, контроль и регулирование процесса реализации ин­вестиционного проекта. В большей степени оперативное планирование осуществляет сами участники проекта, т.е. организации, производящие строительные, монтажные, проектные, пусконаладочные рабо­ты, службы по приобретению и поставке технологического оборудования.

По результатам анализа временных параметров, затрат и стоимости фактически выполненных ра­бот по инвестиционному проекту его руководитель принимает решения.

1) по преодолению отстаивания от графика реализации проекта или ускорению реализации с уче­том выявленных возможностей;

2) по снижению неоправданных затрат, снижению стоимости отдельных работ и проекта в целом. Однако в практике реализации проектов не всегда возможно уменьшить запланированные сроки и

стоимость выполнения работ. Наоборот, распространены ситуации, когда сроки и стоимость осуществ­ления проекта увеличиваются. Тогда руководитель проекта принимает решения по пересмотру стоимо­сти, срока и состава работ. Управленческие решения тщательно обосновываются с тем, чтобы реализа­ция проекта обеспечена устраивающую инвестора должность инвестиций.

В целом в процессе управления инвестиционным проектом корректировки могут быть подвергну­ты:

- цели и содержание проекта;

- план-график его реализации;

- контракты с подрядчиком и поставщиками;

- финансовый план.

Причинами корректировки могут быть как субъективные факторы неудовлетворенного плана, так и объективные факторы, в частности:

- изменение рыночной конъюктуры;

- цен намечаемой к выпуску продукции;

- действия конкурентов;

- изменения налоговой политики;

- изменения финансово-кредитной политики;

- изменения в экологических требованиях;

- изменения в стандартах производственной продукции;

- влияние осуществления других аналогичных проектов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: