В условиях реализации экономич., научно-технич. и соц. политики гос-во осущ. регулирование инвестиц. деят-сти. С помощью такого регулирования инвестиционной деятельности создаются льготные условия в наиболее важных ее направлениях с целью удовлетворения общественных потребностей (насыщение рынка продовольственными товарами, следовательно стимулирование развития соотв. отраслей экономики, плюс структурная перестройка экономики) и других социальных проблем: технического совершенствования и др. ГРИД включает:
-регулирование условий инвестиц. деят-сти (косвенное регулирование);
-прямое управление гос. ивестициями.
Регулирование условий инвестиц. деят-сти в междунар практике осущ-ся с помомощью эк. методов:
1) соответствующая налоговая политика, предполагающ. дифференциацию субъектов и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот. Для регулирования инвестиц. спроса может устанавливаться дифференцированный налог на инв-ии, снижение ставок, отказ от налога на прибыль;
|
|
2) путем првед-ия амортизац. пол-ки, т.е имеется в виду как мех-м начисл-ия аморт-ции, так и исп-ие аморт отчисл-ий. Мех-м начисл-ия: ускор. амортизация. Эта льготы устанавл. дифференцированно для отраслей, элементов осн. фондов или оборудования, их видов;
3) предоставление фин. помощи: дотации, субвенции, бюджетные ссуды для развития определенных отраслей;
4) Государственное регулирование ИД осуществляется путем проведения соответствующая финансовой и кредитной политики, политика ценообразования, установления и контроля за соблюдением гос. норм и стандартов, антимонопольных мер, приватизация гос. собственности.
В этих целях используются и другие рычаги: определяются условия пользования землей и др. природными рес-сами, экспертизы инвестиц. проектов и т.д. Такими экономическими рычагами могут быть внебюджетные инвестиционные фонды, фонды поддержки малых предприятий.
В мировой практике одним из основных рычагов воздействия государства н деятельность фирм, регулирования пропорций обмена, распределения явл. система налогообложения. Именно она стимулирует деловую и инвестиц. активность, повышает эффективность инвестиций.
Осн. налоговые регуляторы инвестиц. активности в зарубежных странах - льготы на прибыль корпораций. К инвестиционным льготам относятся: система ускоренной амортизации и налоговый кредит. Смысл этих льгот - снижения абсолютного размера налога, к-рым облаг. прибыль корпораций. В настоящее время методы ускор. амортизации достаточно широко применяются в США, Великобритании, ФРГ, Японии, Франции, Швеции, Швейцарии.
Разновидностью ускоренной амортизации явл. вычет из налога на доход предприятий определенного процента от прироста инвестиций в основные фонды (кап. вложений).
|
|
Использование системы уск. амортизации зарубежными странами способствовало реализации новой политики воспроизводства основного капитала, направленной на быстрое возмещение устаревших ср-в труда. В результате для развитых стран характерна устойчиво высокая и даже растущая норма выбытия основного капитала. Это является свойством интенсивного характера воспроизводственного процесса. Другим методом регулирования инв. деятельности является инвестиционный налоговый кредит.
Инвестиц. налоговый кредит - скидка с начисленной суммы подлежащего уплате налога в размере опред. процента от ст-сти приобретенных машин и оборудования. Право на такую скидку обычно дается корпорациям или фирмам в год ввода оборудования в эксплуатацию. Ставка налогового кредита дифференцирована в зависимости от срока службы приобрет. обор-я. Ее макс. размер - от 7 до 10%, минимальный - 2-3% от общей суммы ср-в, инвестированных в машины и обор-е.
Методы регулирования в России:
1) налоговая политика:
а. предприятия отраслей матер. пр-ва могут снижать налогооблаг. прибыль на суммы, направл. на финансирование кап. вложений производственного назначения;
б. предприятия всех отраслей нар. хоз-ва могут снижать налогооблаг. прибыль на суммы, к-рые направлены на финансирование жилищного строительства
в. освобождается от налогообложения прибыль, использующаяся на указанные цели на долевых началах;
г. на суммы, направл. на погашение кредитов, к-рые были получены и использованы на эти цели, включая проценты по кредитам.
Эти льготы предоставляются предприятиям, осуществляющим соответствующее развитие собственного пр-ва и жилищного строительства, включая погашение кредитов, использованных на эти цели при условии полного использования ими сумм начисленных инвестиций и амортизац. отчислений на последнюю отчетную дату;
д. некоторые налоговые льготы и малым предприятиям в инвестиционной деят-сти:
1. При определении н/о прибыли исключается прибыль, направленная на строительсто, реконструкцию и обновление ОПФ, освоение новой техники и технологии. При этом обновлением ОПФ считается замена действующего оборудования другим на новой технологической основе, а также его замена в связи с внедрением новых технологических процессов производства продукции.
2. В 1-ые 2 года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные МП, осуществляющие строительство жилищного, производственного, социального и природоохранительного назначения (включая ремонтно-строительные работы). При этом выручка от этих видов деятельности должна превышать 70% общей суммы выручки.
В последние годы эти МП уплачивают налог в размере 25% и 50% от основной ставки, если выручка составляет свыше 90% общей суммы выручки.
Все рассмотренные налоговые льготы не должны снижать фактическую сумму налога, рассчитанную без учета льгот, более чем на 50%.
е. льготы имеются и по НДС: от уплаты освобождаются работы в период реализации целевых соц-эк программ или проектов жилищного строительства, по строительству объектов жилья соц-культурного и бытового назначения, инфраструктуры, домостроительных работ и др.
ж. Налоговой льготой является также ИНК, который был введен с 1 января 1992 года.
Указанным законом предусмотрена отсрочка налоговых платежей для:
1. Предприятий с ограниченной численностью работающих, т.е. МП при закупке ими и вводе в действие определенных видов оборудования
2. Приватизированные предприятия (при некоторых ограничениях) – по кредиту для выкупа имущества предприятия.
Кроме самого ИНК законом предусмотрено предоставление целевых налоговых льгот любым предприятиям, выполняющим особо важные заказы по развитию территорий или оказанию услуг населению.
|
|
МП имеют право снижать сумму налогового платежа на 10% (но не более 50% годовой суммы платежа по налогу на прибыль, налогу на имущество).
Определенные налоговые льготы предоставляются предприятиям – инвесторам всех организационно-правовых форм, а также они предоставляются и частным инвесторам, т.е. ФЛ.
В частности, не облагаются подоходным налогом средства, направленные физ. лицами на новое строительство, приобретение жилого дома, квартиры, дачи или садового дома на территории РФ, в пределах 5000 мин. размеров оплаты труда.
На указанные цели физические лица в течение 3 лет их осуществления могут получать ссуды в банках или каких-либо других кредитных учреждениях. В этом случае в затраты, на которые распространяется указанная льгота, может включаться и погашение кредита и процентов по нему.
Методы фин поддержки:
В состав ЕС входят высокоразвитые в пром., научно-технич отн-ии с-ны со стабильной эк-ой. Во всех этих с-ах гос-во оказ фин содействие предпр-лям в осущ-ии инвестиц-х проектов. Помимо нац гос помощи инвестиц деят-ть п/п с-н-членов получ значит-ю и постоянно растущую фин под-ку со ст-ны ЕС. В 1-ю очередь это касается I в проекты, направл-ые на ускорение структ-х преобразов-ий в сфере НИОКР отд-х регионов малого и ср бизнеса, охраны окруж среды.
Осн инстр-ты такой поддержки:
1.Субсидии из ср-в единого бюджета, к-е предост-ся через посредство структ-х фондов: европейских фондов регион-го разв-ия, ориентации и гарантии с/х, соц фонда.
2.займы и гарантии по займам, в т.ч. по льготным усл-ям, предост-ые кредитными институтами сообщества:Европейским инвестий б-ом и ЕИ фондом.
Регулир-ие усл-ий инвестир-ия в РФ также осущ-ся:
1.путем соверш-ния сис-мы Н; мех-ма начисл-ия и исп-ия амортизации
2.путем установл-ия суб-ов инвестиц-ой деят-ти спец налог-х режимов, не носящих индивид хар-р
3.путем защиты интересов инв-ров
4. путем предост-ия суб-ам ИД льготных усл-ий польз-ия землей и др прир рес-ми
|
|
5. путем расшир-ия исп-ия ср-в насел-ия и иных ВБ источ-ов фин-ния жил-го стр-ва и стр-ва объектов соц-культ назнач-ия
6.путем созд-ия и разв-ия сети инфо-но-аналитич-х центров, к-е осущ-ют регулярн провед-ие рейтингов и публикацию рейтингов суб-ов ИД
7. путем принятия антимоноп мер
8. расшир-ие возм-тей исп-ия залогов и кредитов-ия объектов
9.путем разв-ия фин лизинга в Рос
10. путем провед-ия постоян переоценок ОФ в соотв-вии с темпами инфляции
11. Созд-ие возм-тей формир-ия суб-ми ИД собствен-х инвестиц фондов
Прямое упр-ие ИД означ прямое участие гос-ва в осущ-ии кап влож-ий. Оно осущ-ся путем:
1. разработки, утверждения и фин-ния инвестиц проектов, осущ-х в РФ совместно с ин. гос-ми, а также инвестиц проектов, к-е фин-ся за сч ср-в фед бюджета суб-ов Фед-ции
2. формир-ия перечня строек и объектов технич-го перевооруж-ия д/фед-х гос нужд и фин-ния их за сч ср-в фед бюджета.
3. предост-ие на конкурсн основе гос гарантий по инвестиц проектам за сч ср-в фед бюджета и ср-в бюджета СРФ
4. размещ-ие на конкурсн основе ср-в фед бюджета и … д/фин-ия инв проектов. Размещ-ся эти ср-ва на усл-ях возвратности, срочности и платности. Размеры % определ-ся ФЗ «О Фед бюджете на год» или З-ом о «бюджете». Размещ-ие этих ср-в м произв-ся на усл-ях закрепл-ия в гос собств-ти соотв части акций создав-го АО. Эти акции реализ-ся через определен срок на РЦБ с направл-ем выручки от их реал-ции в доходы соотв б-ов
5. путем провед-ия экспертизы инв проектов
6. путем защиты рос орг-ций от поставок морально устаревших, мат-энергоемких и ненаукоемких технологий, обор-ие, конструкции и мат-лы
7. разработка и утв-ие стандартов (норм и правил) и осущ-ие контроля их соблюд-ия
8. вовлеч-ие в инвестиц процесс врем приост-х и законч-х строек и объектов, нах-ся в гос собств-ти
9. предост-ие концессий рос и ин инвесторам по рез-ам торгов, аукционов и конкурсов в соотв с рос зак-вом
10. выпуск облигац займов и гарантир целевых займов
3. Кап влож-ия:содерж-ие, стр-ра, роль в разв-ии эк-ки
Орг-ция и осущ-ие инвестиц процесса в Рос осущ-ся в форме кап влож в соотв с ФЗ «Об ин I в РФ” 99г и рядом Указов. Деят-ть инв-ров регулир-ся З-ми непрямого действия: ГК, НК, Тамож К и др. По V и значимости основн роль в нашей с-не всегда играли I в основн фонды. Это объясн-ся:
1. историч необх-тью воссоздания разруш-х войнами ОФ, их модернизации, реконстр и перевооруж-ия.
2. Полным отсутствием в усл-ях плановой эк-ки р-ка
Кап влож-ие – совок-ть затрат труда, мат-технич рес-сов и ДС на созд-ие новых, расшир-ие и реконстр-цию и технич перевооруж-ие действующих осн фондов пр-го и непр-го назнач-ия.
Капиталообразующие I – исп-ся в статистике – это кап влож-ия (т.е. I в осн фонды), затраты на кап ремонт, I на приобрет-ие земельных объектов и объектов природопольз-ия, I в немат активы (патенты, I в науку)
Оф составл решающую роль НБ с-ны. В 1990г, к-ый хар-ся высок и стабильн ростом кап влож-ий, ОФ составляли 66% в общем НБ. Сейчас за 99г – их доля более 80%. Эти данные не свидетельствуют о реальн оценке, т.к. этот рост не связан с переоценкой ОФ. Анализ динамики инв деят-ти в след 10 лет показ, что кап влож составл ~ ¼ от ур-ня дореформенного 90г. Поэтому V ОФ остался практич на ур-не 1990г. Это объясн-ся систематическими переоценками ОФ (с 91г), так и резким ухудшением хар-к воспр-ва.
К обновления ОФ пром-ти ↓ с 6,9% (90г) до 1% (99), а ср возраст пр-го обор-ия ↑ с 10,8 до 16,1.
Высокая степень физич-го и морального износа К, неблагопр стр-ра паркамашин и обор-ия явл-ся жестким огранич-ем эк роста.
При длительн тенденции сниж-ия доли валов накапл-ия в ОФ ВВП (92г – 24,7%, а 99г – 15,1%) произошло наруш-ие норм-го цикла воспр-ва ОФ. Расчеты стр-ры валов накапл-ия в ОФ показ, что с 95г в эк-ке наблюд-ся абсол сниж-ие V-ов чистого накапл-ия. И в этих усл-ях инв деят-ть ограничив-ся ф-ми поддержания накопленного потенциала. Негативн влияние на воспр-во ОФ оказыв тенденция повыш-ия расходов на кап ремонт. За 95-99гг эти затр составляли ~ 20% от V I в осн К.
Стр-ра кап влож-ий:
1. приобрет-ие обор-ия
Затраты на оборуд-ие включ:
А) Z на приобрет технол-го, энергетич, вспомогат и др оборуд-ия, треб-го монтажа
Б) Z на приобрет-ие подвижного состава (вагоны, суда, самолеты)
2. выполн-ие строит-монтажных работ
Строит работы включ соор пр-х зданий, соор-ий и объектов, жилья и др объектов непр-го назнач-ия. Монтажн работы заключ-ся в закрепл-ии машин и оборуд-ия на основании фундамента и увязки в единую технол сис-му
3. пр. Z: затр на проектно-изыскательные, геолого-разведочные работы, затр на содерж-ие дирекции строящихся п/п, расх на подг-ку экплуатац-х кадров п/п, на содерж-ие технического и авторского надзора за строит-вом, расх, предназн-ые на компенсации сверхсметной ст-ти строит-ва.
Соотн-ие всех перечисл-х затарат – технологическая стр-ра кап влож-ий. В разн отраслях стр-ва уд вес затр не одинаков. Н-р, при стр-ве ТЭС, хим., машиностростр-х заводов преоблад затр на оборуд-ие, а в жилищном и ком стр-ве – затр на строит-монтажн работы. С эк т.зр. наиб выгодна стр-ра, в к-ой преоблад затр на оборуд-ие. До 90г доля таких Z ↑ и достигла 38%. Дальше в технологич стр-ре следуют измен-ия: на 1-х этапах реформы наблюд-ось ↑ доли Z на стр-монтажн работы, а начиная с 95г – постепен ↑ доли затр на оборуд-ие и уже на 2000г- 35,7%. Увелич-ие расх-ов на маш и обор-ие обусл-но сдвигами в воспр-ой стр-ре кап влож-ий. Увелич-ие и модернизация ОФ достиг-ся в рез-те ввода в действие новых объектов,а также технич перевооруж-ия, реконстр-ии и расшир-ия действующих объектов. Соотн-ие затр на новое стр-во, реконстр и технич перевооруж-ие, расшир-ие наз-ют воспр-ой стр-рой кап влож-ий. Эк-ки наиб эф-ой формой воспр-ва и наращив-ия пр-х мощностей явл реконстр и технич перевооруж-ие. Это объясн-ся: по сравн с новым стр-вом кап влож-ия на реконстр и технич перевооруж-ие ↓ в ср на 8-10%, а затраты погаш-ся в ср за 3 г, тогда как новое стр-во за 5 лет.
Отраслевая стр-ра кап влож-ий – соотн-ие затр, напр-х в разл отрасли. Преобладают затр на соор пр-го назн-ия, на разв-ие отр-лей, производящих ср-ва пр-ва. Такая стр-ра способств-ла созд-ию мат-технич базы, необх-ой д/разв-ия и др отраслей. Но есть и негативн сторона: в рез-те в рос эк-ке сложились серьезн структ-ые деформации, к-е проявились в высокой доле сырьевых отраслей и оборотн комплекса в уще6рб разв-ию потребительск сектора, с/х, гражд-го машиностр-ия.
Кап влож-ия в Рос осущ-ся гос-вом, отеч п/п-ми и орг-ми люб формы собств-ти, гр-ми, межд учр-ми с участием отечеств и ин п/п, а также ин гос-в, орг-ций, п/п и гр-н.
Кап влож-ия, осущ-ые гос-вом, наз гос централизов-ые, организуемые п/п-ми и орг-ми. Централизов-ые кап влож-ия, связ-ые обычно с новым стр-вом и крупномасштабным расширением п/п, реш-ем соц проблем, обесп-ют структ измен-ия в отраслях пр-ва, регионах с-ны, отвечающих потребностям эк-ки в целом недостающих видов прод-ции и объектов соц и пр-ой инфрастр-ры.
Нецентрализов-ые кап влож-ия п/п д обесп-ть в кач-ве эф-та: прирост прод, сниж-ие изд-к пр-ва, необх-ый ассорт-т и кач-во прод исходя из требов-ий р-ка.
П/п сами планируют воспр-во ОФ и осущ-ют его путем реконстр-ции, путем технич перевооруж-ия, расшир-ия, нов стр-ва за сч собств ср-в. Сокращ-ие фин возможностей гос-ва, институц-ые измен-ия, к-е возник с появл п/п разл форм собств-ти, изменили соотн-ие м/централизов-ми и нецентрализ-ми кап влож-ми в пользу последних. В 99г из фед бюджета и бюджета суб-ов фед было профин-но всего 17,4% общего V кап влож-ий. 53,4% составили ср-ва п/п-ий – доля нецентрализ-х кап влож-ий.
Стр-ра Рос кап влож по формам собств-ти: гос-ая (93г – 53,8%; 99г – 21,3%) и частная (93г – 12,1%; 99г – 25,9%).