Методы капитальных вложений и их характеристика.
Понятие финансирование капитальных вложений охватывает все этапы:
1. инвестиционного решения о реализации проекта;
2. формирование источников фин. обеспечения капитальных вложений;
3. выбор метода финансирования;
4. оплата.
Опр. Финансирование капитальных вложений – методы или формы финансирования затрат или предоставления средств финансирования.
Типовые формы финансирования капитальных вложений:
- самофинансирование;
- долговое (заемное);
- акционерное и централизованные;
- лизинговое;
- ипотечное;
- проектное.
Под финансированием понимают предоставление средств.
Методы финансирования:
1. Внутренние (за счет собственных средств – самофинансирование);
2. Внешнее (выпуск долговых инструментов, акций, привлечение кредитов).
Самофинансирование используется для небольших инвестиционных реальных программ.
Акционирование:
+ привлечение инвестиций без уплаты %,
- потеря части собственности и контроля над проектом.
Форма используется для реализации крупных проектов, привлечение дополнительных ресурсов.
Долговые обязательства:
+ гибкое кредитование,
- высокие %, необходимость обеспечения, дефицит стратегических инвесторов.
Заемное финансирование может использоваться для финансирования инвестиций при условии, что уровень доходности превышает ставку %. Привлечение финансовых ресурсов с фондового рынка связано с эмиссией, часто называют эмиссионным финансированием.
Опр. Лизинг – особая форма финансирования, при которой происходи отделение капиталофункции от капиталособственности. Лизингодатель сохраняет право на имущество, а лизингополучатель пользуется им и платит в течение определенного периода.
Опр. Проектное финансирование – финансовое обеспечение финансирования проекта, от которого ожидается приток средств, достаточный для обслуживания проекта с приемлемым уровнем риска.
Ипотечное – залоговое право.
Опр. Централизованное финансирование – за счет бюджетных ассигнований, однако поступают и иностранные кредиты. Бюджетное финансирование:
+ безвозвратность, низкие % ставки.
Финансируются только приоритетные проекты.
Опр. Смешанное финансирование – комбинация перечисленных методов.
Финансирование может производиться в денежной или натуральной формах; с использованием денежных суррогатов, векселей.
Централизованное финансирование – финансирование и кредитование строек и объектов для федеральных и государственных нужд.
Ассигнования предусматриваются в соответствующих бюджетах и государственных программах.
Важнейшие направления:
- структурная перестройка народного хозяйства;
- решение социальных и других проблем.
За счет бюджетных ассигнований финансируются новое предприятие, реконструкция, перевооружение, предпроектные работы, оборудование (не требующее монтажа, производственный инвентарь).
1. Приоритетные направления определяются Минэкономики и Минфином. Минэкономики сообщает государственным заказчикам предварительные объемы государственных капитальных вложений на период.
2. Государственные заказчики направляют в Минэкономики свои предложения, разработанные на основе предварительных объемов централизованных капитальных вложений. Новые стройки включаются, если все необходимые проекты обеспечены.
3. Минэкономики и Минфин и Государственным комитетом архитектуры, Антимонопольной политики рассматривают включение строек в перечень на основе предварительного отбора.
4. На основе перечня государственные заказчики определяют заказчиков (застройщиков) объектов, организуют проведение торгов.
5. Минэкономики и Минфин по результатам заключенных контрактов уточняют объемы капитальных вложений, размеры и источники финансирования по каждому объекту на весь период строительства с разбивкой по годам.
Перечень новых строек для федеральных нужд – государственная гарантия их непрерывного финансирования до завершения строительства в сроки. По переходящим стройкам уточнения вносятся с учетом хода строительства и степени готовности строительства.
В 10-дневный срок утвержденные проекты направляются в ЦБ, необходимые данные доводят до заинтересованных лиц. Эти данные сообщаются заказчикам, подрядчикам, финансирующим банкам.
Основа: безвозмездная (при отсутствии источников; господдержка) и возмездная.
Безвозмездная - для открытия финансирования государственные заказчики предоставляют документы:
1. графики проведения торгов;
2. выписки из перечня строек;
3. государственные контракты (договоры подряда) по строительству объектов для государственных нужд.
Финансирование открывается Минфином путем перечисления средств в течение месяца после утверждения объемов государственных централизованных вложений, перечня строек и объектов.
При открытии финансирования могут осуществляться авансовые выплаты, которые регулируются с учетом произведенных затрат.
Государственные заказчики в пределах сообщенных объемов финансирования получают бюджетные средства. Для этого предоставляются документы:
1. титульные списки строек с показателями на период и по годам;
2. государственные контракты, договоры подряда с указанием формы расчетов;
3. сводные сметные расчеты строительства;
4. заключения вневедомственных государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы;
5. уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.
Перечень финансируемых банков определяется федеральной комиссией по представлению Минфина с учетом мнения ЦБ и тд.
Если бюджетные средства предоставляются на возвратной основе, банки анализируют расчеты сроков возврата средств и % по ним.
Если не подтверждается реальность возврата средств и % по ним в сроки, а также задержка по вине заказчика (застройщика) заключившего договора, об этом сообщается в Минфин.
Банки финансируют стройки при наличии положительных заключительных государственных вневедомственных и экологических экспертиз.