Пенсионное страхование

Процесс старения населения воздействует на состав и структуру рабочей силы, структуру производства и потребления, но особенно на социальное обеспечение. Во мно­гих развитых странах старение населения остро ставит проблему поиска новых, негосу­дарственных источников финансирования пенсионного обеспечения.

Государственная пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату гра­жданам в целях:

• компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государст­венной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

• компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступ­ления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного за­коном возраста;

• предоставления средств к существованию нетрудоспособным гражданам.

Законодательную основу пенсионной реформы составили федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.01 № 166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.01 № 167-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01 № 173-ФЗ и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федера­ции» от 24.07.02 №111-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Эти законы устанавливают трудовые (по старости, инвалидности, потери кор­мильца) и социальные пенсии (для граждан, не имеющих права на трудовую пенсию).

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из следующих частей:

• базовая часть, обеспечиваемая половиной (50%) пенсионной части, посту­пающая из бюджета через службу распределения пенсий ПФР;

• страховая часть, обеспечиваемая примерно 35-50% пенсионной части, в зави­симости от возраста застрахованного), поступающая непосредственно из ПФР;

• накопительная часть, обеспечиваемая также пенсионной части (до 15% пенсиионной части в настоящее время, в дальнейшем будет увеличиваться за счет снижения страховой части в зависимости от возраста застрахованного), акку­мулируемая на индивидуальных лицевых счетах застрахованных в ПФР и негосу­дарственных пенсионных фондах по выбору застрахованного.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца включает только базовую и страхо­вые части.

Социальная пенсия устанавливается в определенном размере от базовой части трудовой пенсии по старости и инвалидности и финансируется аналогично ей.

Суммы страховых взносов в бюджет ПФР учитываются на индивидуальном лице­вом счете каждого застрахованного и позволяют рассчитать и назначить пенсию с учетом его индивидуального заработка.

Бюджет ПФР формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюд­жета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно сво­бодных средств, добровольных, не страховых взносов физических лиц и организаций и иных, не запрещенных законодательством источников.

В настоящее время выплачиваются только базовая и страховые части трудовой пенсии, а накопительную ее часть планируют выплачивать по мере завершения пенси­онной реформы в 2017 г.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком - ПФР. На­ряду с ПФР страховщиками могут являться негосударственные пенсионные фонды в по­рядке, предусмотренном законодательством. Страхователями являются все работодатели и граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, инди­видуальные предприниматели (включая частных детективов и частнопрактикую­щих нотариусов), физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Застрахованными по обязательному пенсионному страхованию являются гражда­не РФ, проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

• работающие по трудовому договору, договору гражданско-правового характера, авторскому и лицензионному договору;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой;

• являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

• работающие за пределами РФ в случае уплаты страховых взносов согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании...»;

• являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

• иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании...».

Право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется в случае уплаты страховых взносов. Гражданам, имеющим право на различные пенсии, устанавливается только одна из них по их выбору, кроме инвалидов вследствие военной травмы, участни­ков Великой Отечественной войны и других категорий, оговоренных в ст. 3 закона «О го­сударственном пенсионном обеспечении...».

Страховым риском в пенсионном страховании признается утрата застрахованным заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем признаются достижение пенси­онного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Базовые части трудовых пенсий постоянны для застрахованных данной категории и зависят только от возраста для пенсий по старости (при дожитии до 80 лет увеличива­ются), группы инвалидности для пенсий по инвалидности и числа иждивенцев для пен­сий по случаю потери кормильца. Страховые и накопительные части пенсий зависят от расчетного и накопленного пенсионного капитала каждого застрахованного. Таким обра­зом, в результате реформы планируется перейти от распределительного назначения пен­сий к накопительному, учитывающему индивидуальные заработки в течение трудовой жизни.

В соответствии со ст. 32 закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии...» застрахованный по обязательному пенсионно­му страхованию имеет право не чаще одного раза в год выбрать инвестиционный порт­фель (управляющую компанию), в том числе негосударственную, для управления нако­пительной частью своего лицевого счета в ПФР с целью максимизации будущей пенсии.

Государственное пенсионное обеспечение граждане могут дополнить, выбрав один или несколько вариантов системы негосударственного пенсионного обеспечения, включающей в себя банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

В большинстве развитых стран негосударственные пенсионные фонды получили широкое распространение. Обязательное пенсионное обеспечение, организуемое госу­дарством, как правило, гарантирует человеку лишь минимальный уровень компенсации потери его трудоспособности (в различных странах от 25 до 30% среднего заработка). Со­хранение дохода достигается при помощи дополнительного пенсионного обеспечения. Средний американец получает государственную пенсию в $300 - 600 и дополнительно до $3000 - 4000 из частных или корпоративных пенсионных фондов.

В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце про­шлого века оценивались примерно в $1,7 трлн.

Первые негосударственные пенсионные фонды в России были зарегистрированы еще в 1991 г. и не имели под собой законодательной базы. Федеральный закон «О негосу­дарственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ был принят лишь 8 апреля 1998 г.

Этот закон (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует право­вые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществле­нии деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе допус­ка обязательному пенсионному страхованию и ликвидации негосударственных пенсион­ных фондов, и устанавливает принципы государственного контроля за их деятельностью.

НПФ не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Так как управле­ние активами является предпринимательской деятельностью, то НПФ не вправе ею заниматься и поэтому должен передать эту работу специализированной компании. Дея­тельность фондов по передаче пенсионных резервов в управление не относится к пред­принимательской (ст. 25 Закона о НПФ).

Инвестирование пенсионных накоплений НПФ должны осуществлять исключи­тельно через управляющие компании. Договор с управляющей компанией должен стро­иться с учетом законодательных актов по доверительному управлению имуществом (траст). Эта компания несет имущественную ответственность перед своим пенсионным фондом за сохранность активов и их доходность. Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую.

Дополнительное пенсионное обеспечение организуется на основе пенсионных планов, включающих порядок и условия уплаты пенсионных взносов, организацию учета пенсионных накоплений и начисления инвестиционного дохода, условия и порядок оформления пенсионных выплат, возможности распоряжения пенсионными накопле­ниями и условия расторжения договора.

Основные характеристики пенсионных схем описываются в правилах фонда и ли­цензируются в договорах дополнительного пенсионного обеспечения, которые заключа­ются между фондом и участником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: