Инвестиционной деятельностью

ЛЕКЦИЯ 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1. Участие государства в регулировании инвестиционной деятельностью.

2. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельностью в стране.

-1-

Участие государства в регулировании инвестиционной деятельности выражается в следующем.

1. Государство выступает в качестве системообразующего фактора, так как создает единую нормативно-правовую базу для всех участ­ников инвестиционного процесса, включая и реализацию реаль­ных проектов.

2.Оно само является субъектом инвестиционной деятельности, вы­деляя бюджетные средства на конкурсной основе, непосредственным инвестором. Следует помнить, что государство не преследует в каче­стве основной цели инвестиционной деятельности получение макси­мальной прибыли от реальных проектов, на финансирование которых направляет бюджетные средства. При принятии инвестиционных решений государство руководствуется иными принципами, чем коммерческие организации при оценке эффективности проектов (например, достижение максимальной социальной и экологичес­кой эффективности).

3.Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рын­ке инвестиционных товаров, а также объем и структуру бюджет­ных инвестиций.

Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита или профицита федерального бюджета, структуры производства, платеже­способного спроса населения на товары и услуги и иных факторов), при­меняют те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров. При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: достижения конечных и промежуточных целей. Конечные (стратегические) цели определяют степень воздействия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на произ­водство. К ним можно отнести рост ВВП, увеличение занятости насе­ления, снижение темпов инфляции. Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулиро­вания пропорций между спросом и предложением на ресурсы в финан­совой и денежно-кредитной сферах и они могут быть представлены соотношение между спросом и предложением на капитал, процент­ные ставки по кредитам и депозитам, динамика денежной массы и др.

В условиях проведения реформ, а также кризиса регулирующая роль государства в инвестиционной деятельности возрастает, а в условиях стабильности и оживле­ния экономики — ослабевает.

-2-

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. В соответствии со ст. 11 названного Закона государственное регулирование включает:

♦ регулирование условий инвестиционной деятельности (кос­венное регулирование);

♦ прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воз­действия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектам инвестиционной деятельности спе­циальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального характера;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресур­сами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- расширения использования средств населения и иных вне­бюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной дея­тельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осу­ществлении кредитования;

- развития финансового лизинга в Российской Федерации;

- проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создания возможностей формирования субъектами инвести­ционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюдже­та и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вло­жений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ. Конкретными формами такого участия являются:

- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с ино­странными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

- формирование перечня строек и объектов технического пере­вооружения для федеральных государственных нужд и финансиро­вания их за счет средств федерального бюджета;

- предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

- размещение средств федерального бюджета и средств бюдже­тов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях сроч­ности, платности и возвратности;

- закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

- проведение экспертизы инвестиционных проектов в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации;

- защита российских организаций от поставок морально уста­ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких техноло­гий, оборудования, конструкций и материалов;

- разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осу­ществление контроля за их соблюдением;

- выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);

- вовлечение в инвестиционный процесс временно приоста­новленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

- предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 13 упомянутого Закона определяется порядок приня­тия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответст­вии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финан­сирование государственных капитальных вложений предусматрива­ются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целе­вых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путем проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата Российской Федерации.

Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвес­тиционных проектов производится в целях предотвращения созда­ния объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает тре­бованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: