Капитальных вложений

ЛЕКЦИЯ 5. ИНВЕСТИЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯНМЫЕ В ФОРМЕ

1. Состав и структура капитальных вложений

2. Чистая прибыль как источник финансирования капитальных

вложений. Амортизационные отчисления как источник финансирования капитальных вложений

3. Капитальные расходы федерального и регионального бюджетов

4. Прямые иностранные инвестиции как источник финансирования

капитальных вложений

-1-

Подавляющая часть реальных инвестиций представляет собой капитальные вложения. В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федера­ции, осуществляемой в форме капитальных вложений» дается опре­деление понятия капитальных вложений: капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и тех­ническое перевооружение действующих предприятий, приобрете­ние машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские и другие затраты.

Состав и структура капитальных вложений имеют большое значение для учета, анализа и в конечном счете для повышения эффективности капитальных вложений. Знание состава и структу­ры капитальных вложений позволяет представить их более деталь­но, получать объективную информацию о динамике капитальных вложений, определять тенденции их изменения и на этой основе формировать эффективную инвестиционную политику и влиять на ее реализацию как на макроуровне, так и на микроуровне.

Состав и структура капитальных вложений зависят:

♦от формы собственности;

♦от характера воспроизводства основных фондов;

♦от состава затрат;

♦от назначения капитальных вложений.

В зависимости от формы собственности различают:

♦государственные капитальные вложения;

♦капитальные вложения собственников (акционерных обществ, товариществ и др.).

Реализация государственных капитальных вложений тесно свя­зана с инвестиционной политикой государства, а реализация капитальных вложений других собственников — с конкретной инве­стиционной политикой инвесторов.

Государственные капитальные вложения по источникам финан­сирования подразделяются на централизованные и нецентрализо­ванные.

Централизованные государственные капитальные вложения осуще­ствляются государством, как правило, в новое строительство и круп­номасштабное расширение производства и финансируются главным образом за счет бюджета и внебюджетных фондов.

Нецентрализованные государственные капитальные вложения осу­ществляются государственными предприятиями и организациями, планируются ими самостоятельно и реализуются по своему усмот­рению за счет собственных или заемных средств.

По характеру воспроизводства основных фондов различают капи­тальные вложения, направляемые:

♦ на новое строительство;

♦ на расширение действующего производства;

♦ на реконструкцию;

♦ на техническое перевооружение действующих основных фон­дов предприятий.

Новое строительство осуществляется на новых площадях в соот­ветствии с вновь утвержденным проектом.

Расширение действующего производств предполагает строительство дополнительных производств на действующих предприятиях; строи­тельство новых либо расширение существующих цехов и объектов основного и обслуживающего производства, но в рамках территории действующего предприятия или на примыкающих к ней площадях.

Реконструкция действующего производства предусматривает: пере­устройство производства; его совершенствование, связанное с повы­шением технико-экономического уровня в целях увеличения произ­водственных мощностей; улучшение качества и изменение номен­клатуры продукции без увеличения численности работающих. Отличительная черта реконструкции состоит в том, что она прово­дится без строительства новых и расширения действующих цехов основного производства, но при этом могут создаваться и расши­ряться службы и цеха вспомогательного производства.

Техническое перевооружение действующих основных фондов предприя­тий— это проведение комплекса мероприятий по повышению тех­нико-экономического уровня отдельных производств, цехов или участ­ков производства на основе внедрения достижений научно-техни­ческого прогресса.

-2-

В составе собственных источников ведущее место занимают чистая при­быль и амортизационные отчисления. После уплаты налогов и других обязательных платежей из прибыли в бюджетный фонд государства у предприятий остается чистая прибыль. Часть ее предприятие вправе направить на финансирование капиталь­ных вложений. Эту часть прибыли можно использовать на долгосроч­ные инвестиции в составе фонда накопления или иного аналогичного фонда, создаваемого на предприятии.

В последние годы доля чистой прибыли в источниках финансирования капитальных вложений у средних и крупных предприятий России существенно не увеличивается, что связано с убыточной работой мно­гих из них (около 40% от общего количества). Часть чистой прибыли направляют на пополнение оборотного капитала в связи с дефицитом других источников финансирования. Чистую прибыль используют так­же на формирование резервного капитала и выплату дивидендов учре­дителями (участниками) акционерных обществ.

Амортизация по основным средствам и нематериальным активам — второй крупный и наиболее стабильный источник финансового обес­печения капитальных вложений. В отличие от прибыли данный источник не зависит от финансовых результатов деятельности предприя­тий. Амортизационные отчисления призваны обеспечивать не только простое, но и расширенное воспроизводство основного капитала. По экономической природе амортизация выражает постепенное списание стоимости основных средств и нематериальных активов, связанное с их физическим и моральным износом, на себестоимость продукции (работ, услуг).

Предприятие вправе использовать амортизационные отчисления на:

• приобретение машин и оборудования;

• модернизацию и обновление выпускаемой продукции для повы­шения уровня ее конкурентоспособности;

• реконструкцию и расширение действующего производства;

• приобретение нематериальных активов и др.

Однако многие предприятия расходуют эти средства с расчетного счета не по целевому назначению, например на пополнение материаль­но-производственных запасов.

Для более эффективного использования этих отчислений в каче­стве инвестиционного ресурса многие предприятия проводят соответ­ствующую амортизационную политику, включающую следующие эле­менты:

• выбор форм воспроизводства основного капитала;

• применение линейного и нелинейных способов начисления амор­тизации по основным средствам и нематериальным активам;

• определение приоритетных направлений использования аморти­зационных отчислений;

• учет амортизационных отчислений при оценке эффективности инвестиционных проектов в составе чистых денежных поступле­ний;

• проведение систематической переоценки основных средств с уче­том рыночной стоимости и изучение ее влияния на налогооблагае­мую прибыль и величину налога на имущество;

• определение сроков полезного использования основных средств;

• оценка эффективности амортизационной политики для установ­ления ее влияния на финансовые результаты, обновление основ­ного капитала и другие параметры хозяйственной деятельности.

-3-

Исходя из экономического содержания и назначения, расходы бюдже­тов систематизируют на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать финансовы­ми ресурсами инвестиционную деятельность субъектов хозяйствова­ния в рамках выделяемых им бюджетных ассигнований на соответству­ющий финансовый год.

В состав капитальных расходов бюджетов включают ассигнования на:

• инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

• предоставление бюджетных кредитов на инвестиционные цели юри­дическим лицам;

• проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные рас­ходы, связанные с воспроизводством основных средств, при осуще­ствлении которых создают или увеличивают имущество, находя­щееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

• иные расходы капитального характера.

Характерные особенности бюджетных инвестиций характеризуют сле­дующие положения:

• возможность предоставления средств на безвозвратной основе для финансирования проектов, включенных в федеральную адресную программу;

• участие государственных финансовых органов в процедуре фи­нансирования объектов, что гарантирует стабильное поступление средств;

• преобладание социальных приоритетов и значимости объектов для экономики РФ в целом и субъектов Федерации;

• строго целевой характер финансирования приоритетных инвести­ционных проектов конкретными получателями бюджетных средств;

• открытость и доступность информации о составлении и исполне­нии программы бюджетного финансирования инвестиционных про­ектов для государственных нужд.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено финансировать стройки и объекты двумя способами в порядке:

• безвозмездного предоставления средств стройкам и объектам для федеральных (государственных) нужд;

• размещения бюджетных средств для финансирования инвестици­онных проектов на условиях возвратности и платности в форме бюджетных кредитов.

Кроме того, государство взяло на себя ряд сопровождающих проце­дур: осуществление экспертизы проектов; защиту российских предпри­ятий от поставок морально устаревших, материалоемких и энергоем­ких технологий и оборудования; выпуск облигационных займов, в том числе гарантируемых целевых и др.

Аналогичные подходы и формы финансирования капитальных вло­жений установлены для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: