ЛЕКЦИЯ 5. ИНВЕСТИЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯНМЫЕ В ФОРМЕ
1. Состав и структура капитальных вложений
2. Чистая прибыль как источник финансирования капитальных
вложений. Амортизационные отчисления как источник финансирования капитальных вложений
3. Капитальные расходы федерального и регионального бюджетов
4. Прямые иностранные инвестиции как источник финансирования
капитальных вложений
-1-
Подавляющая часть реальных инвестиций представляет собой капитальные вложения. В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дается определение понятия капитальных вложений: капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские и другие затраты.
Состав и структура капитальных вложений имеют большое значение для учета, анализа и в конечном счете для повышения эффективности капитальных вложений. Знание состава и структуры капитальных вложений позволяет представить их более детально, получать объективную информацию о динамике капитальных вложений, определять тенденции их изменения и на этой основе формировать эффективную инвестиционную политику и влиять на ее реализацию как на макроуровне, так и на микроуровне.
|
|
Состав и структура капитальных вложений зависят:
♦от формы собственности;
♦от характера воспроизводства основных фондов;
♦от состава затрат;
♦от назначения капитальных вложений.
В зависимости от формы собственности различают:
♦государственные капитальные вложения;
♦капитальные вложения собственников (акционерных обществ, товариществ и др.).
Реализация государственных капитальных вложений тесно связана с инвестиционной политикой государства, а реализация капитальных вложений других собственников — с конкретной инвестиционной политикой инвесторов.
Государственные капитальные вложения по источникам финансирования подразделяются на централизованные и нецентрализованные.
Централизованные государственные капитальные вложения осуществляются государством, как правило, в новое строительство и крупномасштабное расширение производства и финансируются главным образом за счет бюджета и внебюджетных фондов.
Нецентрализованные государственные капитальные вложения осуществляются государственными предприятиями и организациями, планируются ими самостоятельно и реализуются по своему усмотрению за счет собственных или заемных средств.
|
|
По характеру воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения, направляемые:
♦ на новое строительство;
♦ на расширение действующего производства;
♦ на реконструкцию;
♦ на техническое перевооружение действующих основных фондов предприятий.
Новое строительство осуществляется на новых площадях в соответствии с вновь утвержденным проектом.
Расширение действующего производств предполагает строительство дополнительных производств на действующих предприятиях; строительство новых либо расширение существующих цехов и объектов основного и обслуживающего производства, но в рамках территории действующего предприятия или на примыкающих к ней площадях.
Реконструкция действующего производства предусматривает: переустройство производства; его совершенствование, связанное с повышением технико-экономического уровня в целях увеличения производственных мощностей; улучшение качества и изменение номенклатуры продукции без увеличения численности работающих. Отличительная черта реконструкции состоит в том, что она проводится без строительства новых и расширения действующих цехов основного производства, но при этом могут создаваться и расширяться службы и цеха вспомогательного производства.
Техническое перевооружение действующих основных фондов предприятий— это проведение комплекса мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов или участков производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса.
-2-
В составе собственных источников ведущее место занимают чистая прибыль и амортизационные отчисления. После уплаты налогов и других обязательных платежей из прибыли в бюджетный фонд государства у предприятий остается чистая прибыль. Часть ее предприятие вправе направить на финансирование капитальных вложений. Эту часть прибыли можно использовать на долгосрочные инвестиции в составе фонда накопления или иного аналогичного фонда, создаваемого на предприятии.
В последние годы доля чистой прибыли в источниках финансирования капитальных вложений у средних и крупных предприятий России существенно не увеличивается, что связано с убыточной работой многих из них (около 40% от общего количества). Часть чистой прибыли направляют на пополнение оборотного капитала в связи с дефицитом других источников финансирования. Чистую прибыль используют также на формирование резервного капитала и выплату дивидендов учредителями (участниками) акционерных обществ.
Амортизация по основным средствам и нематериальным активам — второй крупный и наиболее стабильный источник финансового обеспечения капитальных вложений. В отличие от прибыли данный источник не зависит от финансовых результатов деятельности предприятий. Амортизационные отчисления призваны обеспечивать не только простое, но и расширенное воспроизводство основного капитала. По экономической природе амортизация выражает постепенное списание стоимости основных средств и нематериальных активов, связанное с их физическим и моральным износом, на себестоимость продукции (работ, услуг).
Предприятие вправе использовать амортизационные отчисления на:
• приобретение машин и оборудования;
• модернизацию и обновление выпускаемой продукции для повышения уровня ее конкурентоспособности;
• реконструкцию и расширение действующего производства;
• приобретение нематериальных активов и др.
Однако многие предприятия расходуют эти средства с расчетного счета не по целевому назначению, например на пополнение материально-производственных запасов.
|
|
Для более эффективного использования этих отчислений в качестве инвестиционного ресурса многие предприятия проводят соответствующую амортизационную политику, включающую следующие элементы:
• выбор форм воспроизводства основного капитала;
• применение линейного и нелинейных способов начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
• определение приоритетных направлений использования амортизационных отчислений;
• учет амортизационных отчислений при оценке эффективности инвестиционных проектов в составе чистых денежных поступлений;
• проведение систематической переоценки основных средств с учетом рыночной стоимости и изучение ее влияния на налогооблагаемую прибыль и величину налога на имущество;
• определение сроков полезного использования основных средств;
• оценка эффективности амортизационной политики для установления ее влияния на финансовые результаты, обновление основного капитала и другие параметры хозяйственной деятельности.
-3-
Исходя из экономического содержания и назначения, расходы бюджетов систематизируют на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать финансовыми ресурсами инвестиционную деятельность субъектов хозяйствования в рамках выделяемых им бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
В состав капитальных расходов бюджетов включают ассигнования на:
• инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
• предоставление бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
• проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с воспроизводством основных средств, при осуществлении которых создают или увеличивают имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
• иные расходы капитального характера.
Характерные особенности бюджетных инвестиций характеризуют следующие положения:
|
|
• возможность предоставления средств на безвозвратной основе для финансирования проектов, включенных в федеральную адресную программу;
• участие государственных финансовых органов в процедуре финансирования объектов, что гарантирует стабильное поступление средств;
• преобладание социальных приоритетов и значимости объектов для экономики РФ в целом и субъектов Федерации;
• строго целевой характер финансирования приоритетных инвестиционных проектов конкретными получателями бюджетных средств;
• открытость и доступность информации о составлении и исполнении программы бюджетного финансирования инвестиционных проектов для государственных нужд.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено финансировать стройки и объекты двумя способами в порядке:
• безвозмездного предоставления средств стройкам и объектам для федеральных (государственных) нужд;
• размещения бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и платности в форме бюджетных кредитов.
Кроме того, государство взяло на себя ряд сопровождающих процедур: осуществление экспертизы проектов; защиту российских предприятий от поставок морально устаревших, материалоемких и энергоемких технологий и оборудования; выпуск облигационных займов, в том числе гарантируемых целевых и др.
Аналогичные подходы и формы финансирования капитальных вложений установлены для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.