ЛЕКЦИЯ 4. ГОСУДАРСТВННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ
1. Инвестиционная стратегия, политика и роль государства в управлении инвестиционным процессом.
2. Голь государства в формировании благоприятного инвестиционного климата в России.
3. Направления совершенствования инвестиционной политики на федеральном уровне.
-1-
К настоящему времени в научной литературе сложились два подхода к определению стратегии деятельности. Одними авторами она рассматривается как процесс формирования системы долгосрочных целей и выбора наиболее эффективных путей их достижения, другими — как набор правил для принятия решений при руководстве или как средство достижения целей.
Процесс формирования инвестиционной стратегии можно разбить на отдельные этапы:
1. формирование стратегической цели;
2. разработка эффективных способов реализации целей;
3. разработка стратегических направлений и стратегии формирования ресурсов;
4. определение сроков и периодов реализации;
5. оценка инвестиционной стратегии.
Инвестиционная политика как один из инструментов достижения целей экономического роста должна играть важную роль в управлении экономикой и решать вопросы, связанные с потоками финансовых средств, в соответствии с государственными интересами в данных социально-экономических условиях. Сферой инвестиционной политики являются финансовые средства, направляемые на воспроизводство и развитие. На практике инвестиционную политику осуществляют органы государственной и политической власти, в лице которых государство выступает субъектом первого уровня управления инвестиционным процессом. Инвестиционные фонды, банки, корпорации, концерны и прочие участники того же процесса выполняют роль субъектов второго уровня разработки инвестиционной политики.
Объектом инвестиционной политики служит весь комплекс отраслей национальной экономики, обеспечивающий воспроизводственный процесс и научно-техническое развитие общества.
Целью инвестиционной политики может быть развитие тех или иных структур общественного производства до уровня, обеспечивающего стабилизацию экономики и ее дальнейший экономический рост. Без определения стратегических целей инвестиционная политика малоэффективна. Стратегические цели должны быть достаточно четко и конкретно сформулированными, крупномасштабными и долгосрочными. При этом инвестиционная политика не может функционировать самостоятельно, в отрыве от социальной и экономической политики государства.
-2-
Инвестиции выполняют важную роль в национальной экономике, обеспечивая в долгосрочной перспективе высокие темпы ее развития, что во многом определяется уровнем инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной деятельности. Большое значение при этом имеет правовое регулирование экономических процессов. Главным фактором в этой области служат системы гарантий, так как осуществление инвестиций связано с известным риском. Возможность некоммерческих рисков увеличивается при экономической и политической нестабильности в стране. Серьезную опасность представляет национализация (реквизиция, конфискация) — отчуждение собственности инвестора и переход ее в собственность государства, а также применение иных мер принудительного характера. Все это делает актуальным вопрос о гарантиях и требует его отражения во внутреннем законодательстве и международных договорах.
Исходя из действующего законодательства гарантии можно разделить на следующие группы:
-от изменения законодательства;
-от национализации и реквизиции (неприменения принудительных мер);
-от потерь в случае прекращения инвестиционной деятельности (отсутствует в России);
-от операций с иностранной валютой; от возможностей реинвестиций;
-от причинения убытков; обеспечения доходов и прибылей.
Создание более благоприятного инвестиционного климата в стране необходимо связать с правовым регулированием данной сферы деятельности. Важнейшим стимулом развития инвестиционной деятельности являются обеспечение государством гарантий прав инвесторов и предоставление им налоговых и
Для инвесторов особую роль играют формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, закрепленные в национальном законодательстве. Основные из них:
- регулирование сфер и объектов инвестирования;
- регулирование амортизационной политики;
- налоговое регулирование;
- регулирование финансовых инвестиций;
- регулирование кредитной политики и финансовой помощи;
- экспертиза и отбор инвестиционных проектов;
- регулирование антимонопольной деятельности;
- обеспечение защиты инвестиций;
- регулирование и соблюдение норм и стандартов;
- регулирование управления государственными инвестициями;
- регулирование пользования земельными и природными ресурсами.
-3-
Инвестиционная политика отражает сложную и целостную систему отношений, выражаемых через стратегические цели, задачи и тактические приемы их достижения, в которой государство является субъектом стимулирования объемов, интенсивности и структуры вложений независимо от источников их происхождения. Проведенное исследование сложившейся ситуации в инвестиционной сфере РФ показывает, что сегодня требуется принятие активных мер по поддержанию и стимулированию инвестиционной активности. Этот процесс можно разделить на два этапа: формирование условий простого воспроизводства и стимулирование инвестиционной активности. Поэтапная реализация комплекса таких мер позволит сначала создать благоприятные условия на уровне всей национальной экономики, а затем осуществить переход на региональный уровень.
На макроуровне необходимы мероприятия, влияющие на схему перелива капиталов. К ним следует отнести:
-ужесточение контроля за импортом;
-введение порядка экспорта с увеличением в идеале до 100 % продажи валютной выручки на внутреннем рынке;
-проведение инвестиционных конкурсов среди коммерческих банков при продаже им государственных пакетов акций;
-увязывание ставки налога на прибыль банков с долей выданных им долгосрочных кредитов;
-оказание помощи банкам в процедуре санации только в том случае, если производится инвестирование в реальный сектор экономики;
-усиление ответственности банков за неправомерное использование средств клиентов;
-увеличение разрыва между ставками налогов на прибыль от основной деятельности и на доходы от торгово-финансовых операций;
-введение прогрессивных ставок налогообложения прибыли торговых организаций;
-использование государственных ценных бумаг с низкой ставкой дохода при длительном сроке их обращения;
-использование выручки от продажи государственных ценных бумаг преимущественно для государственного финансирования инвестиций в перспективных отраслях экономики вместо покрытия текущих дефицитов;
-контроль за целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на инвестиционные программы;
-формирование инновационной инфраструктуры — консалтинговых фирм, страховых компаний, научно-технических центров, лизинговых компаний — при активном участии государства.
Первый этап должен завершиться выходом из финансового кризиса, восстановлением всех утраченных источников пополнения бюджета, укреплением платежеспособности предприятий по заработной плате, поставкам продукции и обязательствам перед банками и государством.
Главной задачей второго этапа должно стать формирование предпосылок к созданию благоприятного инвестиционного климата в стране с учетом всех его составляющих, что подразумевает развитие системы связанных рынков. Прежде всего, необходимо провести оценку всех видов рисков. Нужно снижать риски путем введения государственных гарантий защиты инвесторов от некоммерческих рисков, активнее привлекать для этого иностранный капитал.
Создание благоприятного инвестиционного климата сопровождается минимизацией рисков в регионах и в целом по стране, а это позволяет повысить мобильность капиталов и рабочей силы, защищенность инвестиций, стабилизировать социально-экономическую ситуацию.