Политика

ЛЕКЦИЯ 4. ГОСУДАРСТВННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ

1. Инвестиционная стратегия, политика и роль государства в управлении инвестиционным процессом.

2. Голь государства в формировании благоприятного инвестиционного климата в России.

3. Направления совершенствования инвестиционной политики на федеральном уровне.

-1-

К настоящему времени в научной литературе сложились два подхода к определению стратегии деятельности. Одними авторами она рассматривается как про­цесс формирования системы долгосрочных целей и выбора наи­более эффективных путей их достижения, другими — как на­бор правил для принятия решений при руководстве или как средство достижения целей.

Процесс формирования инвестиционной стратегии можно разбить на отдельные этапы:

1. формирование стратегической цели;

2. разработка эффективных способов реализации целей;

3. разработка стратегических направлений и стратегии формирования ресурсов;

4. определение сроков и периодов реализации;

5. оценка инвестиционной стратегии.

Инвестиционная политика как один из инструментов достижения целей экономического роста долж­на играть важную роль в управлении экономикой и решать вопросы, связанные с потоками финансовых средств, в соот­ветствии с государственными интересами в данных социаль­но-экономических условиях. Сферой инвестиционной политики являют­ся финансовые средства, направляемые на воспроизводство и развитие. На практике инвестиционную полити­ку осуществляют органы государственной и политической вла­сти, в лице которых государство выступает субъектом первого уровня управления инвестиционным процессом. Инвестици­онные фонды, банки, корпорации, концерны и прочие участники того же процесса выполняют роль субъектов второго уровня разработки инвестиционной поли­тики.

Объектом инвестиционной политики служит весь комплекс отраслей национальной экономики, обеспечивающий воспроиз­водственный процесс и научно-техническое развитие общества.

Целью инвестиционной политики может быть развитие тех или иных структур обще­ственного производства до уровня, обеспечивающего стабили­зацию экономики и ее дальнейший экономический рост. Без определения стратегических целей инвестиционная политика малоэффективна. Стратегические цели должны быть достаточно четко и кон­кретно сформулированными, крупномасштабными и долгосроч­ными. При этом инвестиционная политика не может функци­онировать самостоятельно, в отрыве от социальной и экономи­ческой политики государства.

-2-

Инвестиции выполняют важную роль в национальной экономике, обеспечивая в долгосрочной перспективе высокие темпы ее развития, что во многом определяется уровнем инве­стиционной активности и диапазоном инвестиционной деятель­ности. Большое значение при этом имеет правовое регулиро­вание экономических процессов. Главным фак­тором в этой области служат системы гарантий, так как осуще­ствление инвестиций связано с известным риском. Возмож­ность некоммерческих рисков увеличивается при экономиче­ской и политической нестабильности в стране. Серьезную опас­ность представляет национализация (реквизиция, конфиска­ция) — отчуждение собственности инвестора и переход ее в собственность государства, а также применение иных мер при­нудительного характера. Все это делает актуальным вопрос о гарантиях и требует его отражения во внутреннем законода­тельстве и международных договорах.

Исходя из действующего законодательства гарантии мож­но разделить на следующие группы:

-от изменения законода­тельства;

-от национализации и реквизиции (неприменения принудительных мер);

-от потерь в случае прекращения инве­стиционной деятельности (отсутствует в России);

-от операций с иностранной валютой; от возможностей реинвестиций;

-от причинения убытков; обеспечения доходов и прибылей.

Создание более благоприятного инвестиционного климата в стране необходимо связать с правовым регулированием дан­ной сферы деятельности. Важнейшим стимулом развития инвестиционной деятель­ности являются обеспечение государством гарантий прав ин­весторов и предоставление им налоговых и

Для инвесторов особую роль играют формы государствен­ного регулирования инвестиционной деятельности, закрепленные в национальном законодательстве. Основные из них:

- регулирование сфер и объектов инвестирования;

- регулирование амортизационной политики;

- налоговое регулирование;

- регулирование финансовых инвестиций;

- регулирование кредитной политики и финансовой помощи;

- экспертиза и отбор инвестиционных проектов;

- регулирование антимонопольной деятельности;

- обеспечение защиты инвестиций;

- регулирование и соблюдение норм и стандартов;

- регулирование управления государственными инвестициями;

- регулирование пользования земельными и природными ресурсами.

-3-

Инвестиционная политика отражает сложную и целостную систему отношений, выражаемых через стратегические цели, задачи и тактические приемы их достижения, в которой госу­дарство является субъектом стимулирования объемов, интен­сивности и структуры вложений независимо от источников их происхождения. Проведенное исследование сложившейся си­туации в инвестиционной сфере РФ показывает, что сегодня требуется принятие активных мер по поддержанию и стиму­лированию инвестиционной активности. Этот процесс можно разделить на два этапа: формирование условий простого вос­производства и стимулирование инвестиционной активности. Поэтапная реализация комплекса таких мер позволит снача­ла создать благоприятные условия на уровне всей националь­ной экономики, а затем осуществить переход на региональный уровень.

На макроуровне необходимы мероприятия, влияющие на схему перелива капиталов. К ним следует отне­сти:

-ужесточение контроля за импортом;

-введение порядка экспорта с увеличением в идеале до 100 % продажи валютной выручки на внутреннем рынке;

-проведение инвестиционных конкурсов среди коммер­ческих банков при продаже им государственных пакетов ак­ций;

-увязывание ставки налога на прибыль банков с долей выданных им долгосрочных кредитов;

-оказание помощи банкам в процедуре санации только в том случае, если производится инвестирование в реальный сек­тор экономики;

-усиление ответственности банков за неправомерное использование средств клиентов;

-увеличение разрыва между ставками налогов на при­быль от основной деятельности и на доходы от торгово-финансовых операций;

-введение прогрессивных ставок налогообложения при­были торговых организаций;

-использование государственных ценных бумаг с низкой ставкой дохода при длительном сроке их обращения;

-использование выручки от продажи государственных ценных бумаг преимущественно для государственного финан­сирования инвестиций в перспективных отраслях экономики вместо покрытия текущих дефицитов;

-контроль за целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на инвестиционные программы;

-формирование инновационной инфраструктуры — кон­салтинговых фирм, страховых компаний, научно-технических центров, лизин­говых компаний — при активном участии государства.

Первый этап должен завершиться выходом из финансово­го кризиса, восстановлением всех утраченных источников по­полнения бюджета, укреплением платежеспособности предпри­ятий по заработной плате, поставкам продукции и обязатель­ствам перед банками и государством.

Главной задачей второго этапа должно стать формирова­ние предпосылок к созданию благоприятного инвестиционного климата в стране с учетом всех его составляющих, что под­разумевает развитие системы связанных рынков. Прежде всего, необходимо провести оценку всех видов рисков. Нужно снижать риски путем введения государственных гарантий за­щиты инвесторов от некоммерческих рисков, активнее привле­кать для этого иностранный капитал.

Создание благоприятного инвестиционного климата сопро­вождается минимизацией рисков в регионах и в целом по стране, а это позволяет повысить мобильность капиталов и рабочей силы, защищенность инвестиций, стабилизировать социально-экономическую ситуацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: