Классификация инвестиционных проектов //Ковалёв 21
Независимыми называются проекты, если решение о принятии одного из них не влияет на решении о принятии другого;
Альтернативные проекты – принятие одного из них автоматически означает, что оставшиеся должны быть отвергнуты;
Проекты связаны между собой отношениями комплементарности, если принятие нового проекта способствует росту дохода по одному или нескольким другим проектам;
Проекты связаны отношениями замещения, если принятие нового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам;
Ординарный проект – состоит из исходной инвестиции, сделанной единовременно или в течение нескольких последовательных базовых периодов, и последующих притоков денежных средств;
Неординарный проект –притоки денежных средств чередуются в любой последовательности с их оттоками;
Одним из важных аспектов инвестиционной политики является определение стратегии развития, выделение приоритетных направлений вложения средств исходя из их ограниченности.
|
|
Анализ международной практики показывает, что в первую очередь осущетсвляются обязательные инвестиции – это вложения, которые необходимы, чтобы предприятие вообще могло продолжать свою деятельность. Затем вкладываются средства в проекты по снижению издержек, расширению и обновлению самого предприятия. Можно выделить четыре группы проектов:
1. Проекты, связанные с соблюдением требований техники безопасности, с природоохранными мероприятиями, социальными условиями;
2. Проекты по снижению эксплуатационных или производственных издержек, т.е. вложения в замену оборудования;
3. Проекты расширения существующих производственных мощностей;
4. Проекты производства новых видов продукции или создания новых предприятий.
2. Структура инвестиционного проекта
Иерархия инвестиционных целей (в порядке убывания) выглядит следующим образом:
1. Прибыльность инвестиционного мероприятия определяется как норма прибыли на инвестиции. Капитальные вложения осуществляются только в том случае, если прибыль от них достигает определенного, заранее задаваемого минимума.
2. Рост фирмы путем ежегодного увеличения торгового оборота и доли контролируемого ею рынка.
3. Поддержание высокой репутации фирмы среди потребителей и сохранение контролируемой доли рынка.
4. Достижение высокой производительности труда.
5. Производство новой продукции.
Разработка и реализация инвестиционного проекта (в первую очередь производственной направленности) проходит длительный путь от идеи до выпуска продукции. В условиях рынка этот период принято рассматривать как цикл инвестиционного проекта (или "инвестиционный цикл"), охватывающий три фазы:
|
|
— прединвестиционную (предварительные исследования до окончательного принятия инвестиционного решения);
— инвестиционную (проектирование, договор, подряд, строительство);
— производственную (фаза хозяйственной деятельности предприятия).
В свою очередь эти фазы разделяются на стадии и этапы, которым соответствуют свои цели, методы и механизмы реализации (более детально — см. табл. 1).
Т а б л и ц а 1 Схема цикла инвестиционного проекта
Фаза | Стадия | Этап | Цели | |
I. Прединвестиционная | а) Анализ возможностей | 1. Определение инвестиционных возможностей | Начало мобилизации инвестиционных фондов путем снабжения информацией о вновь обнаруженных инвестиционных возможностях потенциальных инвесторов | |
Агрегированная оценка, исходя из существующих сравнимых проектов | на основе анализа природных ресурсов, существующей структуры сельского хозяйства, потенциального спроса на некоторые потребительские товары, статей импорта для замещения внутренним производством, влияния на окружающую среду вновь создаваемых отраслей, возможных взаимосвязей с другими секторами национальной и зарубежной экономики, возможностей диверсификации, общей инвестиционной конъюнктуры, промышленной политики, возможностей экспорта, обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами. | |||
2. Анализ общих возможностей (макроподход) | Три типа анализа: - региональный — цель — определение возможностей конкретного региона; - отраслевой — цель — выявление возможностей ограниченного сектора экономики; - ресурсный — цель — обнаружение возможностей, связанных с использованием природных ресурсов, сельскохозяйственной или промышленной продукции. Цель этапа — привлечение внимания к конкретным инвестиционным предложениям. | |||
3. Анализ возможностей конкретного проекта (микроподход). | Стимулирование реакции инвестора для трансформации идеи проекта в ясно выраженное инвестиционное предложение (выборочный список продуктов с данными по каждому продукту, до полненный информацией об организационных и юридических процедурах). | |||
б) Подготовка обоснования | 1. Предварительное обоснование | 1. Определение (подтверждение или опровержение) 4-х критериев: — инвестиционные возможности столь многообещающи, что решение об инвестировании может быть принято на основании информации, полученной на стадии предварительного обосновании; — какие-то аспекты проекта имеют решающее значение для его эффективности и требуют глубокого изучения посредством функциональных или вспомогательных, исследований (см. ниже п. 2); — имеющейся информации достаточно, чтобы определить, является ли идея проекта нежизнеспособной или она достаточно привлекательна для конкретного инвестора (группы инвесторов); — состояние окружающей среды в месте предполагаемого размещения производства и потенциальное воздействие на нее проектируемого производственного процесса соответствует национальным стандартам. 2. Обзор имеющихся альтернатив по главным компонентам обоснования (см. табл. 4 — разделы ТЭО). | ||
2. Вспомогательные (функциональные) исследования | Более детальная проработка какого-либо конкретного аспекта проекта, особенно для крупномасштабных инвестиционных предложений. Классификация исследований: — Изучение рынка товаров, которые будут производиться, включая прогнозирование спроса на рынке с учетом ожидаемого проникновения на рынок. — Изучение сырья и материалов, охватывающее уровень доступности, а также существующие и прогнозируемые изменения цен на эти материалы. — Лабораторные и экспериментальные испытания, не обходимые для определения пригодности конкретных видов сырья. — Изучение мест размещения, в особенности для проектов, в которых транспортные расходы могут быть определяющим фактором. | |||
- Анализ техногенного и экономического воздействия на окружающую среду (оценка текущего состояния окружаю щей среды на территории, окружающей предполагаемое место расположения проекта; оценка малоотходных, ресурсосберегающих или природоохранных технологий; определение альтернативных площадок; оценка альтернативных видов сырья). — Исследование оптимальных масштабов производства, связанных с выбором альтернативных технологий, с определением соответствующих инвестиционных и производственных издержек и цены на проектируемую продукцию. — Выбор оборудования (только для крупных предприятий) с учетом числа и возможностей поставщиков и объемов соответствующих затрат на альтернативной основе. Заказ оборудования обычно осуществляется в течение инвестиционной фазы. | ||||
3. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) см. табл.3 | Принятие окончательного решения о том, имеются ли коммерческие, технические, экономические и экологические предпосылки для осуществления проекта и следует ли его переводить в инвестиционную фазу. | |||
в) Оценка проекта и решение об инвестициях | 1. Оценочный отчет | Фиксация окончательного решения об инвестировании, принятого лицами, поддерживающими проект. Оценка проекта проводится национальными или международными банковскими организациями по техническому, рыночному, управленческому, организационному, финансовому и другим аспектам. | ||
2. Поддержка инвестиционных проектов | 1. Определение потенциальных источников финансирования 2. Создание специализированных национальных органов стимулирования и развития 3. Организационные мероприятия | |||
Фаза | Стадия | Этап |
II Инвестиционная | а) Создание юридического, финансового и организационного базиса. Приобретение и передача технологии | 1. Подготовка учредительных документов 2. Выбор организационной структуры управления 3. Приобретение технологии |
б) Детальное проектирование. Котракта- Ция | 1. Подготовка территории строительства 2. Окончательный выбор технологии и оборудования. 3. Строительное планирование 4. Календарное планирование сроков производственного строительства. 5. Подготовка необходимых документов, чертежей, выполненных в масштабе, и других схем (планировок) 6. Тендеринг (объявление торгов) 7. Оценка предложений 8. Переговоры и контрактация (подписание контрактов) между инвестором и финансирующими консультационными и архитектурными организациями, а также поставщиками сырья | |
в) Строительство | 1. Покупка земли 2. Строительные работы вместе с установкой и монтажом оборудования в соответствии с заданной программой и графиком 3. Сдача в эксплуатацию | |
г) Предпроизводственный маркетинг | 1. Маркетинговые приготовления для подготовки рынка к новым продуктам | |
2. Обеспечение критического уровня поставок (маркетинг поставок) | ||
д) Набор и обучение персонала | ||
е) Ввод в эксплуатацию | ||
III. Производственная | Хозяйственная деятельность предприятия |
В течение прединвестиционной фазы изучаются возможности будущего проекта и фирмой принимается предварительное решение об инвестициях. Здесь заказчик (фирма-инвестор или организатор проекта) выбирает управляющего проектом. Изучение различных вариантов проекта осуществляется либо собственными силами заказчика, либо специализированными консультационными фирмами и включает первоначальные оценки издержек, изучение альтернативных вариантов конструктивных особенностей проекта и строительной площадки и т.д., а также рассмотрение различных вариантов инвестиционных решений. Заканчивается первая фаза окончательным решением об инвестировании проекта, которое принимает либо заказчик (управляющий проектом), либо инвесторы и финансовые институты, а также составлением программы финансирования проекта.
|
|
|
|
Вторая фаза — инвестиционная — включает: отбор проектной фирмы или фирмы, управляющей строительством, подготовку проектных чертежей и моделей проекта, получение заказчиком от правительственных учреждений разрешения на строительство, подготовку детализированных расчетов стоимости, подготовку предварительных планов для проектных и строительных работ, окончание подготовки строительной площадки, подготовку детальных чертежей и спецификаций, выбора генерального подрядчика и строительного управляющего. Затем происходит выбор подрядчика и субподрядчиков, утверждается план платежей генеральному подрядчику, приобретаются краткосрочные строительные займы для оплаты субподрядчиков и поставщиков необходимых компонентов и т.д. Для надзора за строительством, помимо генерального подрядчика, может быть привлечен представитель заказчика или правительственный инспектор.
Третья фаза — производственная — включает хозяйственную деятельность предприятия.
Быстрое обновление технологий и продукции в современных условиях требует гибкости, постоянной модернизации производства, экономического механизма и механизма управления инвестиционным проектом, которые бы обеспечивали целостный подход, координацию и взаимодействие на всех этапах инвестиционного цикла между заказчиками, проектировщиками и строителями. Создание прогрессивных систем управления требует совершенствования контрактных систем, изменения организационных структур, развития инфраструктур по обслуживанию инвестиционных проектов на всех этапах их реализации (консультационные, инжиниринговые, информационные и др. службы), совершенствования технологии проектирования. Сейчас в экономическом механизме управления инвестиционным циклом существуют достаточно разнообразные организационные и контрактные системы. Формы этих систем можно отнести к двум типам: прогрессивным и традиционным.
Для традиционной формы управления проектом характерна относительная разобщенность фаз и этапов как организационно, так и во времени. Объединяющим звеном здесь выступает заказчик, который берет на себя функции управления, тем самым активно влияя на ход реализации проекта. Обычно в случаях, когда к проекту предъявляются специальные или сугубо индивидуальные требования в отношении качества, архитектурной выразительности, уникальности проектных решений и т.п. (театры, концертные залы, жилые дома, некоторые объекты инфраструктуры), заказчик сам выбирает проектную фирму, заключает с ней контракт, а законченный проект сам передает подрядной строительной фирме, победившей на открытых "торгах" (тендер). В зависимости от своей компетентности заказчик широко или ограниченно использует услуги консультационных фирм. В настоящее время такой тип организации и управления проектами резко сокращается.
Критерии и методы оценки инвестиционных проектов. Состоятельность проектов. Критические точки и анализ чувствительности. Затраты упущенных возможностей, методы определения альтернативной стоимости вложений. Виды эффективности инвестиций. Оценка инвестиционного проекта в целом и оценка участия в проекте. Бюджетная эффективность и социальные результаты реализации инвестиционных проектов. Информация, предоставляемая для обоснования экономической эффективности инвестиций. Область применения различных критериев. Универсальные критерии. Ранжирование критериев по степени значимости в зависимости от индивидуальных особенностей проекта. Выделение определяющего критерия.