Основные мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть юношескую лирику, то основной её мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны ещё в романтическом свете. Первоначально лирическое “я” Л. ещё во многом условно. Его своеобразие – в автобиографических событиях: разлука с отцом, лирическая передача впечатлений:

Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть. Особенностью ранней лирики становится синхронность переживания. Это придаёт единство лирике.

В зрелой лирике герой Л.-ва по-прежнему чужд обществу. Он не может удовлетвориться. Но герой зрелой лирики становится ближе к людям и более земным по своим переживаниям. Л. оборачивается к народной жизни, видит крестьянскую Россию, её природу. Таково стихотворение “Родина”: «Но я люблю – за что, не знаю сам – /Её степей холодное молчанье, / Её лесов колыханье, / Разливы рек её, подобные морям…».

Но всё же осн. мотивом лирики Лермонтова яв-ся мотив одиночества и тоски, пронизывающей все стихотворения. Это объясняется тем, что лирика Лермонтова обозначила послепушкинский этап в развитии рус. поэзии, время реакции, когда передовая дворянская интеллигенция, немирившаяся с отсутствием духовной свободы, была лишена возможности открытой борьбы.

25. Поэмы Лермонтова «Мцыри» «Демон».

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах». А в грузинском языке это слово имеет смысл, как: пришелец, чужеземец, одинокий человек. Прикоснуться к родной земле – вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных монастырских стенах, «в тюрьме воспитанный цветок…» Как сон, проносились перед ним воспоминания о родных горах, вставал образ отца, отважного воина с гордым взором. Решив во чтобы то ни стало найти путь домой, Мцыри убегает из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле, трепещущие от страха монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой.

Ещё ближе узнаём мы этого юношу «могучего духа» в битве с барсом. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Из этой борьбы он выходит победителем. Сцена с барсом является здесь такой же центральной. На вопросы монаха, что делал он на воле, Мцыри отвечает: жил! А на вопрос, что он видел за стенами монастыря, рисует яркую картину поразившей его своей красотой земли. Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.

Гимн высокой «пламенной страсти», гимн романтическому горению - вот что такое поэма «Мцыри». В поэме «Мцыри» действие развивается в двух планах: тоска по идеалу, романтическая мечта о далёкой прекрасной, неведомой родине, - и реальные блуждания мальчика-горца, бежавшего из монастыря. Его герой отказывается во имя земной родины от блаженства в раю.

«Демон». Поэт начал писать поэму, когда ему было всего лишь 15 лет.

В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. Бог в поэме - это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон - враг этого тирана. Бог незримо присутствует в поэме, он действующее лицо, хотя и эфемерное. О нем постоянно говорят, вспоминают, обвиняют в преступлениях, совершаемых на земле, т.к. он сотворил преступников. Азраил, как и Демон, - изгнанник, “существо сильное, но побежденное”. Он наказан не за бунт, а только за мгновенный ропот. Ему было скучно одному. Он упрекнул Бога в том, что тот создал его раньше людей. Бог тотчас наказал Азраила. Демон же наказан не только за ропот. Его вина страшнее. Бог испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за все зло во всем мир. Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара оживила “немой души его пустыню”.

В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывая большие человеческие чувства. Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его Бог. Что же так привлекло Демона в Тамаре? Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на такую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон.

26. Драматургия Лермонтова ("Маскарад").
В пьесе изображен Петербург 30-х гг. XIX в. - средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой, маскарадами. «Маскарад» – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях. В центре внимания автора – проблема личности, раздумья о судьбе человека. Основа личности Арбенина - мощная энергия отрицания. Пережив крушение юношеских идеалов, познав всю низость порока, герой восстает против самого себя, надеясь начать новую жизнь, обрести нравственную опору в любви. Но горький жизненный опыт, возвышая Арбенина над окружающим, отравляет его ядом безграничного неверия в жизнь и людей, подавляет сознанием нерасторжимости своих связей с проклинаемым им «светом», который, в свою очередь, не прощает ему отступничества. Отсюда – неизбежность драматического взрыва, завершающегося катастрофой. Трагический конец Арбенина предрешен и самим хар-ром развивающихся событий, и натиском враждебных обстоятельств, и особенностями личности героя, его жизненной позицией.

В драме можно выделить соц. конфликт (конфликт героя и дворянского общества). И психол. конфликт, внутренний, в сознании героя. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски.

27. "Герой нашего времени" как социально-психол. и философский роман.

Само название романа "ГНВ" свидетельствует о том, что автор рассматривает личность в контексте общества и эпохи.

Роман Лермонтова "ГНВ" создан как бы "на стыке" 2-х худ. методов: романтизма и реализма.

Один из важнейших героев романа - штабс-капитан Максим Максимыч. Он и Печорин, при их взаимной искренней приязни, не понимают и никогда не поймут друг друга. Их духовная разобщенность не случайна.

С каждым героем романа у Печорина устанавливаются свои, особые отношения. Отношения с ним не похожи на взаимоотношения героев между собой, потому что Печорин стремится любыми средствами "прорваться" за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. В стремлении добраться до сути человека Печорин ведет себя не всегда гуманно. И это усиливает напряженность, заставляет окружающих реагировать на него резко и остро.

Каждый персонаж романа в своем взаимодействии с главным героем проявляет себя представителем времени.

вспомним разговор Максима Максимыча и путешественника-офицера из главы "Бэла". Добрейшего штабс-капитана потрясли и ужаснули слова Печорина о пустоте жизни, о скуке и безразличии, томящих его. Путешественник, ровесник Печорина, ничуть не ужаснулся: " Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду, и что нынче те, которые... и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок ". Эта сцена одна из важнейших для понимания отношения Печорина к Грушницкому. Дело в том, что Печорин старательно скрывает мучительную тоску, Грушницкий же, по природе веселый и истинной скуки не знающий, играет роль - его, Печорина, роль! Эта профанация его трагедии и бесит Печорина, заставляет ненавидеть Грушницкого.

Желание Грушницкого играть чужую, несвойственную ему роль оборачивается настоящей трагедией: приводит его к предательству, к грязной игре (дуэль с одним заряженным пистолетом) и, наконец, к гибели.

Взаимоотношения Печорина и доктора Вернера полны драматизма. Это история несостоявшейся истинной дружбы людей духовно и интеллектуально близких. Если о духовной общности Печорина и Максима Максимыча не могло быть и речи, то с доктором Вернером Печорина сближает очень многое. К несчастью, сближают их не только духовные поиски, философские размышления, но и участие во всеобщем "маскараде". Грушницкий играет роль разочарованного романтика, мечтая сделаться героем романа. Печорин и Вернер скрывают томящую их тоску под маской непринужденности. И Печорин, и Вернер панически боятся своих нормальных человеческих чувств. Вспомните о сцене, разыгранной ими перед дуэлью: как напряженно и старательно скрывают они свои истинные чувства - страх, сожаление, дружескую привязанность. Как подчеркнуто небрежно говорят они о пустяках, какими циничными пышными фразами перебрасываются за несколько минут до возможной гибели одного из них!

Размышления Печорина в "Фаталисте" о вере и безверии относятся не только к трагедии одиночества современного человека в мире. Человек, утратив Бога, утратил главное - моральные ориентиры, твердую и определенную систему нравственных ценностей.

Человек, унижающий других, не уважает себя. Его потребность унизить кого-то объясняется именно тем, что только торжествуя над слабым, он ощущает себя сильным: он вымещает на другом собственные обиды на мир.

Кокетничая с княжной Мери, он увлекается и произносит искреннее, страшное признание: "Я сделался нравственным калекой..." Вот истинная трагедия Печорина: ощущая свою духовную неполноценность, он не видит ее причин, обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. И попадает в замкнутый круг.

Печорин так стремится к свободе, потому что он не свободен, духовно закрепощен. Он ищет свободу, но ищет "не там": в одиночестве, в бесконечных скитаниях, т.е. находит лишь внешние атрибуты свободы. А поиск внешней свободы заведомо безрезультатен, пока не обретена внутренняя, духовная свобода.

29. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Особенности поэтики.

Анализ. "Вечера..." - это произведение, наполненное народными поверьями, фантастикой, сказочными событиями, но важно то, что обычные человеческие истины, вера в добро и силу земную присутствуют в нём.

Добро здесь всегда побеждает зло, корысть и скупость наказываются, любовь торжествует над злыми силами, подлость и низость высмеиваются.

Писатель доказывает нам, что власть денег не ведёт к счастью, что земные страсти лишь помогают человеку попасть под власть тёмных сил, что вера и христианские добродетели спасут человека всегда, в каком бы сложном положении он ни оказался.

Читаем это произведение и рассказы о чертях и нечисти воспринимаются как суеверие, а на первый план выходят человеческие качества героев, их достоинства и недостатки.

Осн. цель фантастики здесь - ярче высветить тонкий психологизм и провести идею победы добра над злом, доказывая, что всё тайное становится явным, а грехи рано или поздно наказываются.

Всё это у Гоголя представлено в комической форме. Вспомните, как ни старалась Солоха скрыть то, что ходят к ней мужики со всей округи, обман раскрылся, да ещё как комически раскрылся!

Дьявольщине у Гоголя всегда противопоставлена истинная христианская вера. Жизнь людей, верящих и несущих в своей душе великие и простые истины любви, сострадания и честности, всегда прекрасна.

Природа в "Вечерах..." как бы яв-ся отражением внутреннего мира героев. Все части произведения объединены темой величия и красоты мира природы, столь же прекрасного и таинственного у Гоголя, как и мир людей.

Гоголевский юмор не обжигает нас злой иронией, он светлый и добрый. Недостатки героев вызывают у писателя и читателей смех, они не требуют негодования и порицания, т.к. все недобрые поступки наказаны, а их герои осознают свою вину.

28. Духовный мир Н.В. Гоголя. Жизнь Н.Г. с первого его момента была устремлена к Богу. Мать его, Мария Ивановна, была женщиной набожной, усердной паломницей. Среди предков Гоголя были люди духовного звания: прадед по отцу был священником.

Первым сильным испытанием в жизни юного Николая была смерть отца. Он пишет матери письмо, в котором отчаяние смиряется глубокой покорностью воле Божией.

После переезда в столицу Гоголь погружается в лит. жизнь. Но, несмотря на занятость, в нем проглядывает постоянное недовольство суетой, желание иной, собранной и трезвенной жизни.

Если брать нравоучительную сторону раннего творчества Гоголя, то в нем есть одна хар-ная черта: он хочет возвести людей к Богу путем исправления их недостатков и общественных пороков - т.е. путем внешним. 2-ая половина жизни и тв-ва Г. ознаменована направленностью его к искоренению недостатков в себе самом - и таким образом, он идет путем внутренним.

Условно жизнь и тв-во Г. можно разделить на 2 периода - рубежом будет 1840 г.

Летом 1840 г. Гоголь за границей пережил тяжелые приступы "нервического расстройства", "болезненной тоски" и, не надеясь на выздоровление, он даже написал духовное завещание. Но затем последовало "чудное исцеление". Ему открылся новый путь. Начинается постоянное стремление Гоголя к улучшению в себе духовного человека и преобладание религиозного направления.

В июне 1842 года Гоголь уезжает за границу - и там религиозное настроение начинает преобладать в его жизни.

Гоголь принимается за чтение книг духовного содержания, в основном, святоотеческой литературы. Письма Гоголя этого периода содержат просьбы о присылке книг по богословию, истории Церкви, русским древностям.

В статье "В чем же наконец существо рус поэзии и в чем её особенность" Гоголь указал на три источника самобытности, из которых должны черпать вдохновение русские поэты. Это народные песни, пословицы и слово церковных пастырей. Можно с уверенностью сказать, что эти источники имеют первостепенное значение и для Гоголя. Уже в школьные годы он ознакомился с "Лествицей" преподобного Иоанна Синайского. Образ лестницы, соединяющей землю с небом, - один из любимейших у Гоголя. Он встречается в одном из самых ранних его произведений - в повести "Майская ночь, или Утопленница" и в заключительной главе "Выбранных мест..".

В январе 1845 года Гоголь живет в Париже у графа А. П. Толстого.

1845 - работает над «размышлениями о Божественной Литургии».

31. Драматургия Гоголя («Женитьба» и др.)

Перерабатывая комедию «Женихи» (первоначальное название пьесы), Гоголь в 1841 году окончательно превратил ее в сатирическую социально-бытовую комедию чиновничье-купеческих характеров и нравов, выдвинув в них на первый план власть денежных расчетов. «Женитьба» уступает «Ревизору» и по остроте обличения, и по глубине обобщения. Но исключительная правда характеров, редкий комизм, удивительная сценичность обеспечили ей постоянную репертуарность. Она явно предвосхищала драматургию Островского.

Подколесин - не просто вялый и нерешительный человек с слабою волею, которым может всякий управлять: его нерешительность преимущественно выказывается в вопросе о женитьбе. Ему страх как хочется жениться, но приступить к делу он не в силах.

Кочкарев - добрый и пустой малый, нахал и разбитная голова. Он скоро знакомится, скоро дружится и сейчас на ты. Горе тому, кто удостоится его дружбы! Кочкарев переставит у него по-своему мебель в комнате да еще будет ругать, если тот не усердно будет помогать ему распоряжаться в своем доме. Кочкарев хочет, чтоб все шло и делалось через него. Для этого он готов хлопотать, биться до поту лица, перенести что угодно.

Чтоб похлопотать, он описывает женитьбу самыми обольстительными красками, какие только может ему дать его грубая фантазия.

Жевакин - не кривляка, не шут: это старый селадон, а потому и щеголь, несмотря на свой старинный мундир.

Анучкин - человек, живущий и бредящий одним - высшим обществом, которого он никогда и во сие не видывал и с которым у него нет ничего общего. Он почитает себя образованным человеком и, услышав о Сицилии, сейчас захотел узнать, говорят ли там «барышни» по-французски. Барышни, французский язык и обхождение высшего общества - в этом для него и смысл жизни и цель жизни, и кроме этого, для него ничто не существует.

Яичница (экзекутор). Это человек грубый, материальный; но он живет и служит в Петербурге - стало быть, не похож на провинциального медведя. Вообще, для хорошего выполнения ролей, созданных Гоголем, актерам всего нужнее - наивность, отсутствие всякого желания и усилия смешить. Если человек имеет смешную или слабую сторону, он тем и возбуждает смех, что не предполагает в себе ничего смешного или странного. Сцена должна быть зеркалом общества...

Лицо свахи в «Женитьбе» - есть одно из самых живых и типических созданий Гоголя. Бойкость, яркость движений, трещоточный разговор. Это баба, наметавшаяся в своем ремесле; ее не расстроит никакое обстоятельство, не смутит никакое возражение; у нее готов ответ на всякий вопрос.

Невеста спрашивает сваху про одного из женихов, не пьет ли он. «А пьет, не прекословлю, пьет! Что же делать? уж он титулярный советник, зато такой тихий, как шелк», отвечает сваха и, в утешение, прибавляет: «Впрочем, что ж такого, что иной раз выпьет лишнее? Ведь не всю же неделю бывает пьян иной день выберется и трезвый». Про другого она говорит: «Немножко заикается, зато уж такой скромный».

Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре!

30. "Ревизор".

В разноголосице толков и споров о пьесе наметилось три главенствующих мнения. Одни видели в комедии дерзкую клевету на существовавшие в России порядки, подрыв авторитета дворян и чиновников. Другие воспринимали пьесу как забавный и непритязательный фарс. Наконец, передовая русская критика увидела в "Ревизоре", по выражению Герцена, "ужасную исповедь современной России", выстраданный протест против несправедливости и произвола.
Ревизор" ломал привычные представления о комедии и о комическом. Казалось, в гоголевской пьесе кроется какая-то тайна. Ее чувствовали и зрители, и читатели комедии. Многих из них неотступно преследовал вопрос: чем объяснить силу "Ревизора"?

Бросалось в глаза, например, что у Гоголя не было завзятых злодеев, которых обычно выводила комедия 18 - нач. 19 в. Каждый из персонажей "Ревизора", по выражению Гоголя, "не душой худ, а просто плут". А между тем всё "вместе кажется уже чем-то громадным, преувеличенным, карикатурным", так что, выходя из театра, многие невольно спрашивали: "Неужели существуют такие люди?"
Или еще одно "противоречие" "Ревизора". Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла "смешнее черта", как обещал драматург Пушкину (который, как известно, подсказал ему сюжет комедии).
Знаменитая "немая сцена" - еще одна загадка "Ревизора". Она в корне противоречила всем существовавшим в то время поэтическим нормам. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия - рассказом городничего о двух крысах "неестественной величины", суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора и т. д. и т. п., закончится трагически - страшным оцепенением "всей группы"?
Конечно, у Гоголя было "особенное намерение" – и в отношении последней сцены, и всей комедии в целом. Но это "намерение" нельзя раскрыть вне пьесы, заполучив к ней так называемый ключ. Увидеть, "намерение" драматурга можно только в самой комедии, в развитии ее действия в особенностях ее построения. Раскрывая впоследствии историю своего "авторства".
Гоголь писал - "Я решился собрать все дурное, какое я знал, и за одним разом над ним посмеяться - вот происхождение "Ревизорa". Стоит обратить внимание на широту задачи, поставленной драматургом: посмеяться одним разом над всем.
Но обобщение в "Ревизоре" достигает особенно высокой степени. Свой уездный город" писатель однажды назвал "сборным городом всей Темной стороны". В частности он уделял внимание его устройству. В этом городе есть всё как в маленьком гос-ве. Тут и юстиция и Просвещение, и почта, и здравоохранение и своего рода соц. обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений) и, конечно, полиция. Гоголь во многом отступил от реальной структуры тогдашнего уездного города: передал ряд сходных функций одному лицу, ввел новые "должности, что даже давало повод упрекать писателя в анахронизмах и "незнании" рус. жизни. Но Гоголь воспользовался этим правом xудожника ради широты и универсальности задачи.
Гоголевский город последовательно иерархичен и так сказать, пирамидален: на вершине его, как маленький царек, восседает городничий.
Есть в городе и свой бомонд; И свое дамское общество, в котором первенствует опять-таки семейство городничего; и свое общественное мнение; и свои поставщики новостей в липе юродских помещиков Бобчинского и Добчинского.
А внизу, под пятой чиновников и полицейских течет жизнь простого люда. Мы больше ощущаем эту жизнь за кулисами чем видим ее. Но в 4-м действии те, кого городничий несколько обобщенно называет "купечеством да гражданством", прорываются на сцену Вслед за купцами, которые еще могут отделаться взятками идут беззащитные перед властями слесарша и унтер-офицерша, а там, как сообщает ремарка появ-ся "какая-то фигура во фризовой шинели, с небритою бородой, раздутою губой и перевязанной щекой, за нею в перспективе показывается несколько других". Если бы не сопротивление Хлестакова, утомленного "приемом", мы бы еще многих увидели из тех. кому власти приходятся "солоно". Гоголь оставляет открытую "перспективу' в глубь городской жизни до последних строк комедии. По крайней мере по реплики городничего: "Чему смеетесь! - Над собою смеетесь'" и до самой "немой" сцены в пьесе нет ничего, что бы указывало на ее символическое значение. Гоголь везде подчеркнуто "локален", он как бы всецело захвачен лишь происходящими в городе событиями. Но глубина перспективы этих событий исподволь подводит к обобщению. Возникает образ пострашнее самой широкой аллегории, благодаря свой цельности и органичности гоголевский город словно зажил самостоятельной жизнью.

33. Пафос «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя.

В основе «Выбранных мест…» лежат письма Гоголя реальным лицам, своим друзьям (в общей сложности книга состоит из 31 письма). Все адресаты обозначены в тексте инициалами.

Жанровые особенности. Как проповедь, книга Гоголя ориентирована прежде всего на апостольские послания.

"Выбранные места из переписки с друзьями" – центральное произведение позднего Гоголя, в котором как в фокусе собраны и сконцентрированы все проблемы его писательской и житейской биографии. Книга вышла из печати в самом начале 1847 года.

В своей книге Гоголь выступил в роли государственного человека, стремящегося к наилучшему устройству страны, установлению единственно правильной иерархии должностей, при которой каждый выполняет свой долг на своем месте и тем глубже сознает свою ответственность, чем это место выше ("Занимающему важное место"). Отсюда разнообразие адресатов писем: от государственного деятеля до духовного пастыря, от человека искусства до светской женщины.

Завещание было пронизано религиозно-мистическими настроениями, а претензионный проповеднический тон обращения к соотечественникам, соответствовал общему пафосу и идейному замыслу "Выбранных мест".

Это не письма, а скорее строгие и иногда грозные увещания учителя ученикам... Он поучает, наставляет, советует, упрекает, прощает и т.д. К нему все обращаются с вопросами, и он никого не оставляет без ответа.

32. «Петербургские повести» («Нос», «Шинель», «Невский проспект»).

Все «Петербургские повести» связаны общностью проблематики (власть чинов и денег), единством основного героя (разночинца, «маленького» человека), целостностью ведущего идейного пафоса (развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы). Они правдиво воссоздают обобщенную картину Петербурга 30-х годов, отражавшую концентрированно соц. противоречия, свойственные всей тогдашней нашей стране.

Фантастика в произведениях в той или иной мере подчинена здесь реализму.

В «Невском проспекте» Гоголь отразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарев) и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и ужасающей бедностью подавляющего большинства, торжество эгоистичности, продажности, «кипящей меркантильности» (Пирогов) столичного города. В повести «Нос» рисуется чудовищная власть чиномании и чинопочитания. Углубляя показ нелепости человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение, Гоголь искусно использует фантастику. Абсурдность действительности определяет и абсурдность формы ее худ. воплощения.

Повесть «Шинель», тема - положение «маленького» человека, а идея — духовное подавление, измельчание, обезличение, ограбление человеческой личности в условиях антагонистического общества. Башмачкин, герой повести, переписчик, ревностный труженик, умевший быть довольным своим жалким жребием, терпит обиды и унижения от холодно-деспотических «значительных лиц», олицетворяющих бюрократическую государственность, от глумящихся над ним молодых чиновников, от уличных грабителей, снявших с него новую шинель. И Гоголь смело ринулся в защиту его попранных прав, оскорбленного человеческого достоинства. Воссоздавая трагедию «маленького» человека, писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, к человечности, напоминает сослуживцам Башмачкина, что он их брат. Но сказанным не ограничивается идейный смысл повести. В ней автор убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.

Запуганный, забитый, Башмачкин только и мог проявить свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, лишь в состоянии беспамятства, в бреду. Но Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, защищая его, осуществляет этот протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость, растоптанная в действительности, торжествует в мечтах писателя.

Гоголь наметил в фантастическом завершении главы реальную мотивировку. Значительное лицо, смертельно напугавшее Акакия Акакиевича, ехало по неосвещенной улице после выпитого на вечере у приятеля шампанского, и ему, в страхе, вор мог показаться кем угодно, даже и мертвецом.

Тема „маленького“, бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести „Шинель“, сделали ее этапным произведением рус. лит-ры. Она стала знаменем, программой, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных, несчастных жертвах самодержавно-бюрократического режима, взывающих о помощи, и прокладывала путь последовательно-демократической лит-ре.

35. Образ «лишнего человека» в рус лит 1-й пол XIX века (Чацкий, Онегин, Печорин).

Лишний человек - человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на гос. службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и др. саморазрушительному поведению.

Чацкий: Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание франц. моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Вступает в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Кроме того Чацкий, спустя 3 года путешествий, обретает цель в жизни - “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя - приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.

Онегин "эгоистом поневоле": Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от "света пустого", он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло, да и привычки к труду у него нет. Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их. И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди. Он заменил «ярем оброком» и всё. Он везде чувствует себя чужим и лишним: отверг любовь Татьяны, пресытившись светскими дамами. Дружба с Ленским закончилась трагически, Онегин убил его на дуэли.

Печорин - жертва знатных людей. Он с детства стал жестоким (написал, что его никто не любил, не ласкал, никто ему не верил), злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь. П. пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела, которые он начинает, обречены на провал. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Ни с кем не дружит, никого не любит. Ценит только свою независимость. Он сам признается, что «сделался нравственным калекой».

34. Проблематика и основные образы «Мертвых душ» Гоголя.

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации - изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговоры о городских чиновниках и мертвых душах...

В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, "романтического бездельника".

Хозяйство помещика находится в полном упадке.

Мечты Манилова вздорны и нелепы. "Иногда... говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост..." Гоголь показывает, что Манилов пошл и глуп, реальных духовных интересов у него нет. "В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года". Пошлость семейной жизни - отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса, притворная слащавость речи ("майский день", "именины сердца") - подтверждает проницательность портретной хар-ки персонажей. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Образ накопительницы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. "Крепколобая" и "дубинноголовая" Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души.

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. "Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять". Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете "не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья..." Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева - роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, "почем ходят мертвые души", подтверждает слова лихого "говоруна".

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению - сравнению помещика с медведем. Собакевич - чревоугодник.

В деревне Плюшкина Чичиков замечает "какую-то особенную ветхость". Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама... Плюшкин - ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем "последний пастух Собакевича". Бесчисленные богатства пропадают зря...

Помещиков в "МД" объединяют многие общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако, падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия? Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна.

В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: