double arrow

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова


Поэт родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве. Его отец, Юрий Петрович Лермонтов, был небогатым и неродовитым армейским капитаном, притом человеком светским. Мать, Мария Михайловна, урождённая Арсеньева, была единственной наследницей значительного состояния, которым владела её мать, бабушка Лермонтова. Мальчик рос в обстановке семейных не согласий. Ему было два года с небольшим, когда Мария Михайловна скончалась от чахотки. Сразу же после смерти дочери бабушка взяла внука на воспитание; отец должен был устраниться от сына, в противном случае бабушка лишала его наследства. Мальчик воспитывался в бабушкином имении Тарханы Пензенской губернии.

В Тарханах поэт узнал и навсегда полюбил красоту родной природы, рус. песни, сказания, былины. Бабушка очень любила своего внука и заботилась о нем. Лермонтов овладел англ., франц., нем. языком, занимался живописью, играл на скрипке и рояле, прекрасно читал стихи.

Осенью 1828 году Лермонтов был зачислен полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона – привилегированного учебного заведения, из которого вышли Жуковский, Грибоедов, Тютчев, В.Ф. Одоевский и др. деятели декабристского движения.

1828- 1829 гг пишет несколько поэм – «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата».

Все эти поэмы – факт лит. ученичества, причем не столько у Байрона, сколько у русских «байронистов» 1820 годов. Основной образец для Лермонтова – «южные поэмы» Пушкина, интерес к ним поддерживается еще детскими воспоминаниями: к 1828 году Лермонтов однажды побывал с бабушкой на Кавказе, и реальные впечатления вплетались в лит. облик экзотической «романтической страны».

Раннее стихотв. Л. « Нет, я не Байрон…» – своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека. Поэт оценивает важнейшие политич. события своего времени, размышляет о назначении поэта и поэзии, думает о смысле жизни, о дружбе, о любви.

В стихотворениях «Желание», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь» и других нарисован образ узника, рвущегося к свободе:

Мысли об одиночестве воплощены в целом ряде ярких аллегорических образов. Вот «парус одинокий» мелькает среди бушующих волн. Сосна «стоит одиноко на голой вершине». Утес одиноко «и тихонько плачет… в пустыне». Дубовый листок, выросший «в отчизне суровой, Один и без цели» носится по свету. «Одинок я – нет отрады», - жалуется узник.

Стихи Лермонтова – это почти всегда напряженный внутренний монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Желанья?.. Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить – но кого же?..». Или: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?». Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Это художественное открытие, сделанное в лирике, находит широкое применение в романе «Герой нашего времени».

Взгляды Л. на поэзию менялись по мере развития в его тв-ве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов – романтик.

Лермонтов стал известен внезапно – и навсегда. «Смерть поэта» потрясла Россию – в дни прощания с ее нац. гением…

«Смерть Поэта», - стихотворение – реквием, стихотворение – обвинительным приговор, стихотворение – набат ? «Погиб поэт…» Погиб гений, бывший Солнцем России, но ставший и ему – начинающему поэту: кумиром, надеждой и духовной опорой!

На смерть Пушкина отозвались многие.

22. Роман Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия рус. жизни».

Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема нац. самосознания. В эти годы лучшая часть рус. дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В рус. обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита. Руссо — любимый автор Татьяны.

П. освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом. Любуемся балериной Истоминой, вспоминаем рус. трагич. актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую хар-ку. В Россию "за лес и сало" ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: "духи в граненом хрустале", "пилочки", "щетки тридцати родов".

Широко представлена рус. нация, от великосветского денди до крепостной крестьянки. Пушкин на примере Онегина показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Жизнь Евгения "однообразна и пестра": балы, рестораны, театры, снова балы. Такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов.

В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих "поместных владетелей". Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. П. представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

Гости на именинах Татьяны - это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.

На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую 13-летней девочкой выдали замуж против её воли.


Сейчас читают про: