Основные отличия моделей КСО в Европе и России

Сравнимые индикаторы Великобритания и континентальная Европа Россия  
Основные получатели по степени важности · Персонал · Потребители · Сообщество · Акционеры · Государство · Собственники · Персонал · Потребители  
Стимулирующие/движущие силы развития КСО · Сами корпорации · Сообщество · Государство · Государство (верховная исполнительная власть) · Сами корпорации · Местные власти  
Роль неправительственных и некоммерческих организаций · Многочисленны и многообразны · Большое влияние на общественное мнение и реальные механизмы давления на бизнес в целом · Пока сравнительно немногочисленны · Скорее помощники, чем двигатели КСО · В вопросах КСО пока недостаточно известны в обществе и не обладают существенным влиянием  
Тенденции социальной отчетности (СО) · СО инициируется самим бизнесом · Стандарты СО хорошо адаптированы и широко применяются · СО ориентирована на большинство потребителей · СО находится на начальном этапе · СО зачастую недопонимается как целостная система и недооценивается ее полезность в долгосрочной перспективе · СО в основном ориентирована на государство и акционеров (в меньшей степени — на общество)  

Источник: Ассоциация менеджеров, 2004.

Наиболее прагматичная форма осуществления корпоративной социальной ответственности для нынешнего этапа развития экономики и социальной сферы страны — социальные инвестиции. В общем случае под социальными инвестициями понимают материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект.

Для формирования системной картины в сфере социальных инвестиций, осуществляемых российскими компаниями, целесообразно рассматривать социальное инвестирование в двух взаимосвязанных аспектах — количественном (т. е. сколько средств выделяется на решение социальных задачи) и качественном (т. е. как и насколько комплексно этот процесс организован).

Количественный аспект предполагает осуществление непосредственной оценки финансовых затрат российских компаний на социальные программы и инициативы. Характеристикой данного аспекта может служить количественный индекс социальных инвестиций, включая его подиндексы. Данные индикаторы предполагают диагностику как абсолютной, так и относительной величины денежных сумм, выделяемых компаниями на социальные программы.

Количественные индексы отвечают на вопрос «сколько инвестируется денег». Согласно имеющимся оценкам, в среднем величина социальных инвестиций в российских компаниях составляет более 28 тыс. руб. в год на одного работника, отношение объемов социальных инвестиций к валовым продажам — около 2 %, а к балансовой прибыли — 11,25%.

Качественный аспект связан с оценкой степени полноты и комплексности процесса социальных инвестиций. В настоящее время не существует единых стандартов для качественной оценки степени полноты и комплексности инвестиционного процесса социальных программ. В отдельных исследованиях используются три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций, базирующиеся на 12 показателях, наиболее адекватно характеризующих нынешний этап развития российских компаний.

1-я группа критериевинституциональное оформление социальной политики — предполагает учет по трем позициям:

а) наличие специального документа, в котором закреплена социальная политика компании (нормативная централизация социальной политики);

б) наличие специального подразделения, отвечающего за реализацию социальных программ фирмы (организационная централизация социальной политики);

в) наличие коллективного договора (нормативная основа социальной политики).

2-я группа критериевсистема учета социальных мероприятий — предполагает учет по четырем позициям:

а) наличие ежегодных финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами (унификация и стандартизация финансовой информации);

б) внедрение международных стандартов социальной отчетности;

в) оценка эффективности осуществляемых социальных инвестиций (обеспечение обратной связи между инвестором и социальными инвестициями);

г) примеры социальных программ (информирование общественности в целях передачи позитивного опыта, саморекламы и продвижения репутации и имиджа компании).

3-я группа критериевкомплексность осуществляемых социальных инвестиций — предполагает учет по пяти направлениям затрат:

а) развитие персонала компании;

б) охрана здоровья и труда персонала;

в) природоохранная деятельность и ресурсосбережение;

г) поддержание добросовестной деловой практики;

д) развитие местного сообщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: