Тема 10: Специальные режимы налогообложения

В Республике Беларусь наряду с общим порядком налогообложения (предусматривающим исчисление и уплату множества налогов и сборов) применяются следующие особые режимы налогообложения, установленные Налоговым кодексом и Президентом Республики Беларусь:

1) Налог при упрощенной системе налогообложения;

2) налог на игорный бизнес;

3) налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

4) налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

5) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

6) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

7) сбор за осуществление ремесленной деятельности;

8) сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Особые режимы налогообложения, такие как упрощенная система налогообложения, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц установлены в целях создания условий для развития малого бизнеса. Режим уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции установлен с целью упрощения налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. В целях упорядочения игорного бизнеса в Республике Беларусь введен режим уплаты налога на игорный бизнес. С целью стимулирования развития туризма в Республике Беларусь, а также создания условий для повышения уровня жизни населения в сельской местности введен режим уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (1 базовая величина в год), не требующий регистрации предпринимательской деятельности.

Рассмотрим сущность некоторых из указанных режимов налогообложения.

1. Упрощенная система налогообложения (УСН) субъектов малого предпринимательства (глава 34 НК РБ)

Налогообложение по упрощенной системе применяется в Республике Беларусь с 1998г. с целью создания благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности путем упрощения налогообложения малых организаций (численностью не более 100 человек) и индивидуальных предпринимателей. Согласно НК (глава 34) плательщиками налога при упрощенной системе могут стать организации и индивидуальные предприниматели (изъявившие желание перейти на УСН) при условии одновременного соблюдения критериев средней численности работников и валовой выручки в течениепервых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на применение УСН: организации с численностью работников не более 100 человек (в среднем за период с начала года) и индивидуальные предприниматели, если валовая выручка составляет не более 9 млрд. руб. (в год – не более 12 млрд. руб.) (указ Президента РБ от 09.08.2011 №349 – действует с 01.01.2011).

Не вправе применять упрощенную систему:

1. организации и индивидуальные предприниматели:

- производящие подакцизные товары;

- реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь);

- осуществляющие туристическую деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга; деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий;

2. организации, осуществляющие:

- лотерейную деятельность;

- деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;

- риэлтерскую деятельность;

- страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков);

- банковскую деятельность (банки);

- организации, занимающиеся игорным бизнесом;

- организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

3. индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Уплата налога по упрощенной системе заменяет уплату большинства налогов, сборов (пошлин), отчислений в целевые бюджетные фонды. При этом сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, отчислений:

-налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию РБ;

-государственной пошлины, патентной пошлины;

-оффшорного сбора; гербового сбора; консульского сбора;

-обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

-НДС (кроме организаций с численностью не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 3,4 млрд. белорусских рублей);

- налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов; прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;

- части прибыли (дохода) в бюджет – для республиканских и коммунальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ с долями государственной собственности в уставном фонде.

Объектом налогообложения при УСН признается осуществление предпринимательской деятельности.

Налоговой базой является валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за отчетный период от реализации товаров, (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов, состав которых определяют положения налогового кодекса о налоге на прибыль и подоходном налоге с физических лиц:

НБ = Ввал. = Вреализ. + Двнер.

В налоговую базу не включаются:

- выручка от продажи иностранной валюты;

- суммы НДС, уплачиваемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, а также суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств, – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему и уплачивающих НДС;

- суммы НДС, исчисленные доверительным управляющим из выручки от оказания вверителю услуг по доверительному управлению имуществом;

- выручка индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- выручка от реализации (погашения) ценных бумаг, прибыль от которых облагается налогом на прибыль.

Организации со средней численностью работников, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 3,4 млрд. белорусских рублей в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход. Валовой доход определяется как разница между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период:

НБ = Ввал. – ПС = Вреализ. + Двнер. – ПС.

Упрощенная система предусматривает следующие варианты ставок налога:

8 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;

6 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС;

3 % (2 % - с 01.04.2011 при условии документального подтверждения факта экспорта товаров, работ, услуг согласно указу № 358 от 30,08.2011) – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь. Реализованными за пределы Республики Беларусь признаются услуги, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь;

15 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении 24 к Налоговому кодексу, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в этих населенных пунктах, а также на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов (за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения), ставки налога при упрощенной системе снижены и установлены в следующих размерах:

5 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;

3 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.

Пониженные ставки налога при упрощенной системе не применяются:

- при реализации товаров, работ, услуг (в том числе по сдаче имущества в аренду (лизинг), производство, выполнение, оказание которых осуществляются с использованием основных средств и (или) труда работников организаций или индивидуальных предпринимателей за пределами вышеуказанных территорий;

- для торговой посреднической деятельности по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства.

Организации и индивидуальные предприниматели с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении 24 к Налоговому кодексу, оказывающие транспортные услуги, вправе применять пониженные ставки налога при упрощенной системе, если эти населенные пункты являются пунктами отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки), а транспортные средства, используемые для оказания таких услуг, зарегистрированы в установленном порядке в органах Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь по месту нахождения (жительства) этих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Организации и индивидуальные предприниматели вправе применять различные ставки налога при упрощенной системе на основании данных раздельного учета.

Налоговым периодом налога при упрощенной системе признается календарный год. Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается:

календарный месяц – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему с уплатой НДС ежемесячно;

календарный квартал – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС либо с уплатой НДС ежеквартально.

Сумма налога при упрощенной системе исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Плательщики, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе. Уплата налога при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организации (с численностью не более 15 человек) и индивидуальные предприниматели, не уплачивающие НДС, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут только учет в книге доходов и расходов субъектов, применяющих УСН.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на УСН с начала календарного года, для этого необходимо подать заявление соответствующей формы в налоговый орган не позднее 30 ноября предшествующего года. Возможно также применение УСН со дня государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей. Применение УСН прекращается и организации и индивидуальные предприниматели переходят на общий порядок уплаты налогов, сборов (пошлин) с месяца, следующего за месяцем, в котором:

1) не соблюдены критерии по численности и валовой выручке;

2) плательщики приняли решение об отказе от применения УСН (проинформировав налоговые органы не позднее, чем за 15 дней до начала следующего месяца).

Налогоплательщики, перешедшие на общий порядок налогообложения в текущем календарном году, не вправе в следующем календарном году перейти на УСН.

Суммы налога, уплачиваемого по УСН, зачисляются в местные бюджеты.

2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (глава 36 НК РБ)

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции введен на территории Беларуси в 1999г. с целью упрощения налоговой системы государства в целом и системы налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции, в частности.

Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции признаются перешедшие на применение единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции:

- организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;

- организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений, - в части этой деятельности.

Уплата единого налогаосвобождает производителей сельскохозяйственной продукции от основных налоговых обязательств перед бюджетом, бюджетными и внебюджетными фондами. Для плательщиков единого налога сохраняется общий порядок уплаты государственной пошлины, таможенных платежей, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, акцизов, НДС, налога на прибыль в виде дивидендов.

Переход на единый налог осуществляется по желанию плательщика. Производители сельскохозяйственной продукции, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, должны представить в налоговую службу по месту учета в качестве плательщика заявление установленного образца и сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого они же­лают перейти на уплату единого налога. При этом у претендентов на переход к единому налогу выручка от реализации произведенной ими продукции рас­тениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства должна составлять не менее 50 % общей выручки за преды­дущий финансовый год. Приве­денное требование к структуре выручки не предъявляется к вновь созданным предприятиям. Решение о переводе на единый налог или мотивированный отказ от перехода к нему выносится налоговой службой в 10-дневный срок со дня подачи заявления.

Объектом налогообложения единым налогом признается осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Налоговая база единого налога - валовая выручка, полученная за налоговый период, определяемая как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

В целях поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в течение 3 лет с момента их регистрации предусмотрено льгот­ное определение валовой выручки, облагаемой единым нало­гом (в валовую выручку не включается выручка от реализации продукции растение­водства (кроме цветов и декоративных растений), животно­водства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчело­водства).

Ставка единого налога составляет 1 % (с 01.01.2011г. по указу №34 от 24.01. 2011) от валовой выручки (в 2010г. применялась ставка, равная 2 %).

Основания для прекращения использования единого налога:

1) желание плательщика вернуться к общей системе налогообложения (для этого необходимо подать соответствующее заявление не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого решено перейти на общий порядок налогообложения);

2) несоблюдение плательщиком требования к структуре выручки. Переход на общий порядок налогообложения осуществляется по инициативе налоговой службы - с начала нового финансового года, следующего за годом, в котором не соблюден названный критерий.

Производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие в текущем финансовом году на общий порядок налогообложения, не вправе в этом же году вновь претендовать на переход к единому налогу. Налоговым периодом единого налога признается календарный квартал. Сумма единого налога определяется как произведение налоговой базы и ставки единого налога. Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма единого налога зачисляется в доход местного бюджета областей и г. Минска

3.Налог на игорный бизнес (глава 37 НК РБ)

Налог на игорный бизнес введен Декретом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998г. № 21 «О мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республике Беларусь». Игорный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, которая не сопровождается реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и связана с извлечением игорным заведением дохода от организации азартных игр и пари в виде выигрыша и платы за их проведение. Под игорным заведением понимается предприятие, в котором на основании лицензии (выдаваемой МНС РБ) на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места).

Плательщиками налога на игорный бизнес являются юридические лица РБ. Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются: игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор. Доходы, полученные плательщиками от игорного бизнеса, не признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, и налогом на прибыль. При осуществлении видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, плательщики уплачивают по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном налоговым кодексом.

Общее количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида подлежит обязательной регистрации по письменному заявлению плательщика в налоговых органах по месту постановки на учет до их установки (использования) с обязательной выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения. В свидетельстве указывается количество объектов налогообложения каждого вида, принимаемое для определения сумм налога на игорный бизнес, и их местонахождение. Форма свидетельства утверждается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Заверенная налоговым органом копия свидетельства должна храниться по месту нахождения объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Объекты налогообложения налогом на игорный бизнес считаются зарегистрированными с даты выдачи свидетельства. Изменение в игорном заведении общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес разрешается только после регистрации этого изменения в налоговых органах.

Налоговая база налога на игорный бизнес определяется как максимальное количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, зарегистрированных в налоговых органах в течение отчетного месяца.

Ставки налога на игорный бизнес установлены в фиксированных размерах на единицу объекта налогообложения (указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 № 599): 16 780 000 рублей – игровой стол;

639 000 рублей – игровой автомат;

5 719 000 рублей – касса тотализатора;

1 720 000 рублей – касса букмекерской конторы.

При наличии у игрового стола более одного игрового поля ставка налога на игорный бизнес увеличивается кратно количеству игровых полей.

Налоговым периодом налога на игорный бизнес признается календарный месяц.

Сумма налога на игорный бизнес исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки, установленной на соответствующий объект налогообложения.

Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на игорный бизнес не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога на игорный бизнес производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

4. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности (глава 38 НК РБ)

Плательщиками налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности признаются организации, являющиеся организаторами лотерей.

Плательщики в части доходов, полученных от организации и проведения лотерей, освобождаются от НДС, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь; налога на прибыль.

При осуществлении видов деятельности, не относящихся к организации и проведению лотерей, плательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) и уплачивать по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном налоговым кодексом.

Объектом налогообложения налогом на доходы от осуществления лотерейной деятельности признаются доходы, полученные от организации и проведения лотерей. Плательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждой проводимой лотерее (по тиражной и комбинированной лотерее - в том числе по каждому тиражу). Налоговая база налога на доходы определяется как разница между суммой доходов, полученных от организации и проведения лотерей, и суммой начисленного призового фонда лотереи. Доходами, полученными от организации и проведения лотерей, признается общая сумма, вырученная от реализации лотерейных билетов (приема лотерейных ставок), исчисленная исходя из количества реализованных лотерейных билетов (принятых лотерейных ставок) и их продажной стоимости (стоимости участия в лотерее). Ставка налога на доходы – 8 %.

Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц. Сумма налога на доходы определяется как произведение налоговой базы и ставки налога. Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога на доходы производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенности налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ)

Налоговая политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, в частности, путём установления льготного налогообложения для резидентов СЭЗ. Законом Республики Беларусь № 213-3 от 07.12.1998г. «О свободных экономических зонах» определено, что СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с точно определёнными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Специальный правовой режим в виде предоставления особых льготных условий налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования устанавливается в целях привлечения инвестиций в регионы для их ускоренного развития, внедрения прогрессивных технологий, содействия международной интеграции и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь. В Республике Беларусь функционируют СЭЗ в каждой области (первая СЭЗ создана в Бресте в 1996г.).

Резидентами СЭЗ могут стать юридические лица или индивидуальные предприниматели, находящиеся на территории СЭЗ, зарегистрированные в установленном порядке администрациями СЭЗ при соблюдении определённых требований, соответствующих целям создания СЭЗ (по объему заявленных инвестиций в реализацию инвестиционного проекта, который будет освоен (не менее 1 млн. евро), по возрасту импортируемого основного технологического оборудования, по доле товаров (работ, услуг) собственного производства, производимых на территории СЭЗ, предназначенных для реализации за пределы РБ, либо импортозамещающих товаров, реализуемых в РБ (перечень импортозамещающих товаров определяется Правительством РБ по согласованию с Президентом Республики Беларусь).

Налоговые льготы, установленные для резидентов СЭЗ, можно разделить на три категории.

1.Льготы, выражающиеся в ограничении перечня уплачиваемых налогов, сборов (не уплачиваются налог на недвижимость, таможенные платежи по импорту сырья, материалов, технологического оборудования).

2.Налоговые преимущества, предусматривающие понижение на 50% налоговых ставок:

А) налога на прибыль (в части прибыли от реализации товаров (работ, услуг), на которую распространяется специальный правовой режим);

Б) НДС. С 1 января 2011 года обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 %.

3.Налоговые льготы временного характера в виде освобождения от налога на прибыль в течение первых пяти лет с момента возникновения прибыли от реализации товаров (работ, услуг), на которую распространяется специальный правовой режим.

По деятельности, на которую не распространяется специальный правовой режим, резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи в бюджет в общем порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Специальный правовой режим не распространяется на:

1) операции с ценными бумагами, торговую и торгово-закупочную деятельность, игорный бизнес, общественное питание, деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций;

2) реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств и труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;

3) реализацию на территории Республики Беларусь товаров, произведенных резидентом СЭЗ на территории СЭЗ, не являющихся импортозамещающими (кроме таких товаров, реализованных другим резидентам СЭЗ согласно заключенным договорам (за исключением договоров комиссии).

Налоговые льготы позволяют инвестору – резиденту СЭЗ снизить налоговую нагрузку примерно на 30% (с учётом освобождения от уплаты ввозных таможенных платежей) по сравнению с другими субъектами хозяйствования Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: