double arrow

Налоговые проверки: сущность, виды и методика проведения

Налоговой проверкой признается про-верка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового учета, а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства.

Налоговые проверки можно классифицировать по следующим признакам:

1.По основанию назначения делятся на плановые и внеплановые.

2.По месту проведения делятся на камеральные и выездные налоговые проверки.

3.Выездные проверки в свою очередь делятся на: комплексные, тематические, внеплановые тематические оперативные проверки и встречные.

4.Выездная налоговая проверка по охвату вопросов подлежащих проверке может быть комплексной или тематической

Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

к высокой группе риска, - не чаще 1 раза в течение календарного года.

Если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается не ранее чем через 2 года;

к средней группе риска, - не чаще одного раза в 3 года.

Если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается не ранее чем через 5 лет;

к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 лет.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов и сведений о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа, в том числе о его государственной регистрации.

Предметом камеральной налоговой проверки является:

*правильность исчисления плательщиком (иным обязанным лицом) налогов;

*обоснованность применения льгот;

*своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками (иными обязанными лицами) установленного порядка формирования уставного фонда;

*соответствие стоимости чистых активов плательщика (иного обязанного лица) установленному в учредительных документах размеру уставного фонда;

*установление факта неосуществления предпринимательской деятельности свыше шести месяцев;

*уплата налога на добавленную стоимость и акцизов по товарам, ввозимым с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь;

*полнота и своевременность выполнения налоговым агентом обязанностей по удержанию сумм налогов;

*другие вопросы.

Камеральная проверка является внеплановой налоговой проверкой и не вносится в книгу учета проверок и проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, о чем указывается в акте, составляемом по итогам камеральной налоговой проверки.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы.

При проведении комплексной проверки под­лежат изучению вопросы уплаты (удержания и пе­речисления) в бюджет всех налогов, обязанность уплаты которых возложена на проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также выявление имущества и активов плательщика (иного обязанного лица), его дебиторской задолженно­сти для взыскания за их счет налогов, сборов, пе­ней, экономических санкций.

В ходе проведения тематической проверки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого пла­тельщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компе­тенции налоговых органов.

Проверяющий не имеет права участвовать в проверке, и обязан заявить самоотвод, если:

является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;

является близким родственником проверяемого субъекта (если проверяемый субъект является физическим лицом), учредителя (акционера, участника, члена) или работника проверяемого субъекта;

являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее трех лет до дня начала проверки;

имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.

При наличии указанных оснований отвод может быть заявлен проверяемым субъектом не позднее двух рабочих дней со дня начала проверки.

Самоотвод или отвод должны быть мотивированы и заявлены в письменной форме.

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки, проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган, названный в уведомлении, и направить ему копию акта (справки) проверки. В таком случае вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, не проверяются.

Проверяемые субъекты, относящиеся к средней или низкой группе риска, также вправе до начала проведения плановой проверки направить контролирующему (надзорному) органу, указанному в уведомлении, копию аудиторского заключения (при его наличии ), содержащего безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае вопросы, проверенные в ходе аудита (за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды), могут не проверяться, если проверяемый субъект отнесен к средней группе риска, и не проверяются у проверяемого субъекта, отнесенного к низкой группе риска.

Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя (для структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа - его уполномоченного руководителя), заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке.

В этом предписании указываются:

*номер и дата выдачи предписания;

*основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);

*наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;

*наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

*фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность);

*исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке;

*проверяемый период (не указывается при проведении внеплановой тематической оперативной проверки);

*срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

Далее проверяющие знакомят проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим (надзорным) органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность лицо, назначившее проверку (выдавшее предписание на проведение проверки), которым вносятся соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимается решение о прекращении проверки, за исключением случаев.

При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления. Как форма отражения информации в процессе проведения проверки проверяющим (руководителем проверки) может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист). Контрольный список вопросов (чек-лист) или его часть заполняется проверяющим (руководителем проверки) по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Встречная проверка контрагентов (третьих лиц) проверяемого субъекта проводится на основании предписания, выданного в отношении проверяемого субъекта.

Встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с субъектами хозяйствования - иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, - 500 базовых величин. Данные требования не применяются в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Встречные выездные налоговые проверки в целях установления фактического отражения в бухгалтерском и (или) на­логовом учете проверяемого плательщика (иного обязанного лица) финансово-хозяйственных опе­раций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки. Встречные проверки, проводимые налоговыми органами, являются выездными внеплановыми проверками, проводятся по месту нахождения плательщика и не включаются в координацион­ный план контрольной деятельности.

Встречные налоговые проверки по сравнению с другими видами выездных налоговых проверок имеют значительное отличие – они проводятся исключительно с целью установить, действительно ли отражены в бухгалтерском и (или) налого­вом учете контрагента проверяемого плательщи­ка те или иные хозяйственные операции. Проведение встречных выездных налоговых проверок осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяе­мого плательщика (иного обязанного лица) запи­сей, документов и фактических данных с соот­ветствующими записями, документами и факти­ческими данными, находящимися у других плательщиков (иных обязанных лиц), от которых по­лучены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Перед началом проведения встречной налого­вой проверки плательщику (иному обязанному лицу), а при его отсутствии - представителям плательщика (иного обязанного лица) предъявляются предписание, служебные удостоверения проверяющих. После ознакомления с предписа­нием проверяющий обязан внести в книгу учета проверок (ревизий) не­обходимые сведения и скрепить их подписью.

Встречные налоговые проверки проводятся в следующих случаях:

*наличие информации о нарушениях законода­тельства о налогах и предпринимательстве, как проверяемым плательщиком, так и контрагентом по сделке;

*заключение и (или) исполнение сделок, нети­пичных для деятельности проверяемого платель­щика, либо для плательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности;

*исполнение убыточных сделок либо сделок, не предусматривающих получение дохода (при­были) либо получение минимального дохода (прибыли);

*нарушение требований законодательства по оформлению сделки, в т.ч. использование недействительных первичных учетных документов;

*наличие задолженности по расчетам с контр­агентами в течение длительного периода време­ни (более одного года);

*наличие признаков бестоварной сделки.

По результатам встреч­ной выездной налоговой проверки составляется справка проверки произвольной формы.

При внеплановой тематической опе-ративной проверке проверяются вопросы соблюдения проверяемыми субъектами:

законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;

условий осуществления предпринимательской деятельности, при нарушении которых такая деятельность является незаконной и (или) запрещается;

порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в том числе использования и учета на них средств контроля;

законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами;

порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц;

порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;

правил осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей;

порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров;

законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий;

законодательства об обороте на территории Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива и др.

Внеплановая тематическая оперативная проверка может проводиться одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в том числе расположенных на территориях разных административно-территориальных единиц.

При проведении проверок внеплановая тематическая оперативная проверка может проводиться в отношении любых проверяемых субъектов, осуществляющих деятельность на территории, указанной в предписании, а в целях установления фактов осуществления деятельности без государственной регистрации, проверки соблюдения порядка уплаты единого налога, а также в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

В случае если проверка начинается с проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), служебное удостоверение и предписание на проведение проверки предъявляются проверяющим (руководителем проверки) проверяемому субъекту или его представителю после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). Сведения о проведении проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) вносятся в книгу учета проверок после предъявления проверяющими служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки.

Внеплановая тематическая оперативная проверка одним и тем же контролирующим (надзорным) органом (его структурным подразделением, территориальным органом, подчиненной организацией) не может проводиться чаще одного раза в месяц на одной и той же территории проведения проверки, за исключением проверок, проводимых по поручению Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь.

Проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий). Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий).

В отношении документов (их копий), которые должны быть представлены проверяемым субъектом не позднее следующего рабочего дня, проверяющими оформляется письменное требование о представлении документов (их копий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: