Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.
Законодательство РБ, регулирующее вопросы налогового контроля включает в себя:
*Налоговый Кодекс (общая часть)
*Директивы, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь:
Указ Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ» от 16 октября 2009 г. N 510
Директива Президента РБ №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в РБ»
*Кодекс РБ об административных правонарушениях
*Постановления МНС РБ:
1.Положение о Министерстве по налогам и сборам РБ от 31 окт. 2001 г. № 1592
2.Типовое положение об инспекции Министерства по налогам и сборам от 28 дек. 2001 г. № 136
3.О методах и способах проведения проверок налоговыми органами от 31 декабря 2009г. № 88
Общая часть Налогового Кодекса РБ определяет следующие вопросы:
1.определяет понятие «налоговый контроль» и формы его осуществления
|
|
2.учет плательщиков (иных обязанных лиц): порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговом органе
3.обязанности органов, уполномоченных лиц, осуществляющих государственную регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей
4.обязанности банков, других организаций и физ. лиц по предоставлению сведений о плательщиках (иных обязанных лицах)
5.определяет понятие «налоговая проверка», ее виды
6.процедуру привлечения эксперта и специалиста для оказания содействия при проведении проверок
7.процедуру доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) для проведения проверки
8.порядок истребования документов и (или) иной информации при проведении проверки
9.порядок изъятия документов при проведении выездной проверки
10.вызов в налоговый орган при проведении проверки
11.оформления результатов проверки
12.определение понятия «налоговая тайна»
13.права, обязанности и ответственность налоговых, таможенных органов и их должностных лиц
14.порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц
Указ Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ» и Положение о порядке организации проверок определяют:
1.Общие положения:
*термины (имущество, контрольная закупка, контрольная проверка, контрольный список вопросов, материалы, понятой, представитель проверяемого субъекта, проверяющий, руководитель проверки, совместная проверка, эксперты и специалисты)
|
|
*права и обязанности участников контрольной и надзорной деятельности
*ограничения при проведении проверок
2.Порядок организации контрольной (надзорной) деятельности, проведения проверок:
*планирование контрольной (надзорной) деятельности,
*начало проверки, сроки проведения проверок, проведение проверок
*оформление результатов проверок
*порядок обжалования решений контролирующих (надзорных) органов
3.Особенности осуществления отдельных форм (видов) контроля (надзора)
* особенности организации и проведения внеплановой тематической оперативной проверки
*особенности проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования и судов
*особенности осуществления национальным банком проверок в рамках надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе
Директива Президента РБ №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в РБ» предусмотрено: Придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Для этого:
1.обеспечить защиту права руководителей субъектов предпринимательской деятельности на деловой риск;
2. установить, что:
2.1.проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов предпринимательской деятельности.
2.2.плановые проверки в отношении добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства субъектов предпринимательской деятельности должны проводиться не чаще одного раза в пять лет;
3. контролирующим (надзорным) органам при осуществлении в отношении субъектов предпринимательской деятельности мониторингов и других аналогичных мероприятий, не являющихся проверками, запрещается использовать полномочия, предоставленные данным органам для проведения проверок;
4.не применять меру пресечения в виде заключения под стражу к лицам, обвиняемым в совершении менее тяжких преступлений против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением изготовления, хранения либо сбыта поддельных денег или ценных бумаг, контрабанды и легализации (”отмывания“) материальных ценностей, полученных преступным путем), – при условии, что эти лица не скрываются от органов предварительного следствия и (или) суда;
5.пересмотреть существующую систему административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда, в том числе путем:
снижения минимального и максимального размеров штрафов за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;
уточнения и конкретизации перечней смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. соответствующее лицо обязанности (даже впоследствии), совершения физическим лицом административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
расширения сферы применения такого вида административной ответственности, как предупреждение по нарушениям формального характера, не влекущим неуплату (неполную уплату) налогов,
Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь сборам регламентирует основные задачи, функции и права МНС РБ, определяет полномочия министра.
Типовое положение об инспекции Министерства по налогам и сборам регламентирует основные задачи, функции и права ИМНС, определяет полномочия начальника ИНМС по области и г. Минску.