Утверждаю
Список литературы 5 семестр, ІСМК.
1.Абрамовский Г. Русская опера первой трети XIX века. – М., 1971.
2.Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977.
3.Альшванг А.А. Избранные сочинения. В.2-х томах.Т.1. – М., 1964.
4.Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX – начала XX века. – Л., 1968.
5.Асафьев Б.В. М.И.Глинка. – Л., 1978.
6.Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века.// Избр. труды. Т.4. – М., 1955.
7.Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева: Исследование. – Л., 1984
8.Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
9.Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991.
10.В.Бычков. Русская средневековая эстетика. М. 1992.
11.Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч.1. – М., 1978.
12.Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. – М., 1956.
13.Владышевская Т.Ф. Византийская музыкальная эстетика и её влияние на певческую культуру Древней Руси.// Византия и Русь. – М., 1989.
14.Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. – М., 2006
15.Внемлите ангельскому пению. По страницам трудов профессора В.В.Медушевского. / Сост. О.А.Галкин. – Минск, 1999.
16.Всенощное бдение. Литургия. Изд. Московской Патриархии. – М., 1991.
17.Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. В 2-х томах. – Нью-Йорк, 1978; Москва, 2004
18.Герасимова-Персидская Н.А. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох. – М., 1994.
19.Герасимова-Персидская Н.А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. – М., 1983.
20.Глинка М.И. Записки. / Подг. А.С.Розанов. – М., 1988.
21.Глинка в воспоминаниях современников. – М., 1955.
22.Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. – Л., 1959.
23.Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века (1836-1956). – Л., 1969.
24.Гозенпуд А.А. Пушкин и русская оперная классика. // Избранные статьи. – Л.-М., 1971.
25.Дилецкий Н. Мусикийская грамматика. Изд. С.Смоленского. – СПб., 1910.
26.Дмитриев А.Н. Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки. Фрагмент о музыкальной драматургии в партитуре оперы «Руслан и Людмила». – М.: Композитор, 2004.
27.История русской музыки. От древнейших времён до середины XIX века. Изд.3./ Ред. О.Левашевой, Ю.Келдыша, А.Кандинского. – М., 1980.
28.История русской музыки в нотных образцах. / Под ред.С.Л.Гинзбурга. – Т.1. – М., 1968. Т.2. – М., 1969.
29.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.1.Древняя Русь XI-XVII. – М., 1983.
30.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.2. XVIII век. – М., 1984.
31.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.3. XVIII век. – М., 1985.
32.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.4. 1800-1825. – М., 1986.
33.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.5. 1826-1850. – М., 1988.
34.История русской музыки. В 10-ти томах. Т.6. 1850-1860. – М., 1989.
35.Конотоп А.В. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. – М.: Композитор, 2005.
36.Кошмина И.В.Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз-пед.училищ и ВУЗов: В 2 кн. – М., 2001.
37.Крестьянин Фёдор. Стихиры. Публикация, расшифровка и исследование М.В.Бражникова. / Серия «Памятники русского музыкального искусства». Вып.3. – М., 1974.
38.Ларош Г.А. Избранные статьи о Глинке. – М., 1953.
Глинка и его значение в русской музыке.
«Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».
39.Левашева О.Е. Михаил Иванович Глинка. Кн 1,2. – М., 1987,1988.
40.Ливанова Т., Протопопов В. Оперная критика в России. Т.1. Вып.1. – М., 1966.
41.Ливанова Т., Пекелис М., Попова Т. История русской музыки. Т.1. – Л., 1940.
42.Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Вып.1. – М., 1938.
43.Ливанова Т., Протопопов В. Глинка. Творческий путь. В 2-х томах. – М., 1955.
44.Мартынов В. О музыке и пении. – Одесса,1999.
45.Металлов В.М. Осмогласие знаменного распева. – М., 1899.
46.Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. Изд.4-е. – М., 1915.
47.Музыкальная эстетика России XI-XVII веков. – М., 1978.
48.М.И.Глинка. Сборник материалов и статей. / Под ред. Т.Ливановой. – М.-Л., 1950.
49.Мясоедов А.Н. О гармонии русской музыки. – М., 1998.
50.Никитина Л.Д. История русской музыки. Популярные лекции. – М., 2000.
51.Одоевский В.Ф. Статьи о М.И.Глинке. – М., 1953.
52.Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. / Общ. ред., вст. ст. и прим. Г.Б.Бернандта. – М., 1956.
Письмо к любителю музыки об опере г.Глинки: Иван Сусанин
Заметки к письмам М.И.Глинки
Новая русская опера: Иван Сусанин. Музыка соч.г. Глинки, слова барона Розена.
«Руслан и Людмила»
53.Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. – М., 1979.
54.Очерки по истории русской музыки 1790-1825. / Ред. М.С.Друскина, Ю.В.Келдыша. – Л., 1956.
55.Пекелис М.С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. Т.1. – М., 1966; Т.2. – М., 1968; Т.3. – М., 1983.
56.Петрушанская Е.М. Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества. – М.: Издательский дом «Классика -XXI», 2009.
57.Преображенский А.В. Культовая музыка в России. – Л., 1924.
58.Протопопов В.В. «Иван Сусанин» Глинки. – М., 1961.
59.Разумовский Д. Церковное пение в России. – М., 1867.
60.Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». – М., 2001.
Русская опера XIX века. Сб.трудов. Вып.122 / ГМПИ им.Гнесиных. – М., 1991.
61.Ручьевская Е.А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. – СПб., 2002.
62.Рыцлина Л. Оперное творчество М.И.Глинки. Методическое пособие. – М., 1979.
63.Серов А.Н. Статьи о музыке. В 7-ми вып. Вып.4. – М., 1988.
«Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила»
«Руслан» и русланисты»
«Михаил Иванович Глинка».
64.Серов А.Н. «Русалка». Опера А.С.Даргомыжского. – М., 1953.
65.Скребков С.С. Русская хоровая музыка XVII-нач. XVIII века. – М., 1969.
66.Слонимский С. Русское чудо. Творчество Глинки.
67.Смоленский С.В. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. – СПб., 1910
68.Стасов В.В. Избранные статьи о М.И.Глинке. – М., 1955.
69.Стасов В.В. Заметки о демественном и троестрочном пении. // Статьи о музыке. Вып.2. – М., 1976.
70.Тарабукин Н.М. Смысл иконы. – М., 2001.
71.Трубин Н.Г. Духовная музыка. – Смоленск, 2004.
72.Тышко С.В. Проблема национального стиля в русской опере. Глинка. Мусоргский. Римский-Корсаков. – К., 1993.
73.Тышко С.В. Национальный стиль русской оперы: аспекты систематизации. // Исторические и теоретические проблемы музыкального стиля. – К., 1993.
74.Тышко С.В. Проблема национального стиля в оперном творчестве Глинки. «Руслан и Людмила». // Очерки по истории русской музыки. – К., 1995.
75.Тышко С., Мамаев С. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам». Ч.1. – К., 2000. Ч.2. – К., 2002.
76.Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – М., 1971.
77.Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. – Л., 1968; М., 1971.
78.Ундольский В. Замечания для истории церковного пения в России. – М., 1846.
79.Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России.Т.1, вып.1-3. – М., 1928.
80.Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств.
81.Холопова В.Н. Русско-украинский хоровой концерт эпохи барокко: специфика музыкального языка и композиции. // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып.2 /Ред.-сост. Ю.И.Паисов. – М., 2004.
82.Цукер А.М. Драматургия Пушкина в русской оперной классике. – М.: Композитор, 2010.
83.Цуккерман В.В. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыки. – М., 1955.
84.Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Т.1, 2. – М., 1994.
85.Яворский Б. Заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина (1825-1915) // Изб.труды. Т.2.Ч.1. – М., 1997.
86.Яворский Б. Глинка. // Изб.труды. Т.2.Ч.1. – М., 1997.
87.Ярешко А.С. Колокольные звоны России. – М., 1992.
План семинарского занятия «Стиль М.И.Глинки в опере “Руслан и Людмила”»
Вопросы семинара:
1. История создания либретто и оперы.
2. Сюжет оперы. «Руслан и Людмила» Пушкина и Глинки.
3. «Руслан и Людмила» и пути европейского оперного романтизма.
4. Художественный замысел и содержание оперы (славянская мифология, литургийность, «русский эпос», и др.)
5. Компоненты стилевого синтеза в «Руслане».
-романтическая виртуозность, «русское бельканто»;
-фольклорная архаика и другие влияния музыкального фольклора;
-«русский Восток»;
-русская романсовость;
-русское богослужебное пение и хоровой концерт;
-влияния западноевропейского ораториального и симфонического стилей.
6. Особенности композиции и драматургии оперы.
7. Полемика по поводу «Руслана». Статья А.Серова.
Литература:
1. Пушкин А.С. Поэма «Руслан и Людмила».
2. Левашева О.Е. Михаил Иванович Глинка. В 2-х томах. – М., 1987, 1988.
3. История русской музыки. В 10-ти томах.
4. Асафьев Б.В. М.И.Глинка. – Л., 1978.
5. Глинка М.И. Записки. / Подг. А.С.Розанов. – М., 1988.
6. Серов А.Н. «Руслан» и русланисты. // Статьи о музыке. В 7-ми вып. Вып.4. – М., 1988.
7. Тышко С.В. Проблема национального стиля в оперном творчестве Глинки. «Руслан и Людмила». // Очерки по истории русской музыки. – К., 1995.
8. Асафьев Б.В. Славянская литургия Эросу // Симфонические этюды. – Л., 1974.
9.Дмитриев А.Н. Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки. Фрагмент о музыкальной драматургии в партитуре оперы «Руслан и Людмила». – М.: Композитор, 2004.