Администрирование налогов, сборов

(обязательных платежей)

Определения понятий, используемых при администрировании налогов, сборов (обязательных платежей), приведены в разделах I и II НКУ. Некоторые из терминов (налогоплательщики, налоговая обязанность и др.) рассмотрены в предыдущих параграфах. Ниже представлены не определенные ранее понятия, без которых будут непонятны правила администрирования налогов и сборов:

1) крупный налогоплательщик – юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 миллионов гривен или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами доходов и сборов, за такой же период превышает 12 миллионов гривен;

2) налоговое обязательство – сумма средств, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен уплатить в соответствующий бюджет в качестве налога или сбора на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством (в том числе сумма средств, определенная налогоплательщиком в налоговом векселе и не уплаченная в установленный законом срок);

3) денежное обязательство налогоплательщика – сумма денежных средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет в качестве налогового обязательства и/или штрафной (финансовой) санкции, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности;

4) налоговый долг – сумма денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованного налогоплательщиком или согласованного в порядке обжалования, но не уплаченного в установленный Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства;

5) налоговый долг в международных правоотношениях - денежное обязательство с учетом штрафных санкций, пени при их наличии и расходов, связанных с его взысканием, неуплаченное в установленный срок, на основании соответствующего документа иностранного государства, являющееся предметом взыскания, которое может быть обращено в соответствии с международным договором Украины;

6) погашение налогового долга – уменьшение абсолютного значения суммы такого долга, подтвержденное соответствующим документом;

7) контролирующий орган – государственный орган, который в рамках своей компетенции, определенной законодательством, осуществляет контроль своевременности, достоверности, полноты начисления налогов и сборов (обязательных платежей) и погашения налоговых обязательств или налогового долга (органы доходов и сборов и таможенные органы). Никто, кроме названных органов, не имеет права проверять своевременность, полноту начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей);

8) орган взыскания – государственный орган, уполномоченный осуществлять мероприятия по обеспечению погашения налогового долга в пределах полномочий, установленных Кодексом и другими законами Украины;

9) бюджетное возмещение – возмещение отрицательного значения налога на добавленную стоимость на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по результатам проверки плательщика, в том числе автоматическое бюджетное возмещение;

10) налоговые правонарушения – противоправные деяния (действие или бездеятельность) налогоплательщиков, налоговых агентов и/или их должностных лиц, а также должностных лиц контролирующих органов, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных НКУ и другим законодательством, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы;

Ключевым термином является определение налоговой декларации. Согласно п. 46.1 ст. 46 НКУ ею является документ, представляемый налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных НКУ) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, либо документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, суммы удержанного и/или уплаченного налога. Таможенные декларации приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств. Приложения к налоговой декларации являются ее неотъемлемой частью.

Таким образом, налоговой декларацией можно признать отчетный налоговый документ, соответствующий следующим критериям:

1) форма налоговой декларации должна быть утверждена законодательно: форма налоговой декларации устанавливается центральным органом доходов и сборов по согласованию с Министерством финансов Украины; форма упрощенной налоговой декларации по налогу на прибыль по ставке 0% - Кабинетом Министров Украины; форма таможенной декларации определяется в соответствии с требованиями таможенного законодательства Украины;

2) форма налоговой декларации должна иметь необходимые обязательные реквизиты и соответствовать нормам и содержанию налога и сбора;

3) на основе налоговой декларации должно осуществляться начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа) в бюджет.

Обязательные реквизиты – это информация, которую должна содержать форма налоговой декларации и при отсутствии которой документ утрачивает определенный Кодексом статус с наступлением предусмотренных законом юридических последствий.

Налоговая декларация должна содержать следующие обязательные реквизиты:

- тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);

- отчетный (налоговый) период, за который представляется налоговая декларация;

- уточняемый отчетный (налоговый) период (для уточняющего расчета);

- полное наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика согласно регистрационным документам;

- код налогоплательщика согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) или налоговый номер;

- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий орган доходов и сборов и имеют отметку в паспорте);

- местонахождение (место жительства) налогоплательщика;

- наименование органа доходов и сборов, в который представляется отчетность;

- дата представления отчета (или дата заполнения – в зависимости от формы);

- инициалы, фамилии и регистрационные номера учетных карточек должностных лиц налогоплательщика;

- подписи налогоплательщика – физического лица и/или должностных лиц налогоплательщика, определенных НКУ, удостоверенные печатью налогоплательщика (при наличии).

В отдельных случаях, если это соответствует сущности налога или сбора и необходимо для его администрирования, форма налоговой декларации дополнительно может содержать следующие обязательные реквизиты:

- отметка об отчете по специальному режиму;

- код вида экономической деятельности (КВЭД);

- код органа местного самоуправления по КОАТУУ;

- индивидуальный налоговый номер и номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно реестру плательщиков налога на добавленную стоимость за отчетный (налоговый) период.

Налоговая декларация должна быть подписана:

- руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в орган доходов и сборов;

- физическим лицом – налогоплательщиком или его законным представителем;

- лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации согласно договору о совместной деятельности или соглашению о распределении продукции;

- руководителем налогового агента и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации такого агента, в случае, если налоговая декларация представляется налоговым агентом – юридическим лицом, а если налоговым агентом является налогоплательщик – физическое лицо – таким налогоплательщиком.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налоговых обязательств, которую отражает в налоговой декларации, предоставляемой государственным контролирующим органам одним из следующих способов:

а) лично налогоплательщиком или уполномоченным на то лицом;

б) направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

в) по средствам электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Налогоплательщики, относящиеся к крупным и средним предприятиям, предоставляют налоговые декларации в орган доходов и сборов в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

В случае направления налоговой декларации по почте, налогоплательщик обязан переслать в орган доходов и сборов не позднее, чем за десять дней до истечения предельного срока представления налоговой декларации.

В случае утери или порчи почтового отправления либо задержки его вручения органу доходов и сборов ответственность за не предоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации несет оператор почтовой связи в порядке, предусмотренном законодательством.

Налогоплательщик в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления об утере или порче почтового отправления обязан отослать по почте или представить лично (по его выбору) органу доходов и сборов второй экземпляр налоговой декларации вместе с копией уведомления об утере или порче почтового отправления.

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в предоставленной им налоговой декларации (независимо от факта утери или порчи почтового отправления либо задержки его вручения), в течение десяти календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока подачи декларации.

Вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей), представленные в разделе II Налогового кодекса Украины, сведены в табл. 1.3, а в табл. 1.4 и 1.5 показана финансовая ответственность за налоговые правонарушения.


Таблица 1.3

Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)

Глава раздела II Вопрос администрирования Решение вопроса администрирования
1. Общие положения Контролирующие органы 1) органы доходов и сборов – относительно налогов, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды (кроме тех, которые контролируются таможенными органами), а также относительно законодательства, контроль соблюдения которого возлагается на органы доходов и сборов; 2) таможенные органы – относительно пошлины, акцизного налога, налога на добавленную стоимость, других налогов, которые в соответствии с налоговым законодательством взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или территорию специальной таможенной зоны либо вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины или территории специальной таможенной зоны.
Органы взыскания исключительно органы доходов и сборов, уполномоченные осуществлять меры по обеспечению погашения налогового долга в пределах их полномочий, а также государственные исполнители в пределах своих полномочий. Взыскание налогового долга по исполнительным надписям нотариусов не разрешается.
Переписка с налогоплательщиком Налоговые уведомления-решения, налоговые требования или другие документы, адресованные контролирующим органом налогоплательщику, должны быть составлены в письменной форме, соответствующим образом подписаны, заверены печатью, направлены по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении либо лично вручены налогоплательщику или его законному либо уполномоченному представителю.
Условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств осуществляет Государственное казначейство Украины в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения контролирующего органа, представленного не позднее, чем за 5 рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления.
Требования к подтверждению данных, определенных в налоговой отчетности 1) налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности; 2) налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, а в случае ее непредставления – с предусмотренного Кодексом предельного срока представления такой отчетности. При ликвидации налогоплательщика документы за период действия не менее 1095 дней, предшествующих дате ликвидации, в установленном законодательством порядке передаются в архив; 3) в случае утери, повреждения или досрочного уничтожения документов, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, налогоплательщик обязан в 5-дневный срок со дня такого события письменно уведомить орган доходов и сборов по месту учета и таможенный орган, которым было осуществлено таможенное оформление соответствующей таможенной декларации. Налогоплательщик обязан восстановить утерянные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в орган доходов и сборов, таможенный орган; 4) контролирующим органом при принятии решения по результатам проверки должны быть учтены документы, представленные налогоплательщиком во время проверки, после ее окончания и до принятия решения, в течение трех рабочих дней со дня получения налогоплательщиком акта проверки.
Налоговый адрес Налоговый адрес налогоплательщика – физического лица – место его жительства, по которому оно ставится на учет в качестве налогоплательщика в органе доходов и сборов. Налоговый адрес юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) – местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ).
2. Налоговая отчетность Составление налоговой декларации Налоговая декларация составляется по форме, утвержденной в порядке, определенном НКУ и действующем на время ее представления. Форма налоговой декларации должна иметь необходимые обязательные реквизиты и соответствовать нормам и содержанию налога и сбора. Налоговая декларация должна быть подписана руководителем налогоплательщика (налогового агента) или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в орган доходов и сборов.
Представление налоговой декларации в органы доходов и сборов Налоговая декларация представляется за отчетный период в установленные НКУ сроки органу доходов и сборов, в котором состоит на учете налогоплательщик, по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является. Налоговая декларация представляется государственным контролирующим органам одним из следующих способов: а) лично налогоплательщиком или уполномоченным на то лицом; б) по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения; в) по средствам электронной связи. Налоговые декларации представляются за базовый налоговый (отчетный) период, равный: а) календарному месяцу (в том числе при уплате месячных авансовых взносов), - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца; б) календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов), - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия); в) календарному году, кроме случаев сдачи деклараций по налогу на доходы физических лиц, - в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года; г) календарному году для плательщиков налога на доходы физических лиц – до 1 мая года, следующего за отчетным; д) календарному году для плательщиков налога на доходы физических лиц – предпринимателей - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года. Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.
Внесение изменений в налоговую отчетность Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, установленных статьей 102 НКУ, - 1095 дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации, а в случае, когда она была предоставлена позднее, - за днем ее фактического предоставления) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, он имеет право подать уточненный расчет. Налогоплательщик имеет право не подавать уточненный расчет, если уточненные показатели нашли отражение в налоговой декларации за какой-нибудь следующий период, в течение которого были самостоятельно выявлены ошибки. А в случае, когда в дальнейшем налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, одним из необходимых условий для не начисления штрафов (кроме штрафа в размере 5% от суммы недоплаты) является предоставление новой налоговой декларации, которая содержит исправленные показатели.
3. Налоговые консультации Налоговая консультация помощь контролирующего органа конкретному налогоплательщику относительно практического использования конкретной нормы закона или нормативно-правового акта по вопросам администрирования налогов и сборов, контроль взимания которых возложен на такой контролирующий орган.
Последствия применения налоговых консультаций Не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, действовавший в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной в письменной форме.
4. Определение суммы налоговых и/или денежных обязательств налогоплательщика, порядок их уплаты и обжалования решений контролирующих органов Определение сумм налоговых и денежных обязательств Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового и/или денежного обязательства и/или пени, которую указывает в налоговой (таможенной) декларации или уточняющем расчете, представляемом контролирующему органу в сроки, установленные НКУ. Если сумма денежного обязательства рассчитывается контролирующим органом, налогоплательщик не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начислений такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного согласованного денежного обязательства и имеет право обжаловать указанную сумму.
Обжалование решений контролирующих органов Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. Процедура административного обжалования решений органов доходов и сборов является двухуровневой. Контролирующими органами высшего уровня являются: - Государственная налоговая администрация Украины – для государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которые в свою очередь являются контролирующими органами высшего уровня для государственных налоговых инспекций; - специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела – для других таможенных органов. Налогоплательщик одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан в письменном виде уведомить контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения. Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения споров. При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа налоговое обязательство считается несогласованным со дня вступления судебного решения в законную силу.
Сроки уплаты налогового обязательства Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НКУ для представления налоговой декларации, кроме случаев, установленных Кодексом.
5. Налоговый контроль Налоговый контроль система мер, принимаемых контролирующими органами в целях контроля правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другого законодательства, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы. Налоговый контроль в части осуществления мер, применяемых таможенными органами в целях проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, является составной частью таможенного контроля.
Способы осуществления налогового контроля 1) ведение учета налогоплательщиков; 2) информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов доходов и сборов; 3) проверки и сверки в соответствии с требованиями НКУ, а также проверки по соблюдению законодательства, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы, в порядке, установленном законами Украины, регулирующими соответствующую сферу правоотношений.
6. Учет налогоплательщиков Общие положения об учете налогоплательщиков Учет налогоплательщиков ведется в целях создания условий для осуществления контролирующими органами контроля правильности начисления, своевременности и полноты уплаты налогов, начисленных финансовых санкций, соблюдения налогового и другого законодательства, контроль соблюдения которого возложен на органы доходов и сборов. Постановке на учет или регистрации в органах доходов и сборов подлежат все налогоплательщики. Учет налогоплательщиков в органах доходов и сборов ведется по налоговым номерам.
Постановка на учет юридических лиц и обособленных подразделений юридических лиц Постановка на учет юридических лиц и их обособленных подразделений осуществляется после их государственной регистрации или включения сведений о них в соответствующие государственные реестры на условиях, определяемых законодательными актами Украины.
Учет самозанятых лиц Постановка на учет физических лиц – предпринимателей в органах доходов и сборов осуществляется по месту их государственной регистрации на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей». Для постановки на учет физического лица, которое намеревается осуществлять независимую профессиональную деятельность, такое лицо должно подать заявление и документы лично (направить заказным письмом с описью вложения) или через уполномоченное лицо в орган доходов и сборов по месту постоянного жительства.
Внесение изменений в учетные данные налогоплательщиков Основаниями для внесения изменений в учетные данные налогоплательщиков являются: 1) информация органов государственной регистрации; 2) информация банков и других финансовых учреждений об открытии (закрытии) счетов налогоплательщиков; 3) документально подтвержденная документация, предоставляемая налогоплательщиками; 4) информация субъектов информационного обмена, уполномоченных совершать любые регистрационные действия в отношении налогоплательщиков; 5) решение суда, вступившее в законную силу; 6) данные проверок налогоплательщиков. В случае возникновения изменений в данных или внесения изменений в документы, представляемые для постановки на учет, налогоплательщик обязан представить органу доходов и сборов, в котором он состоит на учете, уточненные документы в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в указанные документы.
Основания и порядок снятия с учета в органах доходов и сборов юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц Основаниями для снятия с учета в органах доходов и сборов юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц являются: 1) уведомление или документальное подтверждение государственного регистратора или другого органа госрегистрации о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, закрытия обособленного подразделения юридического лица, прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя; 2) признание физического лица недееспособным или ограничение его гражданской дееспособности; 3) смерть физического лица; 4) истечение срока, на который были выданы свидетельство о регистрации или другой документ (разрешение, сертификат и т.п.); 5) запрет судом физическому лицу осуществлять предпринимательскую деятельность или независимую профессиональную деятельность; 6) аннулирование или отмена свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т.п.), подтверждающего право физического лица на осуществление предпринимательской деятельности или независимой профессиональной деятельности. Порядок снятия с учета в органах доходов и сборов юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц устанавливается центральным органом доходов и сборов.
7. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов доходов и сборов Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов доходов и сборов комплекс мероприятий по сбору, обработке и использованию информации, необходимой для выполнения органами доходов и сборов возложенных на них функций и задач.
Сбор налоговой информации Для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов доходов и сборов используется информация, поступившая: 1) от налогоплательщиков и налоговых агентов (налоговые декларации, расчеты, другие отчетные документы; информация о финансово-хозяйственных операциях, о применении регистраторов расчетных операций); 2) от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Национального банка Украины (информация о результатах осуществления государственного контроля хозяйственной деятельности налогоплательщика; об установленных органами местного самоуправления ставках местных налогов, сборов и предоставленных такими органами налоговых льготах; о разрешениях, лицензиях, патентах, свидетельствах на право осуществления отдельных видов деятельности; об экспортных и импортных операциях налогоплательщика); 3) от банков, других финансовых учреждений (информация о наличии и движении средств на счетах налогоплательщика); 4) от органов власти других государств, международных организаций или нерезидентов; 5) от подразделений налоговой службы и таможенных органов (по результатам налогового контроля); 6) другая информация, обнародованная в соответствии с законодательством.
Обработка и использование налоговой информации Налоговая информация может храниться и обрабатываться в информационных базах органов доходов и сборов или непосредственно ее должностными (служебными) лицами. Перечень информационных баз, а также формы и методы обработки информации определяются центральным органом доходов и сборов. Собранная налоговая информация и результаты ее обработки используются для выполнения возложенных на органы доходов и сборов функций и задач.
8. Проверки Виды проверок 1) камеральная – проверка, которая проводится в помещении органа доходов и сборов исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика; 2) документальная – проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НКУ налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы, и которая проводится на основании налоговых деклараций, регистров налогового и бухгалтерского учета, первичных документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, с исполнением требований другого законодательства, контроль соблюдения которого возложен на органы доходов и сборов: 2.1.1) документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проверок; 2.1.2) документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы органа доходов и сборов и проводится при наличии обстоятельств, определенных НКУ; 2.2.1) документальная выездная проверка проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка; 2.2.2) документальная невыездная проверка проводится в помещении органа доходов и сборов; 3) фактическая проверка – проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика, относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, производства и обращения подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами).
Порядок проведения камеральной проверки Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.
Порядок проведения документальных плановых проверок В план-график проведения документальных плановых проверок отбираются налогоплательщики, которые имеют риск по неуплате налогов и сборов, невыполнению другого законодательства, контроль которого возложен на органы доходов и сборов. Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска в их деятельности, которая делится на: 1) высокую (проверка не чаще одного раза в календарный год); 2) среднюю (проверка не чаще двух раз в два календарных года); 3) незначительную (проверка не чаще одного раза в три календарных года). Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется только в том случае, если ему не позднее, чем за 10 календарных дней до дня проведения проверки вручены под подпись или направлены заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.
Порядок проведения документальных внеплановых проверок Документальная внеплановая выездная проверка осуществляется в случае принятия руководителем органа доходов и сборов решения о ее проведении и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации обнаружены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль соблюдения которого возложен на органы доходов и сборов, если налогоплательщик не представит объяснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа доходов и сборов в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса; 2) налогоплательщиком не представлены в установленный законом срок налоговая декларация или расчеты; 3) налогоплательщиком представлен органу доходов и сборов уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом доходов и сборов; 4) обнаружена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если он не представит объяснения и их документальные подтверждения по письменному запросу органа доходов и сборов в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса; 5) налогоплательщиком поданы в установленном порядке органу доходов и сборов возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования; 6) начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика; 7) плательщиком представлена декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V НКУ, и/или с отрицательным значением по НДС, которое составляет более 100 тыс. грн. (проверка только в отношении налога на добавленную стоимость); 8) относительно налогоплательщика подана жалоба о непредставлении им налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредставления таким налогоплательщиком объяснений и документального подтверждения по письменному запросу органа доходов и сборов в течение 10 рабочих дней со дня его получения; 9) получено постановление суда (определение суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, которые находятся в производстве; 10) в отношении должностных лиц органа доходов и сборов нижестоящего уровня, проводивших документальную проверку налогоплательщика, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело; 11) в случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченных (начисленных) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, которые подлежат налогообложению (проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали основанием для ее проведения).
Порядок проведения фактической проверки Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика на основании решения руководителя органа доходов и сборов, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под подпись при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) в случае если по результатам проверки других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях законодательства о производстве и обращении подакцизных товаров, осуществлении налогоплательщиком расчетных операций, ведении кассовых операций, наличии лицензий, патентов, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль наличия которых возложен на органы доходов и сборов, и возникает необходимость проверки таких фактов; 2) в случае получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях законодательства относительно производства и обращения подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль наличия которых возложен на органы доходов и сборов, и возникает необходимость проверки таких фактов; 3) письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования; 4) непредставления субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представления их с нулевыми показателями; 5) получения в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками; 6) в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства относительно производства и обращения подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль наличия которых возложен на органы доходов и сборов; 7) в случае получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплатах работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Сроки проведения выездных проверок Длительность документальных плановых проверок не должна превышать 30 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, 10 – для субъектов малого предпринимательства, 20 – для других налогоплательщиков. Продление сроков проведения документальных плановых проверок возможно по решению руководителя органа доходов и сборов не более чем на 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, 5 – для субъектов малого предпринимательства, 10 – для других налогоплательщиков. Длительность документальных внеплановых проверок не должна превышать 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, 5 – для субъектов малого предпринимательства, 10 – для других налогоплательщиков. Продление сроков проведения документальных внеплановых проверок возможно по решению руководителя органа доходов и сборов не более чем на 10 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, 2 – для субъектов малого предпринимательства, 5 – для других налогоплательщиков. Длительность фактических проверок не должна превышать 10 суток. Продление сроков фактических проверок осуществляется по решению руководителя органа доходов и сборов не более чем на 5 суток.
Оформление результатов проверок Результаты проверок (кроме камеральных) оформляются в форме акта (в случае установления в ходе проверки нарушений) или справки (если нарушения отсутствуют), которые подписываются должностными лицами органа доходов и сборов и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они вправе представить свои возражения в течение 5 рабочих дней, следующих за днем их получения.
9. Погашение налогового долга налогоплательщиков Источники уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика Источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика являются любые собственные денежные средства, а также суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты.
Налоговый залог В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогового долга его имущество передается в налоговый залог. Право налогового залога возникает в случае: 1) неуплаты в сроки, установленные НКУ, суммы денежного обязательства, самостоятельно определенной налогоплательщиком в налоговой декларации, - со дня, следующего за последним днем указанного срока; 2) неуплаты в сроки, установленные НКУ, суммы денежного обязательства, определенной контролирующим органом, - со дня возникновения налогового долга. Имущество налогоплательщика освобождается из налогового залога со дня: 1) получения органом доходов и сборов подтверждения полного погашения суммы налогового долга в установленном законодательством порядке; 2) признания налогового долга безнадежным; 3) принятия соответствующего решения судом в пределах процедур, установленных законодательством по вопросам банкротства; 4) получения налогоплательщиком решения соответствующего органа об отмене ранее принятых решений о начислении суммы денежного обязательства или его части (пени и штрафных санкций) вследствие проведения процедуры административного или судебного обжалования; 5) регистрации в органе доходов и сборов налогового поручительства в случаях, определенных НКУ.
Административный арест имущества Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным способом обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязанностей и может быть применен, если выясняется одно из следующих обстоятельств: 1) налогоплательщик нарушает правила отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге; 2) физическое лицо, имеющее налоговый долг, выезжает за границу; 3) налогоплательщик отказывается от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц органа доходов и сборов; 4) отсутствуют свидетельства о государственной регистрации субъектов хозяйствования, разрешения (лицензии) на ее осуществление, торговые патенты, сертификаты соответствия регистраторов расчетных операций; 5) отсутствует регистрация лица в качестве налогоплательщика в органе доходов и сборов, если она является обязательной, или если налогоплательщик, получивший налоговое уведомление или имеющий налоговый долг, совершает действия по переводу имущества за пределы Украины, его сокрытию или передаче другим лицам; 6) налогоплательщик отказывается от проведения проверки состояния сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге; 7) налогоплательщик не допускает налогового управляющего к составлению акта описи имущества, передаваемого в налоговый залог, и/или акта описи (выделения) имущества для его продажи.
Рассрочка и отсрочка денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика Рассрочкой, отсрочкой денежных обязательств или налогового долга является перенос сроков уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств или налогового долга под проценты, размер которых равен размеру пени.
Сроки давности и их применение Контролирующий орган имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была представлена позже, - за днем ее фактического представления. Заявления о возврате излишне уплаченных денежных обязательств или об их возмещении могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение.
10. Применение международных договоров и погашение налогового долга по запросам компетентных органов иностранных государств Порядок применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения Применение правил международного договора Украины осуществляется путем освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины, уменьшения ставки налога или путем возврата разницы между уплаченной суммой налога и суммой, которую нерезиденту необходимо уплатить в соответствии с международным договором Украины.
Начисление пени и штрафных санкций на сумму налогового долга в международных правоотношениях Пеня и штрафные санкции на сумму налогового долга в международных правоотношениях не начисляются при исполнении документа иностранного государства, по которому осуществляется взыскание суммы налогового долга в международных правоотношениях.
11. Ответственность Ответственные лица Налогоплательщики, налоговые агенты и/или их должностные лица несут ответственность в случае совершения нарушений, определенных законами по вопросам налогообложения и другим законодательством, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы.
Виды ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы За нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности: 1) финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени; 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность.
Штрафные (финансовые) санкции (штрафы) Штрафная санкция (финансовая санкция, штраф) – плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, взимаемая с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и прочего законодательства, контроль соблюдения которых возложен на контролирующие органы, а также штрафные санкции за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности. Штрафные (финансовые) санкции (штрафы) применяются в отношении налогоплательщиков, допустивших следующие нарушения: 1) нарушение установленного порядка постановки на учет (регистрации) в органах доходов и сборов; 2) нарушение срока и порядка представления информации об открытии или закрытии банковских счетов; 3) нарушение налогоплательщиком порядка представления информации о физических лицах-налогоплательщиках; 4) непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности или невыполнение требований по внесению изменений в налоговую отчетность; 5) нарушение установленных законодательством сроков хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также документов, связанных с выполнением требований другого законодательства, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы; 6) нарушение правил применения упрощенной системы налогообложения физическим лицом – предпринимателем; 7) отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия органа доходов и сборов; 8) нарушение порядка получения и использования торгового патента; 9) нарушение правил уплаты (перечисления) налогов; 10) нарушение правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источников выплаты; 11) непредставление или представление с нарушением срока банками или другими финансовыми учреждениями налоговой информации органам доходов и сборов.
12. Пеня Определение пени сумма средств в виде процентов, начисленных на суммы денежных обязательств, не уплаченных в установленные законодательством сроки
Объекты начисления пени 1) сумма налогового долга; 2) занижение налогового обязательства (недоплата) за прошлые налоговые периоды; 3) сумма не уплаченного в установленный срок налога на доходы физических лиц.

Таблица 1.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: