Согласно п. 4.1 ст. 4 раздела I «Общие положения» НКУ налоговое законодательство Украины основывается на следующих принципах:
1) всеобщность налогообложения – каждое лицо обязано платить установленные НКУ, законами по вопросам таможенного дела налоги и сборы, плательщиком которых оно является согласно положениям Кодекса. Данный принцип согласуется со ст. 67 Конституции Украины, гласящей о том, что каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом;
2) равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации – обеспечение единообразного подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала. Другими словами, все должны быть законопослушными и ни для кого не будет никаких исключений из правил;
3) неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
|
|
4) презумпция правомерности решений налогоплательщика в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов либо разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего возникает возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа. Понятно, что такая трактовка известного ранее правила конфликтов интересов не на стороне налогоплательщиков: «презумпция» означает, что контролирующие и судебные органы любыми путями будут доказывать незаконность действий налогоплательщика. А раньше правило конфликта интересов требовало, чтобы решение было принято в пользу налогоплательщика;
5) фискальная достаточность – установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями. Фактически этот принцип означает, что налоговая система ориентирована только на фискальную функцию, а регулирующая и стимулирующая отошли на задний план;
6) социальная справедливость – установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
7) экономичность налогообложения – установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование. С таким же подходом устанавливаются налоговые периоды и сроки уплаты налогов и сборов: они должны обеспечить своевременное поступление средств в бюджеты, учесть удобства выполнения плательщиком налоговой обязанности и уменьшить расходы на администрирование налогов и сборов (п. 4.3 ст. 4 НКУ);
|
|
8) нейтральность налогообложения - установление налогов и сборов способом, не влияющим на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика. И снова НКУ «забыл» о стимулирующей функции налогообложения. В результате - фискальной политике безразлично, смогут ли выжить налогоплательщики в конкурентной борьбе на отечественном и мировом рынках;
9) стабильность – изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
10) равномерность и удобство уплаты – установление сроков уплаты налогов и сборов исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
11) единый подход к установлению налогов и сборов - определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.
Очень жаль, что система налогообложения, основанная на перечисленных выше принципах, не ориентирована на стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности.