Структура курса лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

Г.

Санкт-Петербург

Кафедра менеджмента

Лекции по курсу:

“Финансовый менеджмент”

автор: И.И. Богушевский


Введение.............................................................................................................................  
1. Финансовый менеджмент - наука и практика............................................................  
1.2. Реализация Генеральной цели “Теории фирмы”.......................................................  
1.1.2.1.Понятие современного маркетинга............................................................................  
1.1.2.2.Основные направления маркетинговой политики на предприятии.......................  
1.1.2.3.Задачи маркетинга - менеджмента.............................................................................  
1.1.1.2.3.1.Рыночно-ориентировочные задачи.........................................................................  
1.1.2.4.Структурные элементы маркетингового решения....................................................  
1.1.1.2.4.1.Цели маркетинга.......................................................................................................  
1.1.1.2.4.2.Определение “объема целей”...................................................................................  
1.1.1.2.4.3.Развитие системы целей...........................................................................................  
1.1.1.2.4.4.Маркетинговая стратегия и маркетинг-микс.........................................................  
1.1.2.5.Инструменты и стратегия формирования рынка......................................................  
1.1.1.2.5.1.Политика продукта - Программная политика........................................................  
1.1.1.2.5.2.Показатели организации стратегии политики продукта.......................................  
1.1.1.2.5.3.Программно-организационные стратегии политики продукта............................  
1.1.2.6.Прогнозирование деятельности фирмы  
2.6.1.Принцип компенсации  
2.6.2.Матрицы «Портфеля продукции»  
2.6.3.Основные принципы классификации продукции  
2.6.4.»Жизненный цикл» спроса продукта  
2.6.5.«Жизненный цикл» продукта...................................................................................  
2.6.5.1. Описание “жизненного цикла” продукта  
2.6.5.2. Возможности воздействия на “жизненный цикл”  
2.6.5.3. Проблемы анализа “жизненных циклов”  
2.6.6.«Жизненный цикл» технологии продукта.................................................................  
2.6.7.Поле стратегий  
2.6.8.Технологические матрицы  
2.7.Роль ценообразования в деятельности фирмы.........................................................  
2.7.1Концепции ценообразования на практике.............................................................  
2.7.2.Анализ применяемых видов калькуляций цен.......................................................  
2.7.2.1Виды калькуляций.................................................................................................  
2.7.2.2..Краткий анализ групп методик калькулирования цен.......................................  
2.7.2.2.1.Группа методик с ориентацией на издержки...................................................  
2.7.2.2.2.Группа методик с ориентацией на спрос..........................................................  
2.7.2.2.3.Группа методик с ориентацией на калькуляцию (закрытые торги)...............  
2.7.2.2.4.Механизм и группа (система) методик с ориентацией на альтернативное управление по достижению максимума прибыли на инвестированный капитал  
2.7.2.2.5.Роль внутренних цен..........................................................................................  
2.7.2.2.6.Критические или безубыточные цены..............................................................  
2.7.2.2.8.Нивелированные цены.......................................................................................  
2.8.Роль плана стратегического маркетинга...................................................................  
3.Прогнозирование предпринимательской деятельности............................................  
3.1.Формирование прогнозной финансовой документации..........................................  
3.2.Качественный анализ...................................................................................................  
3.3.Количественный анализ..............................................................................................  
3.4.Анализ чувствительности...........................................................................................  
3.5.Значение «метода сценариев» в деятельности фирмы...............................................  
4.Идентификация исходных условий реализации модели “Теория фирмы”.............  
4.1.Идентификация необходимых исходных условий реализации модели “Теория фирмы”................................................................................................................................  
4.2.Экономико-математическая модель “Теория фирмы”.............................................  
4.2.1.Графическое представление модель «Теория фирмы» при j=1.............................  
4.2.2.Экономико-математическая модель “Теория фирмы” при j=1,2,3,…................  
4.3.Темпы роста реализации продукции..........................................................................  
4.3.1.Проверка на устойчивость роста фирмы................................................................  
4.4.Расчет внутренних темпов роста собственности фирмы на Тфг..............................  
4.4.1.Расчет экономической рентабельности активов (понятие НРЭИ).......................  
4.4.1.1.Понятие Км и Кт....................................................................................................  
4.4.2.Политика привлечения заемных средств...............................................................  
4.4.2.1.Эффект “финансового рычага”.............................................................................  
4.4.2.2.Соотношение капитала и имущества...................................................................  
4.4.3.Рациональная политика заимствования капитала.................................................  
4.4.3.1.Средняя ставка процента (ССП)...........................................................................  
4.4.3.2.График «относительной безопасности значений»: ЭФ, РСС, ССП, “плеча рычага”................................................................................................................................  
4.4.3.3.Процедура использования графика “относительной безопасности значений: ЭФ, РСС, ССП, “плеча рычага”........................................................................................  
4.4.3.4.Значение кредиторской задолжности при расчете ЭФР (модель №1)................  
4.4.4.Эффект финансового рычага (модель №2).............................................................  
4.4.5.Политика распределения прибыли.........................................................................  
4.4.6.Дивидендная политика.............................................................................................  
4.5.Роль финансовой и учетной политик в деятельности фирмы...............................  
4.5.1.Финансовая политика предприятия  
4.5.2.Учетная политика предприятия  
5.Роль модели «Теория фирмы» в деятельности фирмы..............................................  
5.1.Конструкция комплекса механизмов (задач), ориентированных на альтернативное управление по достижению максимума прибыли..............................  
5.2.Структура блоков комплекса задач............................................................................  
5.3.Процедура решения блоков задач..............................................................................  
5.3.1.Блок №1.....................................................................................................................  
5.3.1.1.Процедура №1.1 (табл.1).......................................................................................  
5.3.1.2.Процедура №1.2 (табл.2).......................................................................................  
5.3.2.Блок №2.....................................................................................................................  
5.3.2.1.Процедура №2.1 (табл.3).......................................................................................  
5.3.2.2.Процедура №2.2 (табл.4).......................................................................................  
5.3.2.3.Процедура №2.3 (табл.5).......................................................................................  
5.3.3.Блок №3.....................................................................................................................  
5.3.3.1.Процедура №3.1 (табл.6).......................................................................................  
5.3.3.2.Процедура №3.2 (табл.8а).....................................................................................  
5.3.3.3.Процедура №3.3 (табл.9а).....................................................................................  
5.3.3.4.Процедура №3.4 (табл.10а)...................................................................................  
5.3.3.5.Процедура №3.5 (табл.11).....................................................................................  
Приложение  
Литература..........................................................................................................................  
   
   

Общий план курса представлен на рис.1. Его концептуальная структура показана на рис.2.

Раздел 1 является вводным и в нем дается понятие финансового менеджмента в предпринимательской деятельности.

Раздел 2 раскрывает значение согласованных решений, принимаемых предпринимателем и имеющих отношение к рынку и потребностям покупателя, а также средства и методы, используемые в рыночных отношениях.

Раздел 3 знакомит с процессом прогнозирования предпринимательской деятельности предприятия.

Раздел 4 посвящен идентификации исходных условий реализации модели “Теория фирмы”.

Раздел 5 - это раздел синтеза: здесь показывается практическое согласование:

· генеральной цели “Теории фирмы”;

· учетной политики предприятия;

· альтернативного управления по достижению максимума прибыли (в статике и кинетике на основе методов сценариев);

· расчета внутренних цен и других


           
   
     
 

  Финансовый менеджмент в предпринимательской деятельности. Раздел 1    
       
  Генеральная цель “Теория фирмы” как: · согласование всех действий предприятия в условиях рынка; · средства и методы достижения желаемых результатов. Раздел 2    
     
Прогнозирование предпринимательской деятельности предприятия. Раздел 3       Идентификация исходных условий реализации модели “Теория фирмы”. Раздел 4
     
    Модель “Теория фирмы” как основа синтезирования всех элементов управления предприятием. Раздел 4    
                 

Рис 1. План курса “Финансовый менеджмент”

 
 


Ориентация на рынок

Что нужно сделать, чтобы через ГЦТФ воплотить “ориентацию на рынок”?

 
  Согласование всех решений в фирме по обеспечению потребностей покупателя (с учетом его суверенитета) с эффективной деятельностью предприятия.  
   
  “Теория фирмы” - как основа согласования всех программ по обеспечению эффективной деятельности фирмы в условиях ее внешней неопределенности  

Рис. 2. Концептуальная структура курса “Финансовый менеджмент”.
Глоссарий

· Рыночная экономика (на уровне микроэкономики).

Экономическая форма, при которой происходит координация экономических планов предприятий и их бюджетов, посредством свободного образования цен на рынках [13].

· Теория фирмы.

Раздел экономической теории, исследующий проблемы соотношения цены и объема производимого товара в различных рыночных условиях [6].

· Генеральная цель теории фирмы (ГЦТ.Ф.).

ГЦТ.Ф. заключается в том, чтобы обеспечить возможность прогнозировать уровень цен, по которым фирма будет продавать свой товар и то количество продукции, которое она должна будет производить в заданный период времени [6].

· Понятие “предприятие”.

Часто имеет такое же значение, что и “фирма”, но оно используется в официальных (законных) инструкциях, а понятие “фирма” - больше в сфере экономики [13].

Представление определений в виде экономико-математических моделей, с учетом первого уровня их декомпозиции.

1. Экономико-математическая модель “рыночная экономика“, в общем виде:

Тфг.пл.(тек)

[S1е Эк.пле п.п. = Бюд. п.п.]; (1)

при ЦРj = var;

ЦРj Î Рк;

где S1е Эк.пле п.п. - сумма е - видов Эк.- экономических пл.-планов

п.- предпринимательского п.-предприятия;

Бюд. п.п. - Бюд.-бюджет п.п.;

Тфг.пл.(тек) - Тфг. - ф.-финансовый г-год пл.-планируемый (тек.-текущий);

Црj - Ц-цена Р-рыночная j-изделия (работы,услуги);

Рк - Р-рынок к-сигмента рынка, на котором реализуется j;

j - наименование или номенклатура изделия.

j=1,2,3,.....k

2. Экономико-математическая модель “Теория фирмы”, в общем виде:

Ujпл,i = F(Цjпл.Р.i) Î Pk,i ; (2)

где Uj - U-объем (в шт.) пл.-планируемый в i-планово-учетном периоде Тфг.пл.(тек) ;

i Î Тфг.пл.(тек)

Цjпл.Р.i - Цj пл.-планируемая в i.

3. Экономико-математическая модель “ГЦТ.Ф.”, в общем виде:

ГЦТ.Ф. ® Цjпр.Р.i ; (3)

при j;

Ujпл.i;

Рк,i.

где Цjпр.Р.i - Ц - цена пр. - прогнозируемая р - рыночная j - изделия в i;

Ujпр. - Uj пр. - прогнозируемый объем (в шт.) производства j в i для Рк,i.
Введение

Специалисты, приступающие к изучению финансов, быстро понимают сложность этой дисциплины. Основным препятствием для продолжения обучения часто становится распространенное мнение о том, что никто не может овладеть в совершенстве всеми необходимыми навыками высококвалифицированного специалиста - финансового менеджера. Других смущает тот факт, что лучшими менеджерами становятся те, кто постоянно осваивает новейшие теоретические и практические разработки, а это действительно необходимое, но очень сложное требование к настоящим профессионалам.

Финансы - поистине необъятная область, а поэтому в ней необходима специализация. Например, только часть возможных направлений специализации:

· анализ инвестиций;

· анализ ценных бумаг;

· кредитование;

· организация подписки и распространения ценных бумаг;

· аналих финансов корпорации и других.

Несмотря на такую “диверсифицированность” финансов, существует несколько базовых принципов, применяемых во всех областях финансовой деятельности. Так, например, это концепция повышения ценности фирмы и важности комплексного анализа при принятии финансовых решений - два принципа. которые никогда не будут вытеснены новыми аналитическими приемами.

Многие принципы, методы и подходы в финансовой работе на предприятиях, использовавшиеся в период расцвета централизованного планирования экономики, безнадежно устарели и неприемлемы для успешной деятельности в области бизнеса.

Можно ли охарактеризовать бизнес как особую сферу деятельности или он свойственен всем видам деятельности и является одной из их характеристик? Следует признать, что бизнес - это одна из характерных черт всех видов деятельности, целью или основой которых является извлечение прибыли.

Огромное воздействие на бизнес оказывает государство и действующее законодательство. Бизнес можно:

· поощрять, тогда он успешно развивается;

· поставить в определенные правовые рамки, за которые он не должен выходить;

· запрещать, но тогда экономическая система лишается возможности развития предпринимательства вообще.

Бизнес и предпринимательство - это не синонимы, но очень близкие по своей сути понятия.

Предпринимательство - это процесс функционирования конкретного хозяйственного субъекта, которому свойственны такие особенности, как:

· инициатива и самостоятельность;

· ценностная ориентация на потребности рынка;

· способность рисковать;

· использовать новые идеи;

· привлекать необходимые ресурсы

и, наконец, управлять предприятием.

Финансовый менеджмент - это сложный процесс управления:

· денежным оборотом;

· фондами денежных средств;

· финансовыми ресурсами предприятия и коммерческой организации, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Финансовый менеджмент - это наука, которая только зарождается одновременно с формированием в РФ рыночных отношений и развитием предпринимательства.

Предпринимательская деятельность означает новый подход к интересам потребителей и управлению капиталом фирмы. Задача финансового менеджмента - обеспечить сбалансированность материальных ресурсов и капитала в каждый отрезок времени. Интересы производства в деятельности финансового менеджмента также выражаются в стоимостных показателях и денежных результатах. Финансовый менеджер ставит в своей деятельности выше всего стратегические цели фирмы, т.к. их реализации подчинено накопление капитала.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: