Пример 3

Рассмотрим механизм расчета на примере компании «ЛУКойл» (расчеты составлены автором на основании данных, пред­ставленных на официальном сайте компании «ЛУКойл»). Предполо­жим, что запасы 2001 г. у компании были оптимальными. Тогда форму­ла EOQ, выраженная в млн. дол., решается для 2001 г. так:

(206)

где 13 426 — объем продаж (без скидок) в 2001 г. Отсюда

Если принять это соотношение постоянным, то запасы 2002 г. дол­жны быть:

млн. дол.

где 15 334 — объем продаж в 2002 г.

Иными словами, фактические запасы 2002 г., составлявшие 1063 млн. дол., были выше оптимальных на 20%, или на 177 млн. дол,

Может быть принят альтернативный метод расчета:

Запасы данного периода = Запасы предшествующего периода ×

× (1 + Ожидаемый прирост продаж). (207)

Для «ЛУКойла» это будет равно: млн. дол.

Если считать уровень запасов, определенный таким образом с помощью модели EOQ, оптимальным, то оборачиваемость увеличивается с 14,4 до 17,3.

Поскольку менеджмент нередко рассуждает категориями оборачиваемости, то можно встроить эту величину в модель EOQ:

Оборачиваемость = Прогнозируемые продажи/ Запасы, рассчитываемые в модели EOQ = (Прогнозируемые продажи × Продажи прошлого года / Запасы прошлого года2). (208)

Подставив числа из приведенного примера, получим:

Оборачиваемость = (15334 × 13426: 829²)=17,3

Данная величина оборачиваемости может быть выведена из следующего уравнения:

Оборачиваемость= Оборачиваемость× (1 + Рост продаж),

где t - период времени. (209)

Например,

Оборачиваемость= 16,2 × (1,142) = 17,3.

Исходя из расчета запасов данного периода, получим:

Запасы= Запасы× (Продажи/ Продажи). (210)

Иными словами:

Запасы²= Запасы² × (Продажи/ Продажи). (211)

Отсюда:

Продажи/Запасы= (Продажи/Запасы) ×(Запасы: Запасы).

Исходя из того же уравнения подставим вместо выражения:

(Запасы/Запасы) выражение (Продажи: Продажи).

И получим таким образом уравнение:

(212)

Оборачиваемость также имеет зависимость от роста продаж. Отме­тим, что коэффициент оборачиваемости как таковой не может служить мерой эффективности. Он становится более пригодным, когда встраивается в модель EOQ. Однако по-прежнему неясно, как изменения в ценах, структуре производимой продукции или ее количестве влияют на эффективность.

Несмотря на кажущуюся привлекательность формулы Вильсона для решения задачи оптимизации размера заказа, использование ее даже теоретически ограничено.

Вывод формулы основывается на целом ряде допущений, абсолютное большинство которых не может быть применено к практике бизнеса.

К таким допущениям можно отнести следующие:

- Модель применяется для одного вида товара.

- Уровень спроса постоянен в течение планового периода времени.

- Средний уровень запаса составляет половину размера заказа.

- Интервал времени между поставками постоянен.

- Время доставки постоянно.

- Стоимость хранения запасов определяется, исходя из среднего размера запаса.

- Затраты на размещение заказа постоянны.

- Цены на закупку постоянны.

- Каждый заказ приходит отдельной поставкой.

- Поставка приходуется на склад одновременно, то есть в рамках одного учетного периода (так называемая мгновенная поставка).

- Вследствие постоянного темпа потребления и отгрузки приемка осуществляется в момент времени, когда уровень запаса равен нулю.

- Транспортный (транзитный), подготовительный, сезонный и страховой (гарантийный) запасы отсутствуют.

- Отсутствуют ограничения по производственным мощностям склада.

- Отсутствуют потери от дефицита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: