Понятие и функции цены. Политика ценообразования

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Согласно статье 189 Хозяйственного кодекса Украины цена является формой денежного определения стоимости продукции, работ, услуг.Цена отражает потребительские их свойства, покупательную способность общест ¬ шовой единицы, степень редкости товаров, характер и силу кон ¬ куренции, уровень государственного контроля, психологию поведения рыночных субъектов.

Цена складаетьсялид влиянием различных объективных и субъектом ¬ ных факторов и может быть разных видов:

- Государственной и рыночной;

- Регулируемой и трансферной;

- Оптовой и розничной;

- Мировой и внутренней;

- Договорной и прейскурантной.

Она является главным и эффективным механизмом координации эко ¬ номической поведения общества в странах со смешанной экономи ¬ кой и соответствует требованиям узкоспециализированного хозяйства.

Цене свойственны следующие функции:

X) учета и измерения затрат общественного труда.Выполняя ее, цена выступает одним из важнейших показателей народногосподарсь ¬ кого производства, является ориентиром для принятия хозяйственных решений;

2) пропорциональности и равновесия в хозяйстве. Именно из-за цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложе ¬ этой и спросом.В условиях пропорционального распределения средств произ ¬ водства и труда между отраслями равновесие на рынке поддерживается за счет цен, соответствующих общественно необходимым затратам;

3) стимулирующая. В народном хозяйстве цены могут способствует ¬ ты или препятствовать увеличению производства и потребления тех

или иных товаров. Так, заниженные цены, которые не обеспечивают нор ¬ мальную рентабельность, наносят ущерб, не заинтересовывают предприятия в наращивании объемов производства.В то же время завышенные цены, которые позволяют получить избыточный доход, создают для предприятия незаслуженные экономические привилегии и одновременно могут вызвать расширение производства, не соответствует общественным потребностям;

4) распределительная. Она связана с возможностью отклонения цены от стоимости.Так, установление высоких цен на определенную продукцию или товар позволяет государству перераспределять средства путем установления ¬ ления дотаций на другие товары.

Рыночные преобразования в экономике направлены на перестройку не только существующей системы цен, но и организации самого процесса ценообразования ¬ образования.Повышение ответственности хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и необходимость реорганизации в деятельности органов цено ¬ образования и контроля за ценами, с другой, определили линию на демократизацию политики ценообразования. Она направлена ​​на за ¬ печение:

- Рівнихекономічнихумовістимулівдлярозвиткувсіхформ собственности, экономической самостоятельности предприятий, органе ¬ заций и административно-территориальных регионов Украины;

- Сбалансированного рынка средств производства, товаров и услуг;

- Противодействия монопольным тенденциям производителей продукции, товаров и услуг;

- Объективных соотношений в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, что обеспечивает эк ¬ лентнисть обмена;

- Расширение сферы применения свободных цен;

- Повышение качества продукции;

- Социальных гарантий насампереддля низькооплачуванихта малообеспеченных граждан, включая систему компен ¬ сацийних выплат в связи с ростом цен и тарифов;

- Создание необходимых экономических гарантий для произ ¬ ников;

- Ориентации цен внутреннего рынка на уровень цен мирового рынка.

Постановлением КМУ от 18 декабря 1998 г. "О усовершенствованию ¬ ния порядка формирования цен" установлено, что формирование, уста ¬ новленном и применения цен субъектом предпринимательства натер-

торииУкраиниздшснк> етьсявиключноунащональний денежной оды ¬ низменные.Цена считается обоснованной при учете долларового эквивалента лишь в части импортной составляющей структуры цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: