Бизнес-план

Если необходимо привлечь инвестиции, кредиты и профинансировать проект, то требуется грамотно составленный бизнес-план как официальный документ.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование коммерческой деятельности организации на ближайшие и отдаленные в перспективе периоды в соответствии:

• с изменяющимися требованиями рынка;

• внешними условиями (принятие новых законов, например о финансировании ДОУ, нормативных актов и инструкций и т. д.);

• внутренними условиями (возможностями получения необходимых ресурсов — материальных, кадровых и т. д.).

Бизнес-план также определяет развитие ситуации на три года вперед при благоприятной обстановке и при непредвиденных обстоятельствах, соответствующих пессимистичному и оптимистичному варианту развития проекта.

Подробнее остановимся на структуре бизнес-плана, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 14701. Информационная структура бизнес-плана ДОУ, разработанная по аналогии с ним, состоит из следующих разделов:

1. Титульный лист.

2. Резюме (2-3 страницы).

3. Анализ положения (3-4 страницы).

4. Производственный план (до 5 страниц).

5. План маркетинга (2-3 страницы).

6. Организационный план (до 5 страниц).

7. Финансовый план (до 5 страниц).

Охарактеризуем данные разделы подробнее. Титульный лист бизнес-плана должен включать следующую информацию.

  1. Титульный лист

«Утверждаю»

Должность______________Фамилия И.О.

«___»____________200__г.

(печать)

Бизнес-план (краткое название проекта)

Название и адрес ДОУ.

Имена, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале.

Фамилия, имя, отчество руководителя-суть проекта (3-5 строк).

Форма участия государства в финансовом обеспечении проекта. Финансирование проекта (в процентах): собственные и заемные средства (отдельно — отечественные и иностранные), средства государственной поддержки. Характер строительства. Сметная стоимость проекта. Сроки строительства. Срок окупаемости проекта.

Кем и когда разработана и утверждена проектно-сметная документация.

Наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование организации и дата утверждения). Заявление о коммерческой тайне.

2. Резюме — краткий обзор бизнес-плана, который включает:

• наименование, описание сути и цели проекта;

«описание образовательного учреждения, анализ ситуации на рынке образовательных услуг, преимущества услуг ДОУ;

• собственные ресурсы ДОУ и его текущее финансовое состояние, потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, срок возврата заемных средств;

• возможность решения социальных вопросов.

3. Анализ положения. В разделе должна быть доказана потребность населения в услугах, оказываемых ДОУ. Другими словами, существование «рынка сбыта услуги или продукции» на уровне района, округа, города или даже региона. Здесь же указываются возможные конкуренты, их сильные и слабые стороны, а также аналоги услуг или продукции за последние 3 года.

4. Производственный план. Раздел содержит «аргументацию выбора производственного процесса и характеристику соответствующих технико-экономических показателей».

Например, ДОУ может наладить выпуск хлебобулочных изделий для жителей микрорайона. Представляется:

• программа производства и реализации продукции;

• описание технологии и организации производства;

, • состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок; лизинг оборудования;

• поставщики сырья, материалов и ориентировочные цены;

• численность работающих и затраты на оплату труда;

• стоимость производственных основных фондов;

• форма и норма амортизации;

• годовые затраты на выпуск продукции, себестоимость еди­ницы продукции;

• капитальные вложения и общая стоимость инвестицион­ного проекта;

• обеспечение экологической и технической безопасности.

5. План маркетинга. В разделе должно быть упомянуто, что «реализация товара или оказание услуг не вызовет серьезных проблем». В определении объема затрат на сбыт продукции должно входить:

• описание рынка сбыта продукции или оказания услуг;

• определение патентной ситуации;

• описание конечных потребителей;

• описание организации канала сбыта продукции или услуги;

• обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции, торгово-сбытовые издержки; характеристика конкурентов;

• обоснование цен на продукцию или услуги;

• расходы и доходы в случае проведения послепродажного

обслуживания;

• программа по организации рекламы с примерным объемом затрат;

• программа реализации продукции (оказания услуги).

6. Организационный план. В разделе указываются «законодательные, нормативные и другие документы, имеющие правовую силу и отношение к данному проекту, а также график реализации проекта». Последний включает следующие сведения:

• сведения о ДОУ как организации (статус, уставной капитал, система управления, финансовое положение);

• расчеты коэффициентов оценки структуры баланса ДОУ;

• форма собственности ДОУ;

• сведения о членах Попечительского совета, краткие биб­лиографические справки;

• распределение обязанностей между администрацией ДОУ;

• поддержка проекта местной администрацией;

• указывается обладатель права подписи финансовых доку­ментов.

7. Финансовый план, по которому планируются затраты на реализацию проекта и его эффективность. В структуру данного раздела входит:

• описание объема финансирования проекта по источникам;

• описание финансовых результатов реализации инвестици­онного проекта;

• определение эффективности инвестиционного проекта, которая оценивается по показателям срока окупаемости, точки безубыточности и бюджетного эффекта.

М. Л. Левицкий и Т. Н. Шевченко в своем пособии «Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях» предлагают несколько другую структуру бизнес-плана ДОУ:

I. Титульный лист

1. Название и адрес ДОУ.

2. Суть предлагаемого проекта: его цели и потенциальная эффективность.

II. Услуги

1. Описание предлагаемых услуг и их предназначение.

2. Потенциальные потребители услуг.

3. Основные конкуренты.

4. Структура услуг конкурентов (основные качественные характеристики).

5. Ценовая политика конкурентов.

6. Выгоды, получаемые потребителями ваших услуг.

7. Реалистическая оценка преимущества услуг данного ДОУ на рынке.

8. Оценка спроса на услуги.

9. Возможная цена предлагаемой ДОУ услуги.

III. План маркетинга

1. Предлагаемая система реализации услуг.

2. Определение «рыночной ниши», реклама.

3. Структура цены.

4. Мероприятия по содействию сбыта (дополнительные льготы потребителям услуг).

IV. Производственная программа

1. Место осуществления услуги.

2. Оценка месторасположения ДОУ: близость к потреби­телям услуг, транспортная (пешеходная) доступность и т. д.

3. Анализ целесообразности координации с другим обра­зовательным учреждением (организацией).

4. Методы и стандарты осуществления контроля качества услуг.

5. Возможности использования инновационных техноло­гий и их описание.

Предполагаемые издержки при «производстве услуг» и их возможная динамика.

V. Организационный план

1. Организационная схема управления.

2. Перечень имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полно­мочия, достоинства и недостатки).

3. Форма привлечения специалистов к участию в оказа­нии образовательных услуг (постоянная работа в ДОУ, совме­стительство и пр.).

4. Предполагаемый уровень и формы оплаты труда, вклю­чая дополнительные материальные и социальные льготы.

5. Кадровая политика (принципы найма: трудовые догово­ра, гражданско-правовые договора, испытательный срок и пр.).

VI. Оценка риска Перечень возможных рисков:

а) отношение местных властей (возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих организацию платных образовательных услуг);

б) наличие альтернативных услуг у конкурентов;

в) неустойчивость спроса на услуги;

г) платежеспособность потребителей;

д) трудности с набором квалифицированного персонала и др.

VII. Финансовый план

1. Объем первоначальных затрат, необходимых для орга­низации платных дополнительных образовательных услуг.

2. Источники финансирования.

3. Условия привлечения финансовых средств.

4. Налоговые последствия образовательных услуг (пере­чень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имею­щиеся льготы).

При оценке бизнес-планов как финансовых проектов принято пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем, Минэкономики, Минфином и Госкомпромом РФ от 31.03.94 г. № 7-12/47. Они предусматривают следующие виды эффективности проектов:

• коммерческая (финансовая) эффективность, учитываю­щая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

• бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, ре­гионального или местного бюджетов;

• народно-хозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реали­зацией проекта, выходящие за пределы прямых финансо­вых интересов участников инвестиционного проекта и до­пускающие стоимостное измерение. Например, сюда относится выручка от продажи интеллектуальной соб­ственности сотрудников ДОУ (лицензий на право пользо­вания изобретениями, программами для ЭВМ и т. д.). Вследствие постоянно изменяющейся экономической си­туации в нашей стране, модернизации не только системы об­разования, но и его финансирования, в настоящее время биз­нес-план оценивается как основа всей коммерческой деятель­ности ДОУ. Однако при этом следует помнить, что если ДОУ занимается предпринимательской деятельностью, что не запрещается существующим законодательством, то оно должно руководствоваться Законом РФ «О некоммерческих организациях». Поэтому учредитель вправе приостановить предпринимательскую деятельность ДОУ, если она идет в ущерб основной деятельности, предусмотренной уставом. Правда, вопрос о ее полном запрещении решается только в судебном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: