Тема 3. Налоговый контроль и его финансовые последствия

3.1. Налоговые проверки, их виды и правила проведения.

3.2. Виды налоговых правонарушений и ответственность за них.

3.1. Главная задача налоговых органов – это контроль за своевременностью, полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов. Преимущественной формой налогового контроля являются налоговые проверки.

Налоговая проверкапроверка соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Виды налоговых проверок:

1. Камеральная

2. Выездная

Камеральная налоговая проверка (Ст. 88):

1. проводится по месту нахождения налогового органа

2. проводится на основании налоговых деклараций, расчетов и прочих документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

3. не требует какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа (для работников налоговой инспекции это обычная ежедневная работа)

4. должна быть проведена в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации. В ходе камеральной проверки проверяется соблюдение сроков сдачи налоговой декларации, правильность арифметических расчетов, правомерность применения льгот.

5. налоговые органы не в праве требовать дополнительные документы при камеральной проверке, за исключением следующих случаев:

· подтверждение прав на налоговые льготы

· применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость

· исчисление и уплата налогов, связанных с использованием природных ресурсов

6. если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия:

· об этом факте сообщается налогоплательщику

· в течение пяти дней налогоплательщик должен представить пояснения или внести исправления (дополнительно представляются выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных)

· работник налоговой инспекции рассматривает представленные пояснения и документы

· если установлен факт совершения налогового правонарушения, то составляется акт поверки (в течение 10 дней после ее окончания), налагаются штрафы и доначисляются налоги

7. если до окончания камеральной проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, то камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации.

Выездная налоговая проверка (Ст. 89):

1. проводится на территории налогоплательщика (если у налогоплательщика отсутствует такая возможность, то выездная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа)

2. проводится на основании решения руководителя налогового органа

3. может проводиться по одному или нескольким налогам.

4. предметом выездной налоговой проверки: правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В отличии от камеральной проверки, проверяются все документы (первичные документы, бухгалтерские регистры, планы, сметы, договора, приказы и распоряжения, техническая документация).

5. проверяемый период: не более трех полных календарных лет, предшествующих, решению о проведении проверки

6. не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением:

· распоряжения вышестоящих налоговых органов о такой необходимости

· ликвидации организации

7. не более двух месяцев (в исключительных случаях – четыре или шесть месяцев). Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

8. в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику.

9. в течение двух месяцев со дня составления справки налоговыми органами должен быть составлен акт налоговой проверки.

Форма и требования к акту устанавливаются законодательно. Акт состоит из трех частей:

· общая (наименование, даты, налоги…)

· описательная (излагаются обнаруженные ошибки)

· заключительная (указываются статьи НК, квалифицирующие выявленное нарушение, суммы недоплаченных налогов, штрафов и пени)

10. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты его составления должен быть обязательно вручен налогоплательщику. Акт подписывается проверяющим и руководителем организации.

11. Письменные возражения по акту налоговой проверки, с обоснованием (в течение 15 дней со дня получения акта)

12. Решение по акту налоговой проверки и письменным возражениям (в течение 10 дней после истечения срока подачи письменных возражений)

13. Решение должно быть вручено налогоплательщику в течение 5 дней со дня его вынесения – Ст. 101, п. 9

14. Решение о привлечении к ответственности и решение об отказе от привлечения к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его налогоплательщику – Ст. 101, п. 9

15. Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу – Ст. 101.3, п. 1

16. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения – Ст. 70, п. 2

17. Взыскание (бесспорное) налога, сбора, пеней и штрафа (Ст. 46):

В случае если налогоплательщик не уплатил налог в срок, указанный в требовании об уплате налога, то:

А) налоговые органы в течение двух месяцев могут взыскать налог в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика:

§ Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения на списание и перечисление денежных средств в бюджетную систему.

§ Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств - с валютных счетов налогоплательщика.

§ При взыскании налога может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика.

§ При недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика, в следующем порядке:

1) наличные денежные средства;

2) ценные бумаги, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт;

3) готовая продукция;

4) сырье и материалы, станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства;

5) имущество, переданное по договору;

6) иное имущество.

Б) в срок до шести месяцев налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

С 2007 года отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок осуществляется на основании 12 критериев, среди них:

· наличие убытков в течение двух лет

· низкая рентабельность

· низкая средняя заработная плата

· темп роста расходов выше, чем темп роста доходов

· отрицательная декларация по НДС

· использование опасных налоговых схем

3.2. Ответственность за налоговые правонарушения может быть трех видов:

1. налоговая

2. административная

3. уголовная

Налоговая ответственность устанавливается НК РФ. В нем определено понятие налогового правонарушения, виды правонарушений, размер штрафов за каждое из них, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Ответственность могут нести налогоплательщики, налоговые агенты, банки, свидетели, эксперты и переводчики.

Основные виды налоговых правонарушений:

1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (Ст. 116)

А) Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет – штраф в размере 10 тысяч рублей.

Б) Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет – штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

2. Непредставление налоговой декларации (Ст. 119)

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации – штраф в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога по этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

3. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (Ст. 119.1)

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронном виде – штраф 200 рублей. (Налогоплательщики с численностью работников свыше 100 человек представляют декларации в налоговый орган в электронном виде).

4. Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (Ст. 120)

Грубое нарушение - отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

А) в течение одного налогового периода – штраф в размере десяти тысяч рублей

Б) в течение более, чем одного налогового периода – штраф в размере тридцати тысяч рублей

В) если занижена налоговая база – штраф в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Неуплата или неполная уплата сумм налога (Ст. 122)

А) штраф 20 % от неуплаченной суммы налога

Б) совершенные умышленно - штраф 40 % от неуплаченной суммы налога.

6. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (Ст. 118) - штраф пять тысяч рублей.


(см. текст в предыдущей редакции)

За каждый день просрочки платежа начисляются пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования

Пени = Неуплаченный налог * Число дней * 1/300 * Ставка рефинансирования

Административная ответственность налагается на должностных лиц. Виды нарушений в основном совпадают с теми, которые указаны в НК РФ, но размер санкций за них иной. Например, за несвоевременную сдачу декларации на руководителя ил главного бухгалтера налагается административный штраф 300-500 рублей (решение выносит мировой суд).

Уголовная ответственность наступает при совершении налоговых преступлений. Преступлением признается умышленное уклонение от уплаты налогов. Ответственность предусмотрена статьями 198, 199, 199.1 УК РФ. Для квалификации налогового преступления рассматриваются суммы неуплаченных налогов в результате неправомерных действий. Ответственность налается в виде штрафа от 100 тыс. рублей и лишения свободы на срок до 6 лет, а также в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (Ст. 111):

1) правонарушение совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств (они устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации);

2) налогоплательщик - физическое лицо, которое не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

3) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (Ст. 112):

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (Ст. 112).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: