Счетная палата

Полномочия государственных и муниципальных органов в области финансового контроля

Вневедомственный (надведомственный) финансовый контроль могут осуществлять законодательные и исполнительные органы государственной и муниципальной власти.

Законодательные органы государственной власти. Основы контроля со стороны законодательных органов государственной власти закреплены в Конституции Российской Федерации и в конституциях республик, являющихся ее субъектами, а также в уставах других субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с п. «а» ч.1 ст. 114 Конституции РФ Государственная Дума рассматривает и утверждает отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджета внебюджетных государственных социальных фондов.

Функции финансового контроля выполняют комитеты и комиссии, созданные Советом Федерации и Государственной Думой. К ним относятся: Комитет по бюджету и налогам, банкам и финансам, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думы; Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Формой финансового контроля является также заслушивание на заседаниях представительных органов соответствующих вопросов. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (ч. 5 ст.101 Конституции РФ).

Цель создания и функционирования Счетной палаты - осуществление финансового контроля. Согласно Закону «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. - это постоянно дей­ствующий орган государственного финансового контроля, подот­четный Федеральному Собранию РФ, обладающий организацион­ной и функциональной независимостью. Исходя из смысла Закона, Счетная палата РФ является высшим контрольным органом в стране, хотя в законодательстве прямо об этом не сказано. Счетная палата основана на принципе гласности: она должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

При создании Счетной палаты РФ использовался зарубеж­ный опыт. Он обобщен в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон­трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осущест­вляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюдже­та и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и Целесообразности расходов государственных средств и использо­вания федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а иных нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

К числу субъектов, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

- все государственные органы, органы управления федеральными внебюджетными фондами;

- органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

- общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, если они используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые,
таможенные и иные льготы и преимущества(ст. 12 Закона).;

Как мы видим, объектом контроля со стороны Счетной пала­ты РФ являются средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Особо выделяется компетенция Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Рос­сийской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за: управлением и обслуживанием государственного долга; законностью, рациональностью и эффективностью исполь­зования иностранных кредитов и займов, получаемых Прави­тельством РФ от иностранных государств и финансовых органи­заций; эффективностью размещения централизованных финансо­вых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлени­ем государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и междуна­родным организациям.

Счетная палата осуществляет контроль в сфере функционирования банковской системы: за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кре­дитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими феде­рального бюджета; за деятельностью Центрального банка РФ по об­служиванию государственного долга Российской Федераций (ст. 16 и 19 Закона).

В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полу­ченных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами фе­деральной собственности).

При проведении контрольной деятельности, Счетная палата имеет право проводить ревизии и тематические проверки, о результа­тах которых она информирует Совет Федерации и Государствен­ную Думу, при необходимости передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. Осуществляя реви­зии и проверки должностные лица Счетной палаты не вправе вме­шиваться в оперативную деятельность проверяемых организа­ций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии и оформления ее результатов в виде акта.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных должностных лиц Счет­ная палата направляет представление органам государственной власти РФ, руководителям, проверяемых организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе­мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо­зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требу­ющих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Производя проверки и ревизии инспекторы Счетной палаты имеют право: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федера­ции (ст. 22 Закона). Контрольные органы Президента и Прави­тельства РФ, Федеральная служба контрразведки, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, налоговые и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятель­ности Счетной палаты.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п.) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за получением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: