Полномочия государственных и муниципальных органов в области финансового контроля
Вневедомственный (надведомственный) финансовый контроль могут осуществлять законодательные и исполнительные органы государственной и муниципальной власти.
Законодательные органы государственной власти. Основы контроля со стороны законодательных органов государственной власти закреплены в Конституции Российской Федерации и в конституциях республик, являющихся ее субъектами, а также в уставах других субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с п. «а» ч.1 ст. 114 Конституции РФ Государственная Дума рассматривает и утверждает отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджета внебюджетных государственных социальных фондов.
Функции финансового контроля выполняют комитеты и комиссии, созданные Советом Федерации и Государственной Думой. К ним относятся: Комитет по бюджету и налогам, банкам и финансам, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думы; Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Формой финансового контроля является также заслушивание на заседаниях представительных органов соответствующих вопросов. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (ч. 5 ст.101 Конституции РФ).
|
|
Цель создания и функционирования Счетной палаты - осуществление финансового контроля. Согласно Закону «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. - это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, обладающий организационной и функциональной независимостью. Исходя из смысла Закона, Счетная палата РФ является высшим контрольным органом в стране, хотя в законодательстве прямо об этом не сказано. Счетная палата основана на принципе гласности: она должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
При создании Счетной палаты РФ использовался зарубежный опыт. Он обобщен в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.
Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
|
|
- определение эффективности и Целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а иных нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
К числу субъектов, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:
- все государственные органы, органы управления федеральными внебюджетными фондами;
- органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
- общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, если они используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые,
таможенные и иные льготы и преимущества(ст. 12 Закона).;
Как мы видим, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ являются средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.
Особо выделяется компетенция Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за: управлением и обслуживанием государственного долга; законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Счетная палата осуществляет контроль в сфере функционирования банковской системы: за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федераций (ст. 16 и 19 Закона).
В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами федеральной собственности).
|
|
При проведении контрольной деятельности, Счетная палата имеет право проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу, при необходимости передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. Осуществляя ревизии и проверки должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии и оформления ее результатов в виде акта.
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных должностных лиц Счетная палата направляет представление органам государственной власти РФ, руководителям, проверяемых организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.
Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
|
|
Производя проверки и ревизии инспекторы Счетной палаты имеют право: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.
В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации (ст. 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ, Федеральная служба контрразведки, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, налоговые и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.
На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п.) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за получением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов.