double arrow

Состав и структура налоговых органов РФ

В Российской империи и Советском Союзе фискальные функции выполняли финансовые органы. Налоговая служба была создана в 1990 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 г. №76 «О Государственной налоговой службе». В РСФСР в составе центральных органов государственного управления была образованная Государственная налоговая служба (ГНС). Законом РСФСР от 21.03.91 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» правовое положение ГНС определялось как обособленное структурное подразделение при Министерстве финансов. Этим же Законом было установлено, что ГНС – это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством.

Указом Президента РФ от 31.12.91 г. №340 «О Государственной налоговой службе РФ» ГНС был придан статус самостоятельного органа, который входит в систему федеральных органов исполнительной власти. ГНС состояла из центрального республиканского (РФ) органа государственного управления (ГНС РФ) и государственных налоговых инспекций по республикам, краям, областям, районам, городам.

Следует отметить, что до принятия Налогового кодекса (НК РФ) не был четко определен состав налоговых органов. Налоговый кодекс РФ внес ясность в этот вопрос. Статьей 30 НК РФ (в первой редакции) было установлено, что налоговыми органами являются ГНС РФ и ее территориальные подразделения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.12.98 г. № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиления государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и других обязательных платежей в полном объеме, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции ГНС РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ).

На основании Указа Президента РФ № 1635 Правительство РФ приняло Постановление от 27.02.99 г. №254 «Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам». В нем было установлено, что МНС РФ является федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает выработку и проведение единой государственной налоговой политики, внимание налогов и сборов; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогам и сборов; осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. МНС РФ являлся правопреемником ГНС РФ в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности.

В 2004 году в рамках административной реформы была определена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой в составе Министерства финансов РФ выделена Федеральная налоговая служба РФ.

Налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ нало­гов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (пе­речисления) в бюджетную систему иных обязательных платежей (ст. 30 НК РФ).

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является упол­номоченным федеральным органом исполнительной власти и находит­ся в ведении Министерства финансов РФ. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные ор­ганы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Система налоговых органов в соответствии с федеративным уст­ройством государства представлена центральным аппаратом ФНС Рос­сии (I уровень) и территориальными органами: управления ФНС Рос­сии по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС России (II уровень); инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления, а также инспекции ФНС России межрайонного уровня (III уровень).

Централизованная система налоговых органов, таким образом, включает:

1) центральный аппарат ФНС России;

2) 82 управления по субъектам РФ;

3) 9 межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам;

4) 7 межрегиональных инспекций по федеральным округам;

5) 1182 инспекции;

6) 1 федеральный и 4 региональных центра обработки данных.

Налоговые органы образуют единую централизованную систему с вертикальной структурой подчинения. Такое единство определено единством налоговой политики и необходимо для единообразного применения налогового законодательства. Принцип вертикальной под­отчетности обусловливает порядок обмена информацией между уров­нями налоговой службы. Так, снизу вверх передается информация о результатах контрольной работы, а сверху вниз доводятся законода­тельные и инструктивно-методические материалы, разъяснения Мин­фина России по применению отдельных норм налогового законода­тельства и т.д.

Возглавляя единую систему налоговых органов, ФНС России выполняет следующие функции:

• выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей;

• координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;

• государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правиль-ностью исчисления, полнотой и свое­ временностью внесения налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками;

• межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Необходимо отметить, что в настоящее время кроме Налогового кодекса РФ единственным актом законодательства, специально посвященным регулированию различных сторон деятельности налоговых органов, является Федеральный закон от 21 марта 1991 г. №943-1 (с изменениями) «О налоговых органах Российской Федерации». Наряду с общими принципами и задачами Закон перечисляет права и обязанности налоговых органов, а также предусматривает социальные и имущественные гарантии их работникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: