double arrow

Ответственность налоговых органов и их должностных лиц

Ответственность является неотъемлемой частью правового статуса любого субъекта права, в том числе налоговых органов и их должностных лиц, которые несут юридическую ответственность в случае нарушения прав и законных интересов участников налоговых правоотношений в процессе осуществления своей деятельности.

Следует разделять ответственность налоговых органов как государственных организаций и ответственность их работников, так как виды и порядок применения ответственности в этих случаях являются абсолютно различными.

В соответствии со ст.35 НК налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Закон «О налоговых органах РФ» предусматривает, что убытки (в том числе упущенная выгода), причинённые налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом.

Оба законодательных акта предусматривают лишь один вид ответственности налоговых органов – возмещение убытков. Таким образом, в законодательстве о налогах и сборах не установлено какой-либо специальной ответственности налоговых органов, а повторяется положение Конституции РФ о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов (ст.53).

Порядок возмещения убытков регулируется гражданским правом. Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ установлено, что вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Убытки могут быть в виде реального ущерба и в виде упущенной выгоды. Так как законодательство не предусматривает иное, то налоговые органы при нарушении прав налогоплательщика обязаны возместить как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Однако для реализации данного положения требуется ряд соответствующих условий. Так, должна быть дана правовая оценка действий налоговых органов и обоснована незаконность их действий; для взыскания убытков должна быть установлена причинная связь между неправомерными действиями налоговых органов и понесенными убытками; при доказывании причиненной связи налогоплательщик обязан показать, что им принимались меры для предотвращения убытков, однако возможность их предотвращения отсутствовала.

В соответствии со ст.35 НК причинённые налогоплательщикам убытки возмещаются за счёт федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК и иными федеральными законами. Исходя из этого, рассматриваемая ответственность лишь условно является ответственностью налоговых органов, так как действительным субъектом ответственности выступает государство.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст.35 НК). Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах носят отсылочный характер, и порядок применения различных видов ответственности к должностным лицам налоговых органов регулируется нормами других отраслей законодательства.

11. Налоговый контроль. Налоговые проверки: выездные и камеральные.

Налоговым контролем (глава 14 НК РФ) признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. Форма заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: