double arrow

Функции цены.. Функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней


Функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней сущности экономической категории.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены: учетная, стимулирующая, распределительная, функция сбалансированности спроса и предложения, функция цены как критерия рационального размещения производства.

Первая функция – учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет хозяйственных процессов и измерение их результатов. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. Цена отражает величину издержек производства и обращения, а также размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством исчисления стоимостных показателей: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирм. Цена используется для определения эффективности производства.

Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли и способствует росту выпуска и потребления разных товаров.

Стимулирование осуществляется посредством повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к ней.

С помощью цены можно стимулировать или тормозить НТП, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.

Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Она состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами, различными формами собственности, фондами накопления, потребления, социальными группами. Распределительная функция цены проявляется через акцизы на отдельные группы товаров, НДС и другие формы централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет. С помощью этой функции решаются социальные задачи общества.

Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению.

При появлении несоответствия между предложением и спросом равновесие достигается путем увеличения или сокращения производства, либо посредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем и другим способом.

Функции цены как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и виды производств с более высокой нормой прибыли. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования – глубокое изучение рынка, в том числе и рыночных цен.

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а иногда вступают в противоречие.


Сейчас читают про: