Тема 3. Ценообразующие факторы

Классификация цен.

Определение системы цен.

Классификация цен.

Определение системы цен.

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества факторов.

Эта система состоит из множества отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены), находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном блоке, ведет к изменению в других. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности.

К ним относятся топливно-энергетические отрасли, металлургия. Так изменение цен на энергоносители быстро отражается на уровне цен продукции всех отраслей экономики.

Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика цен на продукцию сельского хозяйства. Например, волна повышения цен в топливно-энергетическом комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания потребленных ими ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии).

В административной экономике рост цен в базовых отраслях часто компенсируется путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители.

При переходе к рынку в таких масштабах не может быть дотаций, так как это привело бы к искусственному изменению структуры и динамики цен, стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Поэтому отмена массовых дотаций привела к значительному усилению взаимозависимости всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более адекватной требованиям рынка.

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

— все цены формируются на единой методологической основе, которой являются законы стоимости, спроса и предложения;

— все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживаются ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс.

В зависимости от экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому виду цены подразделяются на следующие виды:

1. Оптовые цены на продукцию промышленности.

2. Цены на строительную продукцию.

3. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта.

5. Розничные цены.

6. Тарифы на платные услуги населению (коммунальные и бытовые).

7. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Рассмотрим подробнее приведенную классификацию цен.

Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и закупается оптовыми партиями.

В свою очередь, оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на 2 подвида: оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности.

Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям – другим предприятиям и организациям. Эти цены обеспечивают возможность хозяйственной деятельности предприятиям.

Реализуя продукцию, предприятия должны возместить свои издержки производства и получить прибыль, которая должна обеспечить дальнейшее воспроизводство продукции. На основе оптовых цен предприятия производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия

Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены по которым предприятия и организации потребители оплачивают продукцию предприятиям – производителям или сбытовым организациям.

Цены на строительную продукцию имеют несколько разновидностей. Продукция строительства определяется по трем видам цен:

- сметная стоимость – это предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

- прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за один кв. м жилой площади, 1 кв. м малярных работ и др.);

- договорная цена – цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиками и подрядчиками. Сфера действия этой цены расширяется с развитием рыночных отношений.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.

Закупочные цены – это договорные цены, устанавливаемые в зависимости от соотношения спроса и предложения.

По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и прибыль. Отличие закупочной цены от других видов цен состоит в том, что в нее не входит НДС и акцизы. НДС не входит также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.

Важнейшей проблемой развития сельского хозяйства является обеспечение соответствия цен в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности их обмена.

Наиболее ощутимый урон сельское хозяйство получает от инфляционного роста цен. Дело в том, что результаты своего труда оно реализует один раз в году – после уборки и продажи части урожая, а покупает необходимые материально-технические ресурсы постоянно, на протяжении всего года, когда цены непрерывно растут. Поэтому сельскому хозяйству нужна постоянная экономическая и социальная поддержка государства (льготные кредиты, обеспечение материально-техническими ресурсами, удобрениями, сельскохозяйственной техникой). Во многих экономически развитых странах помощь сельскому хозяйству выражается в закупках государства по гарантированным ценам значительной части урожая, финансовой помощи (субвенций) селу.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Затраты грузового транспорта распределяются по двум ставкам: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за перевозочную операцию (транспортировка грузов).

Розничные цены – это цены, по которым товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Розничные цены являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве. Розничная цена образуется из следующих экономических составляющих: оптовая цена промышленности, НДС, торговая надбавка или торговая скидка. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:

Издержки предприятия (себестоимость) Прибыль Снабженческо-сбытовая или оптовая наценка Торговая надбавка (скидка)
Оптовая (отпускная) цена предприятия  
Оптовая цена промышленности  
Розничная цена

Рис. 2.1. Структура цены

Каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий и отражает следующие этапы товародвижения:

1. предприятие – оптовая торговля;

2. оптовая торговля – розничная торговля;

3. розничная торговля – потребители.

Этим стадиям товародвижения и соответствуют три вида цен: оптовая цена предприятия (отпускная цена), оптовая цена промышленности и розничная цена. На каждой стадии реализации товара в цену дополнительно включается акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.

Акциз – это косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагаемый акцизом, строго ограничен действующим законодательством: алкогольная продукция, табачные изделия, бензин автомобильный, ювелирные изделия, легковые автомобили и прочие. При исчислении акциза сумма акциза определяется по формулам:

где С1 – сумма акциза в рублях;

Н1 – отпускная цена с акцизом (включает себестоимость, прибыль и акциз);

А – ставка акциза в процентах.

где С2 – сумма акциза в рублях;

Н2 – отпускная цена производителя (включает себестоимость и прибыль);

А – ставка акциза в процентах.

Налог на добавленную стоимость, являясь косвенным налогом, образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается потребителем, т.е. населением или государством, и, как правило, составляет 18%, но имеет льготные ставки по отдельным группам товаров (ставка 10% на товары детского ассортимента, некоторые продукты питания и ставка 0% при экспорте товаров).

Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены.

Состав цены – характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т. д.), выраженными в их абсолютных значениях, например, в рублях.

Структура цены – соотношение отдельных элементов цены (в процентах) в цене товара.

Кроме продажной цены существует цена потребления товара. Расходы потребителя складываются из двух частей – рыночной цены товара и цены потребления, включающей затраты, связанные с эксплуатацией этого товара (расходы на электроэнергию, на ремонт, запасные части).

Цена потребления товара, как правило, намного выше продажной цены. Например, продажная цена холодильника в общих расходах по эксплуатации за весь срок службы составляет 10%. Поэтому цена потребления выступает важным фактором конкурентоспособности любого товара.

В условиях рынка важную роль при формировании цены играет полезность товара – т. е. его свойства удовлетворять потребности покупателя при ограниченном денежном доходе с наибольшей эффективностью. При этом покупатель выбирает наиболее предпочтительный вариант покупки.

Тарифы на платные услуги населению (коммунальные и бытовые) – являются региональными, т. е. они могут регулироваться региональными органами власти и управления. Это цены на бытовые и коммунальные услуги. К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, на ремонт одежды и обуви, квартплата, плата за телефон и т. п. Эти цены включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

1. Отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами.

2. Находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены используются при экспорте и импорте товаров. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Мировая цена – это денежное выражение мировой стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов.

Мировые цены находятся под влиянием государства, которое может регулировать цены через лицензирование, квотирование (на добычу нефти устанавливаются квоты), субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

В структуре экспорта России в современных условиях значительное место занимают лес, нефть, газ, цветные металлы и другие виды сырья.

На экспортируемые товары в мировой системе действует два вида цен, различающихся методами возмещения транспортных расходов:

— цена франко-станция отправления;

— цена франко-станция назначения.

На импортные товары цены устанавливаются на основе импортной стоимости товара с включением расходов по закупке и доставке до границы в валюте страны экспортера. Затем на территории России импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка России. К ней добавляется налог на импорт, таможенная пошлина, таможенные сборы, акцизы, НДС и другие платежи.

Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри свободными, исходя из соотношения спроса и предложения.

Классификация цен в зависимости от территории действия.

По этому признаку различают:

— цены единые или поясные;

— цены региональные и местные.

Единые или поясные цены устанавливаются или регулируются государственными органами (цены на газ, электроэнергию, транспорт, квартплата и др.).

Региональные цены регулируются региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов.

Цена кроме издержек производства включает и издержки обращения, в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя, и при этом большую роль играет географический фактор в формировании цены.

В зависимости от данного признака различаются следующие виды цен:

1. Цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.

2. Единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод предполагает формирование фирмой единой цены на товар для всех покупателей, независимо от их местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, где сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Эта цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.

3. Зональные цены. При этом методе выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для разных зон эти цены являются различными, так как они устанавливаются в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны, цена возрастает.

4. Цены на основе базисного пункта. При этом методе предприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене ближайшего от заказчика базисного пункта транспортных расходов по доставке ему товара.

При переходе к рынку важную роль играет такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении.

В зависимости от меры реализации этого признака различают следующую классификацию цен:

1. Свободные цены. Цены, устанавливаемые по соглашению сторон, которые участвуют в обмене товаров, называются договорными (свободными).

Смысл договорного рыночного ценообразования в том, чтобы нацелить предприятия-изготовители на выпуск товаров, пользующихся спросом, ликвидировать дефицит товаров. Чтобы уровень свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил к сокрытию производства, необходимы следующие условия:

— реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;

— отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по договорным ценам;

— отсутствие монополии производителей;

— структурная перестройка экономики, прежде всего базовых отраслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;

— обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;

— юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

При отсутствии этих условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен или, допуская их, в то же время осуществлять государственное регулирование.

Свободные цены складываются на рынке под воздействием спроса и предложения, свободны от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены лишь косвенно путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами. Свободные цены устанавливаются по согласованию двух сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.

Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.

2. Регулируемые цены. Это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании определенное воздействие государственных органов. Регулирование цен осуществляется либо методами прямого ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности изделий, установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, установления предельных значений элементов цены.

3. Фиксированные цены. Это цены, прямо устанавливаемые государством в лице органов власти и управления. Формы фиксирования: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров).

В переходный период в рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свободные и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.

Наиболее адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Сфера действия свободных цен с 1 января 1992 года после либерализации рыночных цен была резко расширена. На подавляющее большинство товаров в настоящее время действуют свободные цены.

Классификация цен в зависимости от степени новизны товара позволяет различать методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время.

1. Метод «снятия сливок». Отличается тем, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене. Цены понижаются лишь после того, как спадает первая волна спроса, что позволяет расширить зону продажи – привлечь новых покупателей. Эта цена дает ряд преимуществ:

— высокая цена обеспечивает достаточно высокий размер прибыли даже при относительно высоких издержках в первый период выпуска товара;

— высокая цена позволяет сдерживать покупательский спрос, так при более низкой цене предприятие не смогло бы полностью удовлетворить спрос в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;

— высокая первоначальная цена способствует созданию «имиджа» качественного товара у покупателей, что может облегчить его реализацию в дальнейшем, при снижении цены;

— повышенная цена может способствовать увеличению спроса в случае престижного товара;

— высокая цена позволяет легко исправить ошибку в цене путем ее снижения, так как покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.

Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции.

2. Цена проникновения (внедрения) на рынок. При этом методе предприятие устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь к товару наибольшее число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать за счет общей массы прибыли ее потери на отдельном изделии. Это требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» неприемлемой для мелких и средних предприятий. Использование такой цены дает эффект при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

3. «Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. Цена на товар устанавливается ниже круглой суммы, это создает впечатление точного определения затрат, а также более низкой цены, уступки и выигрыша покупателя. Выигрывает продавец – за счет увеличения количества проданных товаров и суммы полученной прибыли.

4. Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. По этой стратегии цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента, как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т. е. главным конкурентом. На взаимозаменяемую продукцию устанавливается одинаковая цена. Если продукция близка по параметрам, то некоторые различия в ценах возможны. Лидерство в цене обеспечивается лишь тогда, когда предприятие имеет ряд преимуществ перед конкурентами, либо по объему производства товаров, либо по уровню издержек.

5. Цена с возмещением издержек производства. В данном случае установление цены на свой товар фирма осуществляет на основе фактических издержек производства и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле:

Ц=И+Р+Н (И+Р),

где И – издержки производства;

Р – административные расходы и расходы по реализации;

Н – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

6. Престижная цена. Устанавливается на товары очень высокого качества известной фирмы, обладающие уникальными свойствами. Цена устанавливается на очень высоком уровне.

Выбор одного из названных методов определения цены осуществляет руководство фирмы. Этот выбор зависит от многих факторов: скорости внедрения на рынок нового товара, доли рынка сбыта, контролируемого данной фирмой, характера реализуемого товара, периода окупаемости инвестиций, условий рынка, положения фирмы в соответствующей отрасли.

Для товаров, реализуемых на рынке относительно длительное время, используются следующие виды цен.

1. Скользящая или падающая цена. Устанавливается в почти прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка. Такой метод применяется чаще всего к товарам первой необходимости. В этом случае тесно взаимодействуют цены на товары и объемы их производства. Чем больше объем выпуска, тем больше у фирмы возможность снизить издержки и в конечном счете цены.

2. Долговременная цена. Устанавливается на товары массового спроса и не подвергается изменениям на протяжении долгого времени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товары могут вноситься изменения (уменьшаться их размеры, незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.

3. Цены потребительского сегмента рынка. Такие цены устанавливаются на одни и те же виды товаров и услуг, реализуемых различным социальным группам населения с разным уровнем доходов по неодинаковым ценам. Это могут быть цены на различные модификации легковых автомобилей, авиабилеты, билеты в театры. Проблема здесь состоит в том, чтобы определить правильные соотношения цен на различные по качеству товары и услуги.

4. Гибкие цены быстро реагируют на изменение соотношения спроса и предложения на рынке. Применение гибких цен оправдано, если возможны сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки: например, снижение цен к концу дня при продаже некоторых продуктов (овощей, рыбы, мяса, цветов). При этом решение об изменении цены принимает самый нижний уровень управления – продавец.

5. Преимущественная цена предусматривает определенное понижение цен на свои товары фирмой, занимающей доминирующее положение на рынке (доля рынка 70—80%). Эта фирма может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов производства и сокращения расходов по реализации товаров. Главные цели, которые при этом ставятся фирмой – предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов и заставить их платить большую цену за право внедрения на рынок, а это доступно далеко не каждому конкуренту.

6. Цены на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен. Эти цены ориентированы на ограниченный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. В этом случае цены выше, чем на обычные товары. Например, производство запасных частей к легковым автомобилям и грузовикам разных марок и моделей, снятым с производства.

7. Цена установленная ниже, чем у большинства предприятий. Такую цену может получить товар, дополняющий другой товар, который реализуется по обычной цене. Эта цена используется как реклама. На примере игрушки, покупаемой по пониженной цене, покупатель знакомится с преимуществами устройства и затем берет товар, оснащенный такими устройствами.

8. Договорные цены. При установлении договорных цен покупателям могут быть предложены льготы и скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокассет третью покупатель может получить бесплатно. У покупателя создается впечатление получения значительной выгоды для себя в случае приобретения данного товара в большем количестве, чем ему необходимо. Фактически основную выгоду получает продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль.

Цены, используемые в учете и статистике.

Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа всех сложных явлений ценообразования и функционирования цен. К основным конкретным задачам статистики цен относятся наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и нахождения их средних значений в динамических рядах. Органы статистики осуществляют регистрацию цен. Регистрируемые цены используются для расчета индексов цен. Производится также изучение цен по их элементам.

К ценам, используемым в учете и статистике, относятся: индексы цен, текущие, средние цены, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявить и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей.

В настоящее время в условиях инфляционного роста цен большое значение приобретают расчеты индексов цен, потребительских цен, характеризующих уровень жизни населения. Индексы цен производителей (индексы оптовых цен предприятий, индексы транспортных тарифов и др.), а также индексы потребительских цен используются для оценки показателей системы национальных счетов и, прежде всего, валового внутреннего продукта.

При проектировании технически сложных изделий определяются предельно допустимые цены, которые служат исходной базой для определения в дальнейшем оптовых цен на эти изделия.

Имеются также проектные и ориентировочные цены, используемые в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной) цены. Роль прогнозных цен, определяемых научно-исследовательскими организациями в процессе разработки прогнозов развития отдельных отраслей и производств, в условиях рыночных отношений значительно возрастает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: