Методы калькулирования себестоимости

Методы калькулирования себестоимости, используемые при определении цены товара, отражают ориентацию на издержки производства и, в меньшей степени, на спрос, сложившийся на рынке. Мировая практика использует два основных метода:

— метод полных издержек;

— метод предельных маржинальных издержек.

Метод полных издержек заключается в суммировании постоянных и переменных затрат и надбавки в размере нормативной прибыли.

Метод полных издержек наиболее характерен для российских производителей, так как имеет ряд очевидных преимуществ:

— обеспечивает полное возмещение всех затрат независимо от характера их происхождения;

— дает возможность получить максимально возможную в данной ситуации прибыль.

В нашей стране традиционно определение цен осуществлялось на основе полных (совокупных) издержек производства. При определении цен на базе полных издержек учитываются как прямые переменные затраты, так и постоянные затраты.

Основной недостаток данного метода заключается в том, что любой способ определения постоянных расходов на единицу продукции является производным. Цены на продукцию могут значительно отличаться в зависимости от выбранного способа.

Расчеты по совокупным издержкам могут привести к ошибочным выводам о выгодности отдельных изделий, о возможном уровне цен на изделия, о присутствии изделия в портфеле заказов.

Рассмотрим метод предельных маржинальных издержек. При определении цен по сокращенным затратам учитываются только переменные прямые затраты, то есть те, которые имеют непосредственное отношение к производству данного товара. Эти методы получили широкое развитие в США, ФРГ, Великобритании. Впервые значительное распространение этот метод получил в США под названием директ-костинг или калькулирование по прямым затратам. Косвенные затраты списываются на финансовые результаты в целом, уменьшая валовую прибыль. В Великобритании метод назвали маржинал-кост, т.е. приростные, дополнительные затраты на каждую новую единицу продукции или снижение затрат при уменьшении объема производства на одно изделие. Конкретная номенклатура статей затрат у различных фирм может различаться и быть ближе к одной из вышеназванных систем.

Основное преимущество калькулирования по сокращенным затратам заключается в выявлении наиболее выгодных видов продукции. Неизменность постоянных затрат при изменении масштабов производства, позволяет утверждать, что рентабельность следует определять как отношение разницы между ценой изделия и сокращенными затратами к сокращенным затратам. То есть при определении выгодности изделий постоянные затраты не должны учитываться. Цель применения данного метода – нахождение оптимального варианта загрузки производственных мощностей, обеспечивающего получение наибольшей прибыли. При произвольном отнесении постоянных затрат на единицу продукции возможно принятие неверных решений о дальнейшем развитии производства.

Таблица 5.2

Сравнительный анализ калькулирования по полным и по сокращенным затратам

Показатели Изделия
A B С
1. Рыночная цена изделия, руб.      
2. Сырье и материалы, руб.      
3. Зарплата основных производственных рабочих, руб.      
4. Прочие прямые затраты, руб.      
5. Итого сокращенные затраты      
6. Покрытие (валовая прибыль)      
7. Рентабельность (стр.6: стр.5) %      
8. Косвенные затраты      
9. Всего затраты      
10. Рентабельность ((стр.1-стр.9): стр.9) %     8,5

Сравнение показателя эффективности, рассчитанного как отношение прибыли к общим затратам, показывает, что продукция вида С является наименее прибыльной (8,5 < 9 < 15). Согласно традиционному подходу калькулирования по полным издержкам, следует отказаться от производства продукции вида С и увеличить выпуск продукции А.

Сравнение показателя эффективности, рассчитанного как отношение валовой прибыли к сокращенным затратам, выделил в качестве наименее прибыльной продукцию вида А (60 < 91 < 107). Согласно подходу калькулирования по сокращенным затратам, необходимо отказаться от производства продукции вида А и увеличить выпуск продукции вида B.

Определение цен на базе только переменных прямых издержек позволяет фирме в условиях сильной конкуренции установить более низкий уровень цен на данный товар и за счет этого добиться увеличения продаж и получения приемлемой прибыли. Данный метод позволяет исчислить предел цены, ниже которого она не может опуститься.

Нижний предел (порог) цены может различаться в зависимости от конъюнктуры рынка. Различают 3 вида нижнего предела цены:

1. Цена целевая (достаточная) определяется как сумма полных затрат и прибыли на единицу продукции (прибыль может определяться как традиционная в данной отрасли или среднеотраслевая). Может считаться нижней границей при благоприятной конъюнктуре.

2. Цена техническая (долгосрочная) соответствует полным затратам на одно изделие. Продажа товара по технической цене обеспечивает покрытие затрат, но не позволяет получать прибыль.

3. Цена предельная (краткосрочная) включает только удельные переменные затраты. При дальнейшем снижении цены производство прекращается.

Расчет нижней границы цены необходим для принятия решения о приеме или отклонении добавочных заказов, об остановке или продолжении производства, об участии в конкурсах на получение контрактов. Для фирмы с неполной загрузкой производственных мощностей приемлем заказ по цене, покрывающей переменные и часть постоянных затрат.

Ограничение в применении калькулирования по сокращенным затратам:

— Обоснование цен на базе только сокращенных затрат нельзя использовать одновременно на все выпускаемые фирмой товары, поскольку постоянные издержки должны быть возмещены фирмой в общей ее выручке.

— Информация, полученная с помощью данного метода, не отвечает на вопрос о возможности замены менее прибыльного товара другим изделием.

— Необходимо оценить влияние прекращения производства одной продукции на спрос на другие товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: