Издержки и цена, их взаимосвязь

Особенности формирования прибыли в условиях рынка.

Методы калькулирования себестоимости.

Издержки и цена, их взаимосвязь.

Тема 5. Издержки и их роль в формировании цен.

Информация, необходимая для принятия решения по ценам.

Решая вопрос о цене товара, фирма-производитель должна собрать информацию. Информация собирается по следующим основным направлениям: рынок товара, отрасль промышленности, в которой действует фирма, конкурирующие отрасли, правительственная деятельность. Фирма, собирая и обрабатывая информацию по ценам, должна решить несколько задач: изучить рынок, на котором она продает свои товары, изучить свою и смежные отрасли для выявления существующих и потенциальных конкурентов, принять во внимание решения правительства. На рынок и уровень сбыта товаров воздействует большое количество постоянно меняющихся факторов (политическая нестабильность, общеэкономические факторы, истощение природных ресурсов, изменение экологической обстановки, демографическая ситуация). Поэтому возникает необходимость управления ценами, которое осуществляется посредством изменений в прейскурантах, оговорок в контрактах, компенсаций. Прейскуранты – это систематизированные сборники цен на продукцию фирмы, предлагаемую покупателю. Составной частью ценообразования является широко распространенная система скидок с прейскурантных цен. Их используют фирмы – производителя товаров и розничная торговля, уменьшая первоначальную цену для привлечения новых покупателей. Применяются скидки за оплату товаров наличными, количественные скидки – за покупку большого количества товара, сезонные скидки, торговые скидки дилерам за посреднические услуги.

Фирма должна постоянно анализировать различные варианты продажи товара, пересматривать цены и скидки в зависимости от происходящих конъюнктурных изменений.

4. Рентабельность предприятия: методика исчисления, пути повышения.

Микроэкономическая теория цены исходит из того, что на формирование цены воздействует как полезность товаров для покупателя, так и затраты на его производство. Полезность вещи отражается в так называемой цене спроса, а издержки производства – в цене предложения. Эти идеи были высказаны известным английским ученым Альфредом Маршаллом еще в конце 19 века. «Мы могли бы, – писал А. Маршалл, – с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Цены спроса носят субъективный характер и зависят от ряда ценовых и не ценовых факторов. Цены предложения различаются в зависимости от издержек фирмы на производство данного товара. На основе цен спроса и предложения складываются кривые спроса и предложения, и формируется равновесная цена.

На практике предприниматель производит товары с целью получения прибыли, при этом он пытается максимизировать соотношение между прибылью и затратами. Однако возможности конкретного продавца в установлении цены на рынке ограничены типом рыночной системы и, кроме того, уровень цен складывается под воздействием целого ряда факторов. Поэтому для любого производителя главным, а иногда и единственным источником увеличения прибыли становится снижение затрат. Отсюда следует и основная цель рыночного анализа затрат: выявить оптимальное соотношение между издержками и доходами, что является важнейшим условием выживания и благополучия фирмы. В практике ценообразования принято различать бухгалтерские и предпринимательские издержки. Бухгалтерские издержки (явные затраты) включают в себя затраты на производство и реализацию продукции, относимые на себестоимость продукции. В состав бухгалтерских издержек включается стоимость ресурсов, оцененная в фактических ценах их приобретения. В условиях рынка бухгалтерские издержки на производство и реализацию продукции коммерческих организаций формируются в соответствии с действующими нормативными документами: Положениями по бухгалтерскому учету ПБУ-9/99 «Доходы организации» и ПБУ-10/99 «Расходы организации».

В соответствии с указанными документами доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на следующие виды:

1. доходы и расходы по обычным видам деятельности;

2. операционные доходы и расходы;

3. внереализационные доходы и расходы;

4. прочие (чрезвычайные) доходы и расходы.

Неявные затраты включают в себя стоимость ресурсов, принадлежащих собственнику. Они входят в состав альтернативных затрат фирмы, связанных с использованием своих собственных ресурсов производства продукции. Например, неявные затраты – это потеря дохода, который мог бы быть получен при сдаче внаем или продаже ресурсов фирмы (например сдача в аренду помещения).


Однако для того, чтобы осуществлять свою деятельность на рынке, предприятие должно нести, а, следовательно, учитывать при установлении цены иные, значительные по своей величине расходы, связанные с простым и расширенным воспроизводством. Эти издержки называются предпринимательскими. Они включают в себя:

— бухгалтерские издержки;

— нормальную предпринимательскую прибыль;

— акцизы и налог на добавленную стоимость;

— таможенные пошлины на экспортные товары фирмы;

— вмененные (альтернативные издержки), т.е. это денежные потери, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.

Правомерно считать себестоимость изготовления продукции равной производственным издержкам изготовителя товара.

Себестоимость продукции (работ услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также трудовых затрат на ее производство и реализацию.

Для целей учета, анализа и планирования затраты, включаемые в себестоимость продукции, классифицируют по различным признакам. Классификация затрат позволяет более обоснованно выявить резервы снижения себестоимости и спроектировать мероприятия по сокращению затрат на производство и реализацию продукции.

Наибольший практический интерес представляет группировка затрат по экономическим элементам и статьям затрат, называемая сметой затрат на производство,

Смета затрат на производство позволяет определить затраты на общий объем потребляемых ресурсов для выполнения всей производственной программы предприятия независимо от того, на какой конкретный вид продукции они были использованы.

Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по следующим экономическим элементам:

— материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных фондов;

— прочие затраты.

В элементе «материальные затраты» отражается стоимость:

— приобретаемых сырья и материалов, которые входят в состав изготавливаемой продукции;

— покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, вспомогательных материалов;

— приобретаемого со стороны топлива, покупной энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха и других видов).

Элемент «затраты на оплату труда» содержит затраты на оплату труда промышленно – производственного персонала предприятия, включая премии, стимулирующие и компенсирующие выплаты, оплату труда работников по заключенным договорам, а также стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам.

В элементе «отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам.

Статья «амортизация основных фондов» включает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов предприятия.

В состав «прочие затраты» входят налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, плата за аренду, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ.

Затраты, включаемые в себестоимость продукции для целей анализа и планирования, группируют по различным признакам (см. табл.5.1)

Таблица 5.1

Классификация затрат на производство.

Классификационный признак Затраты по классификационному признаку Содержание затрат
     
1.Экономическое содержание Смета затрат Общий объем потребляемых ресурсов
Калькуляция На определенный вид
2.Степень участия в процессе производства Основные Связаны с процессом изготовления продукции
Накладные Связаны с процессом управления производством
3.Способ отнесения на себестоимость отдельных видов продукции Прямые Прямо и непосредственно связаны с изготовлением продукции (расходы на сырье и материалы, зарплата основных рабочих и др.)
Косвенные Связаны с работой цеха, предприятия в целом; относят на себестоимость косвенным путем
4.Состав затрат Простые Состоят из одного экономического элемента (сырье, материалы, зарплата)
Комплексные Состоят из нескольких экономических элементов с одинаковым производственным значением.
5.Зависимость от объема производства Условно-переменные Находятся в прямой зависимости от изменения объема производства.
Условно-постоянные Находятся в незначительной степени или совсем не зависят от изменения объема производства.

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, при калькулировании себестоимости продукции группируются по статьям затрат.

В ходе составления калькуляции рассчитывается себестоимость единицы продукции, которая является базой для определения цены.

Расчет калькуляции машиностроительной продукции производится по следующим статьям расходов:

1. сырье и материалы;

2. возвратные отходы (вычитаются);

3. покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты);

4. топливо на технологические нужды;

5. энергия на технологические цели;

6. основная и дополнительная зарплата производственных рабочих;

7. отчисления на социальные нужды;

8. расходы на подготовку и освоение производства;

9. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

10.общецеховые расходы.

Итого: цеховая себестоимость продукции

11.общезаводские расходы;

12.потери от брака (в отчетных калькуляциях);

13.прочие производственные расходы.

Итого: производственная себестоимость продукции

14.внепроизводственные расходы.

Всего: полная себестоимость продукции.

В условиях рыночной экономики перед производителем стоит задача не только рассчитать затраты на производство продукции, но и предвидеть их изменение при изменении объемов продажи в результате различных ценовых решений. Поэтому на практике широко используется разделение издержек на постоянные и переменные в зависимости от характера их связи с объемом продаж (производства).

Постоянные издержки (FC – англ. fixedcost) не зависят от объема выпуска продукции в краткосрочном периоде. По своей экономической природе они являются затратами на создание условий для конкретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, помещений, арендная плата, страховка, амортизационные отчисления и т.п.

Переменные издержки (VC – англ. variablecost) меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Экономическая природа переменных издержек – это затраты на практическое осуществление той деятельности, ради которой создана фирма. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда. На каждом предприятии разграничение затрат на постоянные и переменные сопровождается анализом конкретных статей, определяющих издержки и формирующих цену предложения.

Классификация издержек на постоянные и переменные широко используется при решении таких проблем как оценка конкурентоспособности, выявление возможности роста финансовой устойчивости, определение точки безубыточности. Расчет точки безубыточности используется при окончательном установлении цены.

В точке безубыточности расходы фирмы равны ее доходам, а следовательно, она не получает никаких доходов от своей деятельности, но и не несет убытков от нее.

Экономическая сущность расчета точки безубыточности состоит в анализе взаимодействия спроса и предложения по конкретному товару фирмы. В процессе такого анализа определяется точка безубыточности, объем выпускаемой продукции при заданном уровне цен, при котором доход от продажи равен издержкам производства.

Точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек производства (FC) к разнице между ценой (P) и удельными переменными издержками (VC), т.е.:

где X – безубыточный объем производства (продаж), шт;

P – цена единицы продукции;

FC – постоянные затраты;

VС – переменные затраты в расчете на единицу продукции.

Из этого соотношения можно определить максимальную сумму издержек производства. Тогда формула (5.1) примет следующий вид:

FC = X(P – VC), (5.2)

Можно также рассчитать и минимальную цену, по которой будет выгодно реализовывать продукцию, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:

Практическая ценность классификации издержек по связи с объемом производства продукции и выделении постоянных и переменных затрат состоит в следующем:

— она помогает решить задачу регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов при росте выручки;

— она позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнений конъюнктуры на рынке;

— она открывает возможность использования метода предельных (маржинальных) издержек в ценообразовании.

Определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшем анализе изменения издержек в зависимости от различных объемов производства товаров.

Совокупные валовые издержки (TC – англ. totalcost) представляют собой все предпринимательские расходы, связанные с валовым выпуском продукции, это сумма постоянных и переменных издержек предприятия:

TC = FC + VC(5.4)

Предельные маржинальные издержки (MC – англ. marginalcost) представляют собой прирост издержек при увеличении производства на одну единицу продукции. Так как с изменением объема выпуска на одну единицу продукции постоянные издержки не меняются, то предельные издержки определяются ростом лишь переменных затрат в результате выпуска дополнительной единицы продукции:

Они показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.

В условиях рынка анализ предельных издержек на реализуемую продукцию играет важную роль при выработке и обосновании ценовой стратегии предприятия. Знание предельных издержек помогает руководству предприятия установить (увеличить или уменьшить) выпуск продукции.

Средние издержки (AC – англ. averagecost) являются издержками на единицу выпуска продукции:

Они представляют собой частное от деления совокупных (валовых) издержек (TC) на объем реализуемого товара (Q). Сравнивая средние издержки с ценой производства товара, можно определить прибыльно ли производство данной продукции и нужно ли ее производить.

Совокупные и средние издержки изменяются на различных этапах жизненного цикла товара. На стадии освоения производства они быстро растут, затем темп роста затрат снижается, что соответствует налаживанию производства и накоплению опыта. Однако при вступлении товара в стадию «зрелости» темп роста издержек возрастает из-за увеличения расходов по сбыту товаров, спрос на которые падает.

В условиях рыночной экономики анализ изменения предельных издержек чрезвычайно важен для оптимизации поведения фирмы:

1) если средние издержки показывают прибыльность предприятия в целом, то предельные – максимизацию прибыли, которая может быть определена соотношением предельного дохода к предельным затратам. Фирме следует расширять производство товара, если прирост продаж на одну единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут расходы, т.к. уровень производства, при котором прибыль будет максимальной, еще не достигнут;

2) если в результате большим оказывается темп роста затрат, то уровень производства уже выше оптимального и расширение его нежелательно, так как с выпуском каждой новой единицы товара темп роста дохода снижается, что может привести к снижению валовой прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: