Спрос (D) –это то количество товаров и услуг (Q), которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах (Р) в течение определенного времени.
Согласно закону спроса с увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.
Между ценой и спросом существует обратная зависимость:
D = f(P) < 0.
При снижении цены величина спроса увеличивается.
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием:
- эффекта дохода. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя и спрос на товар падает;
- эффекта замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, спрос на данный товар упадет;
- закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести её лишь за меньшую цену.
|
|
Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением по (вдоль) кривой спроса.
Закон спроса не действует:
- при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями;
- в отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.п.), приобретение которых является средством сбережения;
- при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых;
- в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена.